Победа В. В. Путина на президентских выборах 2000 и 2004 гг.
31 декабря 1999 г. президент РФ Борис Ельцин объявил о своей добровольной отставке. Исполняющим обязанности главы государства, согласно ст. 92 конституции РФ, стал премьер-министр Владимир Путин. В соответствии с конституцией и федеральным законом о выборах президента РФ от 31 декабря 1999 г., досрочное голосование должно было состояться в трехмесячный срок. 5 января 2000 г. Совет Федерации назначил досрочные выборы главы государства на 26 марта. Среди других ведущих политиков федерального уровня свое участие в выборах подтвердили руководители (ЛДПР) Жириновский и (КПРФ) Зюганов, а также лидер партии "Яблоко" Явлинский. 4 февраля от участия в выборах отказался бывший председатель правительства в 1998-1999 гг., председатель политического движения "Отечество-Вся Россия" (ОВР) Евгений Примаков. 12 февраля о том же заявил другой лидер блока ОВР - мэр Москвы Лужков. Официально предвыборная кампания в России стартовала 18 января 2000 г., когда Центризбирком начал прием документов, необходимых для регистрации кандидатов на пост главы государства. Всего в период с 8 февраля по 7 марта ЦИК зарегистрировал 12 кандидатов: депутат Госдумы Говорухин; предприниматель Джабраилов; председатель ЛДПР Жириновский; лидер КПРФ Зюганов; председатель движения "За гражданское достоинство" Элла Памфилова; лидер движения "Духовное наследие" Подберезкин; председатель правительства, и.о. президента РФ Путин;председатель правления Московского фонда президентских программ, бывший руководитель Управления КГБ по Москве Евгений Савостьянов (снял свою кандидатуру 21 марта); генпрокурор РФ Скуратов; губернатор Самарской области Титов; губернатор Кемеровской области Тулеев; лидер партии "Яблоко" Явлинский. (11 чувачков). 15 февраля был сформирован предвыборный штаб Владимира Путина, который возглавил заместитель главы президентской администрации Дмитрий Медведев. Агитация в печатных СМИ стартовала 25 февраля. На телевидении и радио агитационные материалы демонстрировались с 3 по 24 марта. В ходе предвыборной кампании Владимир Путин, единственный из всех кандидатов в президенты, отказался от участия в совместных теледебатах с другими претендентами. Голосование состоялось 26 марта. 5 апреля Центризбирком утвердил окончательные официальные итоги выборов. Явка по стране составила 68,7% - 75 млн 181 тыс. 73 избирателя. Согласно официальным результатам, победу в первом туре одержал Владимир Путин. За него проголосовали 52,9% избирателей. Второе место занял Геннадий Зюганов (29,2%), третье - Григорий Явлинский (5,8%). Аман-Гельды Тулеев набрал 3% голосов избирателей, Владимир Жириновский - 2,7%, Константин Титов - 1,5%, Элла Памфилова - 1%, Станислав Говорухин и Юрий Скуратов 0,4%, Алексей Подберезкин и Умар Джабраилов - 0,1%.
7 мая 2000 г. в Большом Кремлевском дворце Московского Кремля состоялась церемония вступления Владимира Путина в должность президента РФ
2004 год
На выборах Президента России в 2004 году ни одна выставленная кандидатура не представляла серьёзной угрозы для переизбранного на второй срок действовавшего президента Владимира Путина.
Официально зарегистрированные
1. Глазьев, Сергей Юрьевич, российский политический и государственный деятель, сопредседатель фракции «Родина» (Народно-Патриотический Союз в госдуме IV созыва), однако баллотировался, как самовыдвиженец. [2]2. Малышкин, Олег Александрович, российский политический деятель, член высшего совета ЛДПР с 2004 по 2007; 3. Миронов, Сергей Михайлович, Председатель Совета Федерации России, лидер РПЖ; 4. Путин, Владимир Владимирович, Президент Российской Федерации; 5. Хакамада, Ирина Муцуовна, российский политический и общественный деятель; 6. Харитонов, Николай Михайлович, российский политический и государственный деятель, депутат госдуме IV созыва от фракции КПРФ, член Аграрной партии России. 24 февраля 2004 года, Путин отправил в отставку правительство Михаила Касьянова, которого в марте сменил Михаил Фрадков. Отставка правительства вызвала удивление в России и за рубежом. Михаил Фрадков в то время был малоизвестным чиновником, который, в отличие от Касьянова, не мог рассматриваться как независимый политик ( 2 точки зрения почему случилась такая фигня: 1- назначение Фрадкова должно было удовлетворить требованиям как "силовиков", так и реформаторов, а кроме того, Путин этим назначением якобы пытался продемонстрировать свою независимость от этих группировок. 2- назначение нового премьера ознаменовало собой окончательный разрыв с эпохой Ельцина: Касьянов рассматривался как связующее звено между Путиным и ельцинской администрацией- погнул окончательно свою линию). 14 марта 2004 года Путин был переизбран на пост президента, получив 71 процент голосов. Официально вступил в должность 7 мая. Во второй своей инаугурационной речи Путин, подчеркнув, что цели первого срока – сохранение единства страны и укрепление государства – достигнуты, заявил о необходимости укреплять гражданское общество, реальную многопартийность и личные свободы граждан. Таким образом, его лёгкая победа -подлинность высокого уровня популярности Путина в стране, обусловленного успехами его первого срока. Народ ликует и поёт! Славься Путин!
34. Корректировка системы власти в началеXXI в.:
образование 7 федеральных округов, изменение порядка комплектования Совета Федерации, возрождение Госсовета.
Многие исследователи отмечают, что в сложившейся в 90-е гг. системе территориальной организации управления был превышен «порог управляемости». Существовал слабый федеральный Центр, который крайне неэффективно выполнял свои управленческие функции, и регионы, большинство из которых было просто не способно самостоятельно и эффективно реализовать на благо общества все взятые на себя полномочия. Возник управленческий разрыв между центральными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными подразделениями в субъектах Федерации. Последствия сохранения «слабого центра и слабых регионов» могли быть очень серьезными для страны. Идея создания специального института, представляющего президентскую власть на местах и одновременно координирующего деятельность местных представительств федеральных ведомств, нашла практическое воплощение уже в конце срока правления первого российского президента. Борисом Ельциным был тогда подписан указ о федеральных коллегиях. С 2000 г. законодательная база федеративных отношений стабилизируется. Созданы 7 федеральных округов. Реформа имеет целью создание более управляемой политической и организационно-мобилизационной региональной инфраструктуры, единого правового пространства. Совет Федерации
19 мая 2000 года Президент РФ официально направил в Государственную Думу проект федерального закона “О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации”. Законопроектом предусматривалось, что после введения с 1 февраля 2001 года закона в действие, избрание членов Совета Федерации
(на четырехлетний срок) в соответствии с новым порядком его формирования должно быть завершено не позднее 1 апреля 2001 года.
С этого же дня должны быть прекращены полномочия членов Совета Федерации - представителей от соответствующего субъекта Российской Федерации в Совете Федерации по должности. 23 июня 2000 года Государственная Дума приняла закон сразу во втором и третьем (“за” - 308, “против” - 86, “воздержались” - 3) чтениях, внеся в него лишь некоторые коррективы.
Члены Совета Федерации, с учетом того, что депутаты не учли их предложения, закон не одобрили (“за” - 15, “против” - 123, “воздержалось” - 2). Голосование было тайным, с использованием бюллетеней. В постановлении Совета Федерации по этому вопросу отмечалось о необходимости скорейшего принятия конституционного закона о Конституционном Собрании и по другим вопросам государственного строительства и конституционной реформы в Российской Федерации”.30 июня 2000 была образована согласительная комиссия для преодоления разногласий по данному федеральному закону. В ее состав вошло 16 человек, сопредседателями комиссии от Совета Федерации избраны заместители Председателя Совета Федерации О.П.Королев, В.М.Платонов и член Совета Федерации Н.В.Федоров. С 11 по 17 июля было проведено пять заседаний согласительной комиссии палат Федерального Собрания с участием представителей Президента Российской Федерации.
Заседания комиссии проходили под определенным прессингом со стороны депутатов Государственной Думы. Некоторые из них прямо заявляли, что если члены Совета Федерации не поддержат их предложения, они повторно примут закон и направят его на подпись Президенту. Некоторые позиции им удалось отстоять:1-Увеличен, с 21 года до 30 лет, возраст, с которого гражданин Российской Федерации может стать членом Совета Федерации (статья 1).2-Органам государственной власти субъектов РФ предоставлено право принимать решения о досрочном прекращении полномочий члена Совета Федерации (статья 9) в том же порядке, в каком осуществляется его избрание (назначение). 19 июля 2000 года Федеральный закон был принят Государственной Думой в редакции согласительной комиссии (“за” - 307, “против” - 88, “воздержалось” - 5). 26 июля 2000 года закон был одобрен Советом Федерации (“за” - 119, “против” - 18, “воздержалось” - 4) и 5 августа 2000 подписан Президентом В.В.Путиным. Законом предусматривается, что представитель в Совете Федерации от законодательного органа госвласти субъекта избирается на его заседании из числа кандидатур, внесенных председателем региональной легистратуры или группой не менее одной трети депутатов. Члены Совета Федерации избираются (назначаются) на срок полномочий делегировавших их региональных органов государственной власти.
Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти назначается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), Указ (постановление) которого вступает в силу, если на очередном или внеочередном заседании законодательного (представительного) органа госвласти субъекта РФ две трети от общего числа его депутатов не проголосуют против назначения данного представителя. Таким образом, политические деятели, депутаты Государственной Думы, высказываются за более демократический порядок формирования Совета Федерации – с участием граждан субъектов Федерации. С другой стороны, члены Совета Федерации остро ощущают свою незащищенность и уязвимость, ведь орган власти субъекта в любой момент может отозвать своего представителя. Причем, даже не удосужившись объяснить или даже объявить основания, мотивы такого решения.