ВОПРОС 11. Княжение Игоря. Восстание древлян.

Игорь (древне-исландское Ingvar) Рюрикович Старый – сын новгородского князя Рюрика. Мать - дочь «князя урманского» Ефанда.
Преемник Вещего Олега.

Существует несколько версий о дате рождения Игоря: 861, 864, 865, 875. В Новгородской первой летописи при захвате Киева в 882 году Игорь выступает уже в роли взрослого правителя.

В «Повести временных лет» в 879 году князь Рюрик, умирая, передает правление родственнику Олегу и оставляет ему своего малолетнего сына Игоря.

По данным летописи князь Игорь считался не слишком деятельным и отважным полководцем. Самая примечательная легенда – о смерти Игоря.

В 903 году из Пскова Игорю привели жену, будущую княгиню киевскую, Ольгу. Но дата женитьбы выглядит крайне сомнительно, учитывая, что сын Игоря и Ольги – Святослав, рожден в 942 году.

После смерти князя Олега в 912 году Игорь вступает на Киевский престол. Получив такое известие, древляне не спешили с уплатой дани, и Игорь вынужден был выбивать ее силой. В 914 году покорив уличей и усмирив племя древлян, он заставил их выплачивать большую дань, чем прежде. В 915-ом, Свенельд, воевода князя, двинулся на юг и после трехлетней осады, взял, город Пересечен, за что в награду получил древлянскую дань.

В 920 году Игорь вновь воевал с печенегами, но результаты этой войны не известны.
Слава князя Олега и его богатая добыча не давали покоя Игорю, и он совершил два похода на Византию. Первый поход на греков в 941 году окончился полной неудачей. Царь Роман был предупрежден болгарами и встретил Игоря во всеоружии: выслал свой флот на встречу Игоревым судам и сжег их. Спасаясь от разгрома остатки дружины, высадились на берег Малой Азии и стали грабить окрестные поселения, но византийцы выдворили их и оттуда. Игорь с уцелевшей дружиной бесславно вернулся в Киев.

«Повесть временных лет» отмечает алчность и жадность Игоря. Неудача с греками его не остановила. Игорь стал готовиться к новому походу, который состоялся в 944 году. Собрав многих воинов: словен, кривичей, тивирцев, русь, полян, нанял печенегов, взял у них заложников, и пошел в ладьях и на конях на греков. Император Византии был опять предупрежден болгарами: "Идет русь и наняла с собой печенегов" и послал кИгорю своих лучших бояр с мольбою: "Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег, прибавлю и еще к той дани". Царь Роман и князь Игорь вступили в переговоры и заключили новый договор (945г.) между Византией и Русью. Установили «мир вечный до тех пор, пока солнце сияет и весь мир стоит». В договоре присутствуют более благоприятные условия для торговли с Византией, чем раньше и здесь же впервые встречаем выражение «Русская земля».

По возвращении из византийского похода, осенью 945 года, князь Игорь, по требованию своей дружины и недовольный своим содержанием, отправляется к древлянам за данью. Древляне не числились в составе войска, который потерпел разгром в Византии, и поэтому решил поправить свое положение за их счет. Легко собрав дань, на пути домой Игорь передумал: не потребовать ли больше? «Поразмыслив, сказал своей дружине: "Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу еще". Отправив большую часть дружины в Киев, с малой он вернулся в Древлянскую землю. Древляне справедливо рассудили: "Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит". Они перебили всех дружинников и убили самого князя Игоря. По словам Иоанна Цимисхия “он был взят ими в плен, привязан к стволам деревьев и разорван надвое”. Близ Искоростеня он и был похоронен под высоким курганом.

Согласно летописи, княгиня Ольга, вдова Игоря, жестоко отомстила древлянам. Возложила на них тяжелейшую дань, перебила много народа, уничтожила их старейшин, сожгла Искоростень, и пока подрасталсын Игоря, маленький Святослав, при поддержке дружины и бояр князя стала править Русью.

Правление княгини Ольги.

Княгиня Ольга, в крещении Елена (ум. 11 июля 969) -- великая княгиня, правила Киевской Русью после гибели мужа, князя Игоря Рюриковича. Первая по времени жизни канонизированная церковью святая на Руси.

От природы эта женщина обладала острым умом, неудержимой энергией, широтой взглядов и твёрдой волей. Первая княгиня-христианка хорошо осознавала значение новой веры, понимала необходимость реформ, стремилась достичь процветания своего государства.

Первое упоминание в летописи о княгине Ольге связано с тем, как она отомстила за мужа. Но куда важнее то, что последовало после мести. Княгиня вошла в русскую историю как первая христианка на киевском престОле.

Происхождение

Согласно самой ранней древнерусской летописи, "Повести Временных Лет", Ольга была родом из Псковa. Житие святой великой княгини Ольги уточняет, что родилась она в деревне Выбуто Псковской земли, в 12 км от Пскова выше по реке Великой. Имена родителей Ольги не сохранились, по Житию они были не знатного рода, "от языка варяжска". Варяжское происхождение (скандинавское) подтверждается её именем, имеющим соответствие в древнескандинавском как Helga. Присутствие скандинавов в тех местах отмечено рядом археологических находок, датируемых 1-й половиной X века.

Типографская летопись (конец XV века) и более поздний Пискаревский летописец передают слух, будто Ольга была дочерью Вещего Олега, который стал править Киевской Русью как опекун малолетнего Игоря, сына Рюрика: "Нецыи же глаголют, яко Ольгова дщери бе Ольга". Олег же поженил Игоря на Ольге.

Так называемая Иоакимовская летопись, достоверность которой ставится историками под сомнение, сообщает о знатном славянском происхождении Ольги: "Когда Игорь возмужал, оженил его Олег, выдал за него жену от Изборска, рода Гостомыслова, которая Прекраса звалась, а Олег переименовал её и нарек в своё имя Ольга. Были у Игоря потом другие жены, но Ольгу из-за мудрости её более других чтил." Болгарские историки выдвигали также версию о болгарских корнях княгини Ольги, опираясь в основном на сообщение Нового Владимирского Летописца и переводя летописное название Плесков не как Псков, но как Плиска -- болгарская столица того времени. Названия обоих городов действительно совпадают в древнеславянской транскрипции некоторых текстов, что и послужило основанием для автора Нового Владимирского Летописца перевести сообщение "Повести Временных Лет" об Ольге из Пскова как об Ольге из болгар, так как написание Плесков. В церковных "Житиях Ольги" щедро используются народные легенды и сказания о ней. Богословы изображают Ольгу обычной крестьянской девушкой из села Выбутино. Как-то в псковских лесах она случайно повстречала княжича Игоря, приехавшего на охоту, и перевезла его в лодке на другой берег реки. Пораженный красотой и умом Ольги, Игорь женился на ней. Авторы "Житий" простым происхождением княгини еще больше подчеркивали её будущее величие.

Правление

После сообщения о свадьбе Игоря и Ольги в 903 г. летопись долгое время ничего не упоминает об их дальнейшей судьбе. Муж Ольги был фактически отстранен от власти собственным воспитателем Олегом Вещим вплоть до смерти последнего в 912 г…В 945 г. киевский князь решил повторно собрать дань с древлян, вспыхнуло восстание, во время которого княжеская дружина была разбита, а сам Игорь убит -- разорван между двумя деревьями. В 945 года Ольга осталась вдовой и заняла киевский стол до совершеннолетия сына -- Святослава Игоревича.

Месть древлянам

Начало её правления ознаменовалось подавлением древлянского восстания. "Повесть временных лет" подробно описывает три Ольгиных мести за мужа. Весной 945 г., когда княгиня готовилась к походу в непокорные земли, прибыли древлянские послы сватать её за своего князя Мала. В этом не было ничего необычного: по тогдашним представлениям, тот, кто убил вождя, мог унаследовать его власть, лишь женившись на его вдове. Ольга приказала живыми закопать послов в землю у себя во дворе. Ещё одну группу послов она сожгла в бане. Тем временем войско было готово. С княгиней выступил в первый свой поход и сын Святослав. Он был еще настолько мал, что копье, брошенное им, смогло перелететь лишь через голову его коня. Однако для княжеской дружины это был сигнал к бою. Ольге удалось хитростью истребить войско древлян и разгромить их столицу -- Искоростень. Осада города продолжалась целый год, его защитники голодали, но не сдавались. Тогда княгиня начала переговоры: пообещала горожанам легкую дань и велела принести с каждого двора по три голубя и три воробья. Жители Искоростеня с радостью согласились. А Ольга тем временем приказала своим воинам привязать к каждой птице горящий трут и отпустить на волю. Птицы полетели к родным гнездам и подожгли город. Древлянская столица была уничтожена, а уцелевшим людям пришлось платить тяжелую дань и признать главенство Киева.

Ольге предстояли и другие государственные дела. Важной дальновидной мерой княгини стала административно-хозяйственная реформа, состоявшая в четкой регламентации и упорядочении налогов и дани с подвластных Киеву племен. Занялась она и организацией собственного княжеского хозяйства. Чтобы реформа была эффективной, Ольге пришлось провести раздел угодий между собственниками, поставить "знамения", то есть княжеские знаки, которые отделили государственные владения и обеспечили их охрану, а также определить специальные места -- "погосты", куда свозились поборы с населения. Постепенно стараниями княгини отдельные славянские земли, объединенные Киевом, превращаются в государственную территорию, а конфликты, подобные древлянскому восстанию, становятся невозможными.(замена полюдья на погосты (области). Для каждого погоста княгиня установила урок, размер которого был фиксированным. Налоговая реформа Ольги помогла упорядочить систему сбора податей и укрепить авторитет Киева.)

Внешняя политика. Крещение

Решив внутренние вопросы, Ольга обращается к сложным проблемам внешней политики, в частности в русско-византийских отношениях. Договор с Византией 944 г. почти не действовал, так как оба властителя, заключившие его, сошли с политической арены. Для налаживания отношений с греками Ольга отправилась в Константинополь и добилась личного приема у византийского императора Константина VII Багрянородного, который оставил подробное описание этого события. Не называя года визита, он, тем не менее, указывает точные даты посещения русской архонтиссой Ольгой императорского дворца: впервые она была приглашена в среду 9 сентября, вторично -- в воскресенье 18 октября. Во время этой поездки Ольга приняла и святое крещение (в христианстве получила имя Елена). Крёстным отцом княгини стал сам император.

Вряд ли во время русско-византийских переговоров мог подниматься вопрос о бракосочетании: княгиня была уже немолода, а император женат. Возможно, речь шла о совсем другом династическом браке: есть основания полагать, что Ольга предложила обручить своего сына с дочерью императора, но получила отказ.

Характерной особенностью всех древнерусских источников является то, что они связывают крещение Ольги с её визитом в Константинополь. Император же Константин ни единым словом не упоминает об акте крещения киевской княгини. Сложно вообразить, что такой важный факт мог остаться без его внимания. Интересно, что в свиту княгини входил священник Григорий, прибывший с ней из Киева. Значит, Ольга уже была христианкой? Когда же она крестилась? Ученые называют разные даты. Высказывается мысль, что Ольга могла креститься вместе с мужем еще в 944 г., когда они находились в Константинополе. Тогда выходит, что древлянское восстание и убийство Игоря имело еще и антихристианскую направленность. Существуют предположения, что она могла креститься в Киеве в 955 г. Называют и разные даты визита Ольги в Царьград. "Повесть временных лет" датирует это событие 955 г., западноевропейские хроники относят к 959 г., а современные исследователи -- к 946 или 957 гг.; некоторые даже считают, что Ольга дважды побывала в Константинополе.

Император вручил Ольге "дары многи", а патриарх при отъезде домой благословил. Тем не менее, итоги визита разочаровали Ольгу. Её миссия имела торгово-политическую направленность. Возможно, она хотела восстановить или дополнить договор своего мужа с греками 944 г. и провести переговоры относительно крещения Руси. Мечтала она также получить от императора королевский титул. Свое путешествие Ольга начала весной и через месяц, где-то в начале мая, прибыла с посольством в Суду, Константинопольскую гавань, где и дожидалась приема более четырех месяцев, вынужденная все это время жить на корабле. Несмотря на то, что Ольгу все же пригласили ко двору, планам её не суждено было сбыться. Более того, приём, описанный императором, носил унизительный для русской княгини характер. После поездки в Царьград русско-византийские отношения остались напряженными.

Вскоре после возвращении Ольги в Киев на Русь прибыли византийские послы и напомнили княгине об обещанных встречных дарах императору.

Противоречия с Византийской империей были настолько глубокими, что Ольге пришлось искать альтернативы византийской ориентации. В 956 г. она направила послов во Франкфурт-на-Майне, к немецкому императору Оттону I с предложением основать на Руси епархию, подчиненную папе римскому. Это был бы болезненный удар по Константинополю, хотя в середине IX в. конфликт между православием и католицизмом еще не привел к окончательному разрыву. На Русь был назначен епископ Адальберт, но его миссия не имела успеха. В 962 г. западные миссионеры вынуждены были возвратиться домой.

Ольга-христианка прославилась "добрыми делами" -- помощью бедным и милостыней. Она также уничтожала языческие капища и строила христианские церкви. Сведения о строительстве Троицкой церкви в Пскове содержатся в одном из "Житий Ольги". Поддерживала Ольга и строительство небольших частных часовен, молелен и маленьких церквушек.

Ольга умерла 11 июля 969 г. на 77-м году жизни. Известно, что она завещала "не творить над нею тризны". Где именно похоронили княгиню, неизвестно, возможно, это была одна из христианских церквей, построенных ею в Киеве. В "Повести временных лет" рассказывается о погребальном обряде над её телом, осуществленным христианским "презвутером", то есть священником. Там же упоминается, что в 1007 г. князь Владимир перенес останки княгини в Десятинную церковь, где она и была похоронена в каменном саркофаге. Потомки по достоинству оценили огромные заслуги княгини Ольги в деле государственного строительства и особенно в христианизации Руси: за переход к христианству Русская православная церковь еще в домонгольский период канонизировала её.(1547)

13) Походы Святослава на Волжскую Булгарию и хазар. Борьба с печенегами;

Святослав приобрел известность как князь-воин. Первые походы он предпринял против Хазарского каганата. К X в. хазары утратили власть над Поднепровьем, и их главным форпостом на западных границах стал город Саркел (Белая Вежа) в нижнем течении Дона. Каганат сохранил власть над землями вятичей в бассейне Оки и Волги. Спор из-за того, кому собирать дань с вятичей, стал причиной столкновения Киевской Руси с Хазарией.

В 964 г. Святослав собрал дружину и, как повествует летописец, двинулся на Оку и Волгу. Там он «налез» на вятичей. На вопрос: «Кому дань даете?» - вятичи отвечали - «хазарам». Племя вятичей было многочисленным и воинственным. Леса надежно укрывали их от норманнских речных флотилий. Собравшись воевать с хазарами, киевский князь не стал ввязываться в войну с вятичами. Перезимовав в Поднепровье, киевский князь следующим летом двинулся на Хазарию. Полагают, что в ходе двух кампаний (965-969) войска Святослава разгромили главные города хазар - Саркел, Итиль и Семендер - и уничтожили Хазарский каганат.

История хазарской войны получила отражение в русских и арабских источниках. Киевские летописи сообщают, что в 965 г. Святослав с дружиной отправился на Дон к Саркелу, разгромил войско кагана и захватил крепость, после чего повернул на юг, победил яссов (осетин) и касогов (черкессов) и с Северного Кавказа ушел в Киев. Вторжение Святослава не могло быть непосредственной причиной крушения Хазарии. Киевский князь ограничился тем, что разорил западную окраину Хазарии.

Ценным дополнением к русским источникам служат восточные сочинения. В Записках арабского географа Ибн Хаукаля приведены сведения о нападении русов на хазарские города в Поволжье. Сообщение имеет особую ценность ввиду того, что в момент нападения в 968-969 гг. Ибн Хаукаль находился неподалеку от хазарских границ на южном побережье Каспийского моря. По словам арабского писателя, русы разорили город Булгар на Волге. Отсюда следует, что норманны пришли в Хазарию не со стороны Дона, а со Средней Волги. Волжский торговый путь из Скандинавии на Каспийское море был давно освоен и норманнами. Очевидно, следуя этим путем, русы спустились в низовья Волги и захватили столицу Хазарии Итиль. Затем их флотилия вышла на Каспий и там русы разорили старую столицу Хазарии Семендер.

Киевские летописи не сообщают ни слова о походе войск Святослава на Волгу и Каспийское море, арабский географ не упоминает о походе русов на Дон. Очевидно, речь шла о разных и разновременных походах, в которых участвовали разные силы. Мнение, будто всеми действиями русов на обширном пространстве от Дуная до Закавказья руководили из единого центра - Киева, не соответствует действительности. В 968-969 гг. Святослав вел трудную войну с Болгарским царством на Дунае, затем освобождал Киев от печенегов, после чего вновь вернулся на Балканы. Ни он, ни его войско не имели возможности участвовать в хазарском походе. Описание Хазарского похода Святослава в летописи с двух сторон обрамлено упоминанием вятичей, плативших ранее дань (проездную пошлину?) хазарам. Это в какой-то мере определяет маршрут похода, во время которого русские войска воевали в Волжской Болгарии, в земле буртасов и в Хазарии, где взяли Итиль и древнюю столицу каганата - Семендер на Каспийском море. Затем были покорены народы Северного Кавказа - ясы (осетины) и касоги (адыгские племена). Поход был закончен на Таманском полуострове, который с этого времени стал русской Тмутараканью.

Какие именно это годы, сказать трудно; комбинируя данные летописи и Ибн-Хаукаля, можно допустить, что грандиозный поход состоялся в промежуток 965-968 годов… Результаты похода были совершенно исключительны: огромная Хазарская империя была разгромлена и навсегда исчезла с политической карты Европы. Пути на Восток были расчищены; Волжская Болгария перестала быть враждебным заслоном и, кроме того, Саркел и Тмутаракань, два важнейших города юго-востока, стали русскими центрами. Изменилось и соотношение сил в полувизантийском, полухазарском Крыму, где Керчь (Корчев) стала тоже русским городом.
б) борьба с печенегами;.VIII–IX столетия были для славян временем успешной борьбы с кочевниками причерноморских степей и продвижения на юго-восток, далеко за пределы лесостепной зоны/Видимо, до 90-х годов X в. печенеги не играли самостоятельной роли во внешнеполитических делах Северного Причерноморья и, как правило, выступали союзниками (даже наемниками) Руси, а затем — Византии, Это хорошо прослеживается по русским летописям. В 915 г., когда печенежская орда подошла к Дунаю, Византия привлекла ее к войне с болгаским царем Семеоном. В 944 г. киевский князь Игорь, готовясь к большому походу против Византии, «Печенегы ная», а когда византийский император, прислав «дани…, поволокы и золота много», сумел уладить дело миром, Игорь «повеле Печенегомъ воевати Болгарьскую землю» . Налицо — типичные наемники, которым все равно, с кем воевать.

Спустя два десятилетия, при князе Святославе, печенеги выступают уже в качестве союзников Византии и беспокоят своими набегами границы Древнерусского государства. Не решаясь вступить в единоборство с войском киевского князя, они нападают на киевские земли исподтишка, пользуясь отсутствием Святослава, занятого в то время войной в Дунайской Болгарии. По сообщению летописца, в 968 г. «придоша Печенези первое на Рускую землю, а Святославъ бяше в Переяславци, и затворися Ольга с внукы своими в городе, Ярополкомъ, и Олгомъ, и Володимером в город Киеве, и оступиша Печенези городъ в силе тяжьце» 2. Только прибытие подкреплений «в лодьяхъ», которое печенеги приняли за возвращавшуюся дружину Святослава («мнеша князя пришедша»), заставило печенежскую орду поспешно отойти. Нападение печенегов на столицу вынудило Святослава прервать военные действия в Дунайской Болгарии вернуться в Киев для организации похода против печенегов. Как сообщает южнорусский летописец, киевский князь «събра воя и прогна Печенэгы в поле, и быст мирно»

Однако опасность печенежских набегов не была ликвидирована, близкое соседство воинственной орды продолжало оставаться фактором, оказывающим значительное влияние на развитие русско-византийских от-ношений. Так, в 971 г. Святослав снова «поча думати съ дружиною сво-ею» о том, что «Печенези с нами ратни» 4.Византийская дипломатия умело использовала печенегов для постоянного военного давления на Русь. В. Г. Васильевский, автор исследования «Византия и печенеги», писал даже, что печенежская орда была центром «системы византийского равновесия на севере». Византийские дипломаты считали, что пока Византия находится в дружбе с печенегами, ни Русь, ни Болгария не смогут серьезно угрожать границам империи, так как «иначе им можно погрозить печенегами» . Может быть, В. Г. Васильевский несколько преувеличивал роль печенегов во внешнеполитических событиях Северного Причерноморья, но то, что печенежская орда представляла значительную опасность для Руси и направляемая Византией причиняла ей много хлопот, — бесспорно. Именно руками печенегов византийский император сумел расправиться со своим самым опасным врагом — киевским князем Святославом. При возвращении киевского князя из Болгарии печенеги «заступиша порогы», и Святославу с дружиной пришлось зимовать в Белобережье. А весной 972 г., во время перехода его через Днепровские пороги, «нападе на ня Куря, князь Печенежьскыи, и оубиша Святослава, и взяша голову его, и во лбе его зделаша чашю»

После гибели Святослава записи о печенегах на несколько лет исчезают из русских летописей; видимо, больших печенежских набегов в это время не было. Однако присутствие поблизости от жизненных центров Древнерусского государства воинственной печенежской орды оставалось фактором, который приходилось учитывать и во внешней политике, и во внутренних делах. В X в., по свидетельству Константина Багрянородного, печенеги кочевали на расстоянии всего одного дня пути от границ Руси.

14. Походы Святослава на Дунайскую Болгарию. Военные столкновения с Византией.

В 967 г. византийский император Никифор Фока прислал в Киев своего посла знатного патриция Калокира. Богато одарив князя и его приближенных, император, судя по всему, предлагал Святославу за крупную дань покорить для Византии Дунайскую Болгарию.

Эта страна образовалась на европейской политической карте в ходе Великого переселения народов. В отличие от Западной Римской империи Восточная Римская империя (Ромейская империя, она же Византия) устояла. В VI в. на ее северные Дунайские и Балканские территории хлынул поток южнославянских переселенцев. «Вся страна ославянилась», - констатировали греческие хронисты. В VII в. на Дунае возник Союз семи южнославянских племен, которые начали борьбу с Византией за независимость. Именно с этим союзом и объединился упомянутый выше булгарский хан Аспарух, откочевавший к Балканам от Волги. По версии Л.Н. Гумилева, настоящими тюрками среди подданных Аспаруха являлись только его ближайшее окружение и знать. Остальные кочевники Аспаруха были тюркоязычными мадьярами. В 681 г. Аспарух во главе славяно-булгарского войска разбил императора Константина IV и принудил его не только признать независимость части балканских земель, но и выплачивать ежегодную дань. Так родилось Первое Болгарское царство, просуществовавшее до 1018 г. Кочевники вскоре были ассимилированы славянами, которые значительно превышали их численностью. От Орды Аспаруха осталось лишь название страны - Болгария, и первая правящая династия, ведущая начало от булгарского хана. Во времена наибольшего расцвета Дунайская Болгария занимала большую часть Балканского полуострова, ее владения омывались тремя морями. Соседство с Византией порождало не только борьбу, но и благотворное культурное влияние. В царствование Бориса I (852-889) греческие монахи, уроженцы Салоник Кирилл и Мефодий создали славянский алфавит и грамоту. Это произошло в 863 г., а в 865 Болгария приняла христианство. Староболгарский язык лег в основу письменного старославянского языка, именно на нем была написана древнерусская «Повесть временных лет». При Симеоне Великом (893-927) начался «золотой век болгарской литературы». Первое Болгарское царство достигло максимальных своих территориальных размеров.

Однако бесконечное противостояние с Ромейской империей и внутренние смуты (в частности распри между ортодоксальными христианами и богомилами) подтачивали мощь Болгарии. В царствование Петра I (927-969) начался упадок Болгарии, а Византия решила, что пора брать реванш. Между тем войны Империи с арабами отвлекали ее силы от решения болгарского вопроса, поэтому Никифор Фока и подумал, что привлечение к разгрому Дунайской Болгарии победителя Хазарии Святослава есть выгодный ход.

Разгром Святославом Дунайской Болгарии

Святослав Игоревич согласился. И на юго-запад из Киева выступило его десятитысячное войско. Дружинники и вои сплавились на ладьях вниз по Днепру, вышли в Черное море и вскоре оказались в болгарский пределах. Это оказалось полной неожиданностью для болгарского царя Петра. Он выставил войско, превосходящее силы русов, но был разбит. Петр решился обратиться за помощью к своим прежним врагам византийцам. Но это не помогло, ибо вскоре сам царь, его сын-наследник Борис и все царские домочадцы оказались пленниками князя Руси Святослава. ПВЛ сообщает о новых победах Святослава очень кратко:

«В году 6475 (967). Пошел Святослав на Дунай на болгар. И сразились, и одолел Святослав болгар, и взял городов восемьдесят по Дунаю, и сел княжить там в Переяславце, беря дань с греков».

Но из этой реплики летописца следует, что византийскую плату за разгром болгар Святослав получил, а уходить с Дуная не торопился. Как показало последующее развитие событий, Святослав замыслил создание своей империи, которая должна была протянуться от Белой Вежи и Тмуторакани до Балкан. Столицей же ее Святослав, видимо, собирался сделать город Переяславец на Дунае.Такой оборот событий означал настоящую катастрофу внешнеполитического курса византийского императора Никифора Фоки. За нее он и поплатился жизнь и престолом. Кузен Никифора Фоки известный ромейский полководец Иоанн Цимисхий произвел переворот, умертвил брата и сам был провозглашен императором. Иоанну предстояло вытеснять Святослава с Дуная, воюя с новорожденным русско-болгарским союзом.

Второй дунайский поход

Второй Дунайский поход Святослава, 969-971 годы

Разделив в 969 г. Русскую землю на 3 области и вручив их опеке сыновей, Святослав отбыл в Болгарию. Идея русско-болгарской державы мало вдохновляла болгар. В отсутствие русского князя они завладели Переяславцем на Дунае, а когда к этой своей «столице» вернулся Святослав, болгары вышли биться с ним. Болгарам в начале сражения даже удалось потеснить русов, но победа все равно осталась за Святославом. По смерти царя Петра болгарским правителям стал его сын Борис II. Новый царь вынужден был признать себя вассалом Святослава.

Все это спровоцировало большую войну с Византией. Верный себе Святослав сам напал на греков. Во главе русской пехоты и болгарских конников, которых вели царь Борис II и Свенельд, Святослав обрушился на византийскую «долину роз», занял Филиппополь (Пловдиев), населенный преимущественно болгарами. По сообщению византийского историка Льва Диакона, здесь Святослав казнил 20 тыс. пленных, желая сломить желание местных жителей поддерживать византийского императора.

Через Адрианополь русский князь намеривался добраться до Царьграда. Он послал сказать грекам: «Хочу идти на вас и взять столицу вашу, как и этот город (Филиппополь)». Греки вступили в переговоры, в ходе которых пытались выведать численность армии Святослава. Русский князь требовал дани на 20 тыс. воинов, хотя на деле имел меньше бойцов. Переговоры позволили Иоанну Цимисхию собрать войско, которое превосходило силы Святослава. Под Адрианополем византийский полководец Варда Склир нанес Святославу поражение. Отряды наемных венгром и печенегов, присоединившихся ко Второму Дунайскому походу Святослава, предпочли покинуть его. Однако и дела Иоанна Цимисхия шли не совсем гладко. В Азии против него поднял мятеж Варда Фока, для его подавления Иоанн пошел на перемирии со Святославом.

Разгромив мятежников, весной 971 г. император перешел Балканы и вторгся в контролируемую Святославом Болгарию. Иоанн Цимисхий вел 30 тыс. пехотинцев и 15 тыс. всадников. После двухдневной осады греки взяли Переславец (Преславу). Сидевший там с дружиной русский воевода Свенельд, муж доблесный и огромного роста, по описанию Льва Диакона, вынужден был отступать к Святославу, который тогда находился в Доростоле на Дунае. Падение Преславы вызвало отход от союза со Святославом города Плиска и других болгарских крепостей.

Вскоре Святослав с поредевшим войском оказался запертым в Доростоле. Император Иоанн Цимисхий, по свидетельству историка Льва Диакона, непосредственного участника осады Доростола, приказал своим воинам построить под Доростолом укрепленный лагерь, окруженный валом и рвом. Опираясь на него, византийцы и сражались со «скифами». Так по византийской традиции Лев Диакон именовал «росов».

Бои шли с переменным успехом, Лев Диакон отмечал мужество бойцов с обеих сторон. Вскоре к грекам подошли боевые триеры, оснащенные приспособлениями для метания греческого огня. Дружина Святослава опечалилась. Но и русы не оставались в долгу. Во время отчаянной вылазки русских дружинников с целью поджечь камнеметные машины греков, наносившие колоссальный вред осажденным в Доростоле, пал магистр Иоанн Куркуас. Это был родственник Иоанна Цимисхия, который командовал воинами, обслуживающими катапульты. Увидев его дорогие доспехи, дружинники Святослава решили, что это сам император, и изрубили Куркуаса.

В ходе битвы под Доростолом русы стали осваивать не привычные им прежде военные навыки. Лев Диакон сообщает, что прежде «росы» предпочитали биться пешими, а под Доростолом выехали однажды и на конях.

Неопределенность исхода войны тяготила обе стороны. В Византии произошла попытка нового государственного переворота, к счастью для Иоанна Цимисхия, неудачная. Святослав советовался с дружиной: что делать? Одни говорили, что надо продолжать попытки прорваться с боем из Доростола. Другие предлагали тайно улизнуть ночью. Третьи советовали вступить в переговоры. Святослав закончил вече, сказав, что если не будем биться, погибнет слава, спутница русского оружия; лучше погибнуть в бою, «ибо мертвые сраму не имут». Впрочем, князь заметил, что если он падет, то его воины вольны «сами о себе помыслить». «Где твоя голова ляжет, там и мы свои сложим», - таков был ответ дружины. 20 июля 971 г. Святослав повел ее в новую атаку. Ранение Святослава и буря заставили русов укрыться в Доростоле. Чуть позже Святослав пошел на переговоры. Он согласился отказаться от претензий на Дунайскую Болгарию, взяв за это дань на 10 тыс. воинов и русские города. Он заключил мир с Византией, которая позволяла ему спокойно вернуться на родину. В ходе переговоров Святослав лично встречался с Иоанном Цимисхие.

Наши рекомендации