Региональные международные договоры
В настоящее время в мировой практике провозглашения и утверждения прав человека значительную роль играют региональные документы. Принятые в разные годы второй половины XX века:
- Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.);
- Европейская социальная хартия (1961 г.);
. - Американская (Межамериканская) конвенция прав человека (1969 г.);
- Исламская всеобщая декларация прав человека (1981 г.);
- Африканская хартия прав человека и народов (1981 г.);
- Азиатско-Тихоокеанская декларация человеческих прав индивидов народов (1988 г.),
свидетельствуют о единодушном и нарастающем стремлении современных государств к признанию и осуществлению прав человека.
Наиболее детально разработана и действенна европейская трактовка прав человека, изложенная в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, которая вступила в силу в 1953 году и стала основой конституционного права в области защиты прав человека стран-участниц Совета Европы.
В связи с вступлением России в Совет Европы особый интерес вызывает анализ Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод,где в первом разделе (ст. 2-13) содержатся права и свободы, подлежащие международной защите, а именно:
- право на жизнь;
-запрещение пыток и бесчеловечного и унижающего человеческое
достоинство обращения и наказания; -запрещение рабства, подневольного состояния, принудительного или
обязательного труда;
- право на свободу и безопасность;
- право на независимый и беспристрастный суд и демократические процессуальные права;
- право на уважение личной и семейной жизни;
- неприкосновенность жилища и тайны переписки;
- свобода мысли, совести и религии;
- вобода выражения своего мнения;
- свобода мирных собраний и ассоциаций;
- право вступать в брак;
- право на действенные средства нарушенных прав.
Перечень прав и свобод, закрепленных в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, расширен следующими протоколами.
Протокол № 1 от 20 марта 1952 г. содержит право собственности, право на образование, обязанность государств-участников периодически проводить свободные выборы при тайном голосовании. Протокол № 4 от 16 сентября 1963 г. расширяет круг прав и обязанностей, предусмотренных Конвенцией и Первым протоколом. Это запрещение лишения свободы из-за невозможности выполнения договорных обязательств, право свободно передвигаться по территории страны и свободно избирать место жительства, право покидать любую страну, включая собственную, запрещение изгнания из страны гражданина и безусловного права въезда на территорию страны своего гражданства, запрещение коллективного изгнания иностранцев. Протокол № 6 отменяет смертную казнь. Протокол № 7 от 22 ноября 1984 г. устанавливает порядок высылки иностранцев, право обжаловать решения нижестоящих судов в судах высшей инстанции, право на возмещение убытков, причиненных неправомерным наказанием, установление равноправия супругов.
Участие в Конвенции еще не означает участия во всех протоколах к ней или одном из них. С другой стороны, присоединиться к протоколам может только государство-участник Конвенции.
Главное достоинство Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод втом, что в ней изначально присутствует контрольный механизм защиты из трех структур: Европейской комиссии по правам человека, Европейского Суда и Комитета министров с резиденцией в Страсбурге. Признание юрисдикции комиссии и суда - условие принятия в Совет Европы любого из государств. Вышеназванные структуры, независимые от государств-участников Конвенции, обязаны следить за ее надлежащей реализацией, обеспечивать соблюдение основных прав человека данным государством и осуществлять непосредственную защиту этих прав.
Важный аспект действий Европейской Конвенции - существование системы коллективной гарантии, по которой каждое государство отвечает перед остальными государствами-участниками Конвенции за обеспечение уважения основных прав человека на своей территории.
Принятие Российской Федерации в 1996 году в Совет Европы и подписание ею Европейской Конвенции приобщает нашу страну к высоким международным стандартам прав и свобод человека, заключенных в этой конвенции, и особому механизму их защиты на европейском уровне, включающему в себя право граждан каждой страны-участницы Конвенции подавать индивидуальные жалобы, обязательную юрисдикцию Европейского Суда по правам человека.
Документы государств-участников Содружества независимых государств (СНГ)Документы СНГ относятся к региональным. Здесь выделяются:
- Конвенция содружества независимых государств о правах и основных свободах человека. По своему главному содержанию она не отличается от Европейской конвенции и также предусматривает совместный орган -Комиссию по правам человека СНГ; - Конвенция об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам исходит из того, что права этой группы людей являются неотъемлемой частью общепризнанных прав человека. Конвенция стала шагом к разработке и принятию Международной конвенции по защите коллективных, групповых прав меньшинств, включая меньшинства национальные, и прав лиц, принадлежащих к меньшинствам;
- Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств считает основополагающим принципом равенство социальных прав граждан независимо от их расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, религиозных и политических убеждений, социального происхождения, места и срока проживания на территории соответствующего государства, языка и иных характеристик. Хартия включает в себя статьи по социальным аспектам..
В основе всех международных соглашений и конвенций по вопросам, относящимся к правам человека, находятся такие основополагающие и общепризнанные принципы, как уважения суверенитета государств и недопустимости вмешательства в их внутренние дела, самоопределения народов и наций, равноправия всех людей и запрещения дискриминации, равенства мужчин и женщин, а также принцип, согласно которому определенные фундаментальные права и свободы должны соблюдаться в любой ситуации, включая вооруженные конфликты.
В ряде конвенций закреплен принцип ответственности за преступные нарушения прав человека.
Значение указанных основополагающих принципов, касающихся прав человека, состоит в том, что все конкретные нормы по правам человека должны разрабатываться на основе этих принципов, которые одновременно являются критерием их законности. Разумеется, что все государства должны соблюдать как нормы, непосредственно касающиеся прав человека, так идругие общепризнанные принципы современного международного
права.
По конкретным направлениям сотрудничества государствами заключены многосторонние и двусторонние договоры; содержание некоторых из них излагается в следующих параграфах.
В особую предметную группу следует выделить акты, ориентированные на обеспечение и охрану прав индивидов и групп людей в условиях вооруженных конфликтов, то есть те акты, которые традиционно рассматриваются как компоненты международного гуманитарного права.
Глава 3 Права человека.
3.1 Понятие и сущность прав и свобод человека и гражданина.
3.2 Эволюция понятий «права человека», «права гражданина», «основные свободы» в истории мировой цивилизации.
3.3 Классификация прав и свобод человека и гражданина
3.1 Понятие и сущность прав и свобод человека и гражданина.В ряду актуальных политико-правовых проблем приоритетное место занимают права и свободы человека.
По мнению авторов Большого юридического словаря, «права человека - понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах. Права человека носят естественный и неотчуждаемый характер. Свободное и эффективное осуществление прав человека - один из основных признаков гражданского общества и правового государства».
С небольшим отличием приведенное определение можно найти в справочной юридической литературе и других изданиях. В них, как правило, подчеркивается важность тех или иных аспектов данной тематики,
сущности, классификации прав и свобод человека в современном обществе.
Так, например, в Юридической энциклопедии под редакцией М.Ю. Тихомирова под правами человека понимается правовой статус личности как комплекс социально-экономических, политических, культурных и других прав и свобод, а также обязанностей граждан.
Правовой статус личности характеризуется, с одной стороны, совокупностью общечеловеческих прав и основных свобод, признанных в цивилизованном мире (права человека), а с другой - комплексом прав и свобод, обусловленных принадлежностью к гражданству или подданству конкретного государства (права гражданина).
Круг прав и основных свобод личности, их характер, объем и реальное содержание обусловлены социально-экономическим и политическим строем государства, конкретными условиями жизни и особенностями развития данного общества.
В юридической энциклопедии под редакцией Б.Н. Топорнина обращается внимание на международные аспекты данной тематики, в том числе на то, что «основные права человека и гражданина - важнейшие, фундаментальные права, содержащиеся в Конституции государства и основополагающих международно-правовых документах по правам человека - Международном билле о правах человека, а также в Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Европейской социальной Хартии 1961 г. Если какое-либо основное право человека, закрепленное в международно-правовом акте, не вошло в конституцию государства, то оно должно быть признано в данном государстве независимо от его конституционного закрепления.
Приоритет международного права по отношению к внутригосударственному в области прав человека является общепризнанным принципом международного сообщества.
Сегодня объем прав и свобод личности определяется не только конкретными особенностями того или иного общества, но и развитием человеческой цивилизации в целом, уровнем и степенью интеграции международного сообщества. В современном мире неизменно возрастает влияние, оказываемое на права и свободы международными факторами».
Конституция РФ 1993 г. исходит из того, что государство не дарует, не предоставляет людям их основные, т.е. конституционные, права и свободы. Они принадлежат им от рождения. Как сказано в ст. 17, права и свободы неотчуждаемы, т.е. не могут быть никому переданы (ч. 2 ст. 17 Конституции Российской Федерации). Права гражданина в полном объеме приобретаются в большинстве случаев с рождением (в некоторых случаях - с принятием российского гражданства) и являются неотчуждаемыми.
Сам термин «права человека» появился в международной политической лексике после американской Войны за независимость и Великой французской революции. В то время в документах этих стран говорилось о правах человека и гражданина.
С позиции международного права, права человека - это возможности иметь социальные блага для лица в любом современном обществе. С точки зрения международного права они должны быть, во-первых, неделимы, взаимосвязаны и взаимозависимы. Недопустимо противопоставление какого-либо одного права другому. Во-вторых, принцип соблюдения прав и свобод человека не должен противостоять другим принципам международного права, в т.ч. уважению государственного суверенитета, невмешательству государств во внутренние дела друг друга. В-третьих, они все больше носят наднациональный характер и подлежат контролю со стороны различных международных правозащитных институтов (например, ООН, ОБСЕ, Совета Европы и других международных организаций). Размышляя о месте и роли прав человека в современном мире, его устойчивом развитии, правоведы, специалисты в области прав и свобод человека приходят к следующим выводам:
- устойчивое развитие невозможно без обеспечения свободы и автономии личности, по своему усмотрению определяющей способы и сферы своей жизнедеятельности. Эта свобода и ее границы содержатся в правах человека;
- права человека положили конец всевластию государства, рассматривавшего человека как подданного, слепого и послушного исполнителя государственных команд и приказов. Такая ситуация неизбежно вызывала напряженность в обществе, стремление освободиться из-под опеки всесильной власти, а также нестабильность развития. Установление партнерства между гражданином и властью, вытекающего из принципов прав человека, предотвращает политические и социальные катаклизмы, способствует развитию общества, цель которого избрана и одобрена большинством народа; права человека - главный ориентир и высшая ценность, которыми должно руководствоваться государство.
Обеспечение прав человека - обязанность законодательной, исполнительной,
судебной властей. катаклизмы, способствует развитию общества,
цель которого избрана и одобрена большинством народа;
- права человека - главный ориентир и высшая ценность, которыми должно
руководствоваться государство. Обеспечение прав человека
- обязанность законодательной, исполнительной, судебной властей. Если эта
обязанность соблюдается, общество может быть охарактеризовано как
стабильное и устойчивое, если государство пренебрегает ею, в обществе
создается напряженность, образуется угроза его устойчивому развитию;
- права человека характеризуют природу государства. При этом важна
связь провозглашенных прав и четко отработанных механизмов, процедур,
надежно обеспечивающих их реализацию. Нередко тоталитарные государства
провозглашают широкий круг прав и свобод, однако их осуществление не
обеспечивается. Связь двух компонентов - провозглашенных прав и
механизмов их обеспечения и реализации - свидетельствует о демократизме
государства. И хотя демократия всегда содержит в себе факторы неустойчивости
(борьба мнений, различие понятий, противостояние политических партий и
группировок), она все же значительно надежнее гарантирует стабильность
развития, позволяя в той или иной степени отражать, учитывать и
примирять все эти различия и противоречия;
- принцип формального юридического равенства, на котором основаны
права человека, примеряет противоречивые и разнонаправленные интересы
людей, создает своего рода консенсус относительно характера их
взаимодействия, объема благ и притязаний, на которые может рассчитывать
каждый, определяет роль государства в отношении к правам человека и способам
защиты. Права человека играют важнейшую роль в установлении согласия в
обществе и обеспечении устойчивости его развития;
- значимость прав человека проявляется в их постоянном расширении и развитии.
Они охватывают все новые сферы общественных отношений. Обеспечение прав не может
быть гарантировано в условиях застоя, стагнации. Только устойчивое развитие способствует
реальности прав и свобод;
- все важнейшие компоненты устойчивого развития кристаллизуются в правах
человека - политических, личных (гражданских), экономических, социальных,
культурных. Это позволяет применять «человеческое измерение» как ко всей
единой системе факторов устойчивого развития, так и к каждому из них в
отдельности.
Перечисленные требования еще во многом являются сегодня
благими пожеланиями (о чем свидетельствуют события вокруг бывшей Югославии,
Ирака и других стран), а не доминирующими факторами устойчивого
общественного развития. Вместе с тем они имеют не только теоретическое,
но и практическое значение в деле создания стабильного,
предсказуемого, справедливого и многополярного миропорядка.
С позиции конституционного права, государственного строительства основные
права и свободы человека ~ понятие, означающее те права и свободы человека
и гражданина, которые закреплены в конституции государства. Эти
права и свободы являются важнейшими, основополагающими для статуса
личности в данном государстве и обществе, они предопределяют содержание
иных прав и свобод.
И находятся под защитой властных структур, государственных служащих.
Конституция Российской Федерации исходит из того, что «человек, его права и
свободы являются высшей ценностью» (ст. 2). Эта принципиальная установка
является одной из основ конституционного строя страны, она
предопределяет роль и значение, которое Конституция придает правам
и свободам человека и гражданина. Ее общие положения в этой связи таковы:
- основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому
- от рождения;
- признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина –
обязанность государства;
- в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие
или умаляющие права и свободы человека и гражданина, права и свободы
могут быть ограничены федеральным законом только в особо оговоренных
Конституцией целях (ст. 55, ч. 3), а также частично (за исключением прав и
свобод, перечисленных в ст. 56, ч. 3) в условиях чрезвычайного положения;
- каталог прав и свобод человека и гражданина должен соответствовать
международно-правовым стандартам;
- в соответствии с принципом равноправия права и свободы предоставлены
в равной мере всем и каждому;
- нормы Конституции России о правах и свободах человека
являются непосредственно действующими;
- права и свободы человека и гражданина должны определять смысл,
содержание и применение законов, деятельность государственной
власти и местного самоуправления; им гарантирована судебная защита;
- осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать
права и свободы других лиц.
Вместе с тем указанный выше перечень конституционных норм о правах
человека должен быть дополнен следующими конституционными нормами,
непосредственно закрепляющими отношения личности и государства:
- в соответствии с ч. 3 ст. 46 Конституции Российской Федерации «каждый
вправе в соответствии с международными договорами Российской
Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав
и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся
внутригосударственные средства правовой защиты»;
- «решения и действия (или бездействие) органов государственной
власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и
должностных лиц могут быть обжалованы в суд» (ч. 2 ст. 46);
- «каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не
запрещенными законом» (ч. 2 ст. 45);
- «каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного
незаконными действиями (или бездействием) органов государственной
власти или их должностных лиц» (ст. 53);
- «...любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы
и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не
опубликованы официально для всеобщего сведения» (ч. 3 ст. 15);
- «суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта
государственного или иного органа закону, принимает решение в
соответствии с законом» (ч. 2 ст. 120), при этом не допускается отказ
в правосудии по мотиву отсутствия нормативного акта или его
неясности при возникновении спорных отношений;
- Если эта обязанность соблюдается, общество может быть охарактеризовано
как стабильное и устойчивое, если государство пренебрегает ею, в обществе
создается напряженность, образуется угроза его устойчивому развитию;
- права человека характеризуют природу государства. При этом важна связь
провозглашенных прав и четко отработанных механизмов, процедур,
надежно обеспечивающих их реализацию. Нередко тоталитарные государства
провозглашают широкий круг прав и свобод, однако их осуществление не
обеспечивается. Связь двух компонентов - провозглашенных прав и
механизмов их обеспечения и реализации - свидетельствует о
демократизме государства. И хотя демократия всегда содержит в себе факторы
неустойчивости (борьба мнений, различие понятий, противостояние политических
партий и группировок), она все же значительно надежнее гарантирует
стабильность развития, позволяя в той или иной степени отражать,
учитывать и примирять все эти различия и противоречия;
- принцип формального юридического равенства, на котором основаны
права человека, примеряет противоречивые и разнонаправленные интересы
людей, создает своего рода консенсус относительно характера их
взаимодействия, объема благ и притязаний, на которые может рассчитывать
каждый, определяет роль государства в отношении к правам человека и способам
защиты. Права человека играют важнейшую роль в установлении согласия
в обществе и обеспечении устойчивости его развития;
- значимость прав человека проявляется в их постоянном расширении и развитии.
Они охватывают все новые сферы общественных отношений.
Обеспечение прав не может быть гарантировано в условиях застоя, стагнации.
Только устойчивое развитие способствует реальности прав и свобод;
- все важнейшие компоненты устойчивого развития кристаллизуются в правах
человека - политических, личных (гражданских), экономических, социальных,
культурных. Это позволяет применять «человеческое измерение» как ко всей
единой системе факторов устойчивого развития, так и к каждому из них в
отдельности.
Перечисленные требования еще во многом являются сегодня благими
пожеланиями (о чем свидетельствуют события вокруг бывшей Югославии,
Ирака и других стран), а не доминирующими факторами устойчивого
общественного развития. Вместе с тем они имеют не только теоретическое, но
и практическое значение в деле создания стабильного, предсказуемого,
справедливого и многополярного миропорядка.
С позиции конституционного права, государственного строительства основные
права и свободы человека ~ понятие, означающее те права и свободы человека
и гражданина, которые закреплены в конституции государства. Эти
права и свободы являются важнейшими, основополагающими для статуса
личности в данном государстве и обществе, они предопределяют содержание
иных прав и свобод. И находятся под защитой властных структур,
государственных служащих.
Конституция Российской Федерации исходит из того, что «человек, его права и
свободы являются высшей ценностью» (ст. 2). Эта принципиальная установка
является одной из основ конституционного строя страны, она
предопределяет роль и значение, которое Конституция придает правам
и свободам человека и гражданина. Ее общие положения в этой связи таковы:
- основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому
от рождения;
- признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина –
обязанность государства;
- в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие
или умаляющие права и свободы человека и гражданина, права и свободы
могут быть ограничены федеральным законом только в особо оговоренных
Конституцией целях (ст. 55, ч. 3), а также частично (за исключением прав и
свобод, перечисленных в ст. 56, ч. 3) в условиях чрезвычайного положения;
- каталог прав и свобод человека и гражданина должен соответствовать
международно-правовым стандартам;
- в соответствии с принципом равноправия права и свободы предоставлены
в равной мере всем и каждому;
- нормы Конституции России о правах и свободах человека
являются непосредственно действующими;
- права и свободы человека и гражданина должны определять смысл,
содержание и применение законов, деятельность государственной
власти и местного самоуправления; им гарантирована судебная защита;
- осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать
права и свободы других лиц.
Вместе с тем указанный выше перечень конституционных норм о правах
человека должен быть дополнен следующими конституционными нормами,
непосредственно закрепляющими отношения личности и государства:
- в соответствии с ч. 3 ст. 46 Конституции Российской Федерации «каждый
вправе в соответствии с международными договорами Российской
Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав
и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся
внутригосударственные средства правовой защиты»;
- «решения и действия (или бездействие) органов государственной
власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и
должностных лиц могут быть обжалованы в суд» (ч. 2 ст. 46);
- «каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не
запрещенными законом» (ч. 2 ст. 45);
- «каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного
незаконными действиями (или бездействием) органов государственной
власти или их должностных лиц» (ст. 53);
- «...любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и
обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не
опубликованы официально для всеобщего сведения» (ч. 3 ст. 15);
- «суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта
государственного или иного органа закону, принимает решение в
соответствии с законом» (ч. 2 ст. 120), при этом не допускается отказ
в правосудии по мотиву отсутствия нормативного акта или его
неясности при возникновении спорных отношений;
- «граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия» (ч. 5 ст. 32);
- «граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе» (ч. 4 ст. 32);
- «граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей» (ч. 1 ст. 32);
- «граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления...» (ч. 2 ст. 32);
- «граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления» (ст. 33);
- «права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба» (ст. 52).
Особенно это связано с правильным и справедливым разрешением споров и принятием решений по делам, связанным с защитой прав человека. Судам предоставлены полномочия не применять при разрешении конкретных дел нормы, которые, по их убеждению, влекут нарушение прав и свобод граждан, и в каждом подобном случае руководствоваться соответствующей нормой Конституции Российской Федерации.
Реализация на практике данных положений - одна из важнейших задач государственных и муниципальных служащих, на что обращается внимание в действующем законодательстве и других нормативно-правовых актах.
Следует также подчеркнуть, что согласно ч. 1 ст. 72 (п. «б») Конституции Российской Федерации «защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности...» относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов - республик, краев, областей, автономных округов и др. При том, что в ведении Российской Федерации (ст. 74 п. «в») находятся «регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств».
В Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» сказано: «Органы государственной власти субъекта Российской Федерации обеспечивают реализацию прав граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе путем законодательного закрепления гарантий своевременного назначения даты выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления и гарантий периодичности проведения указанных выборов» (ч. 2 ст. 1 Закона).
С точки зрения политологической науки права человека - это, прежде всего, весь комплекс отношений между личностью и политикой, государством и гражданином, индивидуумом, обществом и властью.
Права человека представляют собой принципы, нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению (эту часть прав обычно называют свободами) или получать определенные блага (это и есть субъективные права).
При разработке законодательных актов о правах человека необходимо учитывать несколько взаимосвязанных факторов.
1. Индивидуальный, относящийся непосредственно к человеку как к биологическому существу, обладающему различными социальными потребностями.
2. Общественный, обусловленный характером конкретного государственно организованного общества, уровнем развития экономики, культуры, образования, социальных, духовных отношений в обществе, демократических традиций.
3. Международный, характеризующий степень зрелости мирового сообщества, развития взаимоотношений между государствами и народами, господствующие правовые нормы и представления и т.д.
В реальной жизни, к сожалению, законодатель не всегда придерживается данного подхода.
Термин «свобода» употребляется в юридической литературе в двух значениях, хотя и неразрывно связанных. В общем смысле он означает состояние народа и отдельного человека, которое характеризуется возможностью действовать по своему усмотрению. Этот термин в Конституции называет основополагающий философский принцип, который реализуется через весь комплекс конституционно-правовых норм. Иное дело - свобода как субъективная возможность совершать или не совершать какие-то действия (например, свобода совести, свобода слова и др.). В этом смысле термин «свобода» по существу тождествен термину «субъективное право».
Некоторые категории членов общества имеют приобретенный в соответствии с нормами права специальный правовой статус, временно или пожизненно ограничивающий (например, лиц, отбывающих назначенное судом наказание в виде пожизненного лишения свободы) или расширяющих объем прав. Например, специальный правовой статус президента, депутата парламента, судьи содержит иммунитет, исключающий привлечение к уголовной ответственности без определенной процедуры или до тех пор, пока гражданин обладает специальным правовым статусом.
3.2 Эволюция понятий «права человека», «права гражданина», «основные свободы» в истории мировой цивилизации.Проблема прав человека, выражаемая в той или иной форме, сопутствует всей истории человечества. Права человека представляют собой один из способов трактовки и практического решения вопроса взаимоотношений человека и той общности, в которой он проживает и официальным представителем которой выступает власть. Они утверждают в этих взаимоотношениях свободу и достоинство личности, ее высший ценностный статус.
Конечно, права и свободы человека отстаивались и утверждались задолго до введения в научный оборот и повседневную практику самого термина «права человека».
В целом же, по мнению ряда ученых, следует выделять «три поколения» прав человека.
Вначале под правами человека понимали только гражданские и политические права («первое поколение», реализация идей Великой французской революции и др.). Затем под влиянием СССР и других социалистических стран в понятие прав человека стали включаться социально-экономические и культурные права («второе поколение», начиная со Всеобщей декларации прав человека), и, наконец, «третье поколение» - право человека на мир, право на разоружение, право на развитие, право на здоровую окружающую среду (т.е. «права солидарности»), появление которых было результатом борьбы развивающихся стран за свои права.
Сегодня пришло время говорить о «четвертом» поколении прав человека, соединяющем в себе как разработку новых приоритетных тем в этой области (например, проблем биоэтики, прав национальных меньшинств, борьбы с расизмом и ксенофобией, противодействия терроризму и организованной преступности, положение детей и т.д.), так и их реализацию с помощью международного контроля, мониторинга за соблюдением прав и свобод. Одной из приоритетных тем в этой дискуссии, не исключено, станет тема пределов действия национальных институтов (инструментов) и механизмов подобного рода контроля, включая вопросы силового давления на «государство-нарушитель», посягательство на его суверенитет и территориальную целостность.
Можно сделать вывод о том, что становление и развитие прав и свобод человека имеет свою длительную историю, связанную с различными факторами, в том числе с развитием экономики, демократических основ жизни общества, формированием правового государства.
3.3 Классификация прав и свобод человека и гражданина. Наряду с выявлением понятия и сущности прав человека, важно иметь представление об их классификации. Это обусловлено тем, что международно-правовые документы, конституции государств провозглашают самые разнообразные права и свободы человека и гражданина как по содержанию, так и по форме реализации.
Сегодня в правовой науке отсутствует единая классификация прав и свобод человека. В этой связи обратимся к ряду авторов и источников с тем, чтобы сложилось объективное представление о систематизации в этой области знаний.
Приведем точку зрения Баглая М.В. и Габричид-зе Б.Н. Права и свободы можно делить на три группы: а) личные (гражданские); б) политические и в) экономические, социальные и культурные. Эта классификация помогает уяснению относительной целостности прав и свобод каждой группы. В Конституции Российской Федерации такое разделение на группы прямо не делается, хотя в изложении заметна сгруппированность прав по указанным основаниям. Данная классификация в достаточной мере условна, поскольку отдельные права по своему характеру могут быть отнесены к разным группам. Например, свобода слова в равной мере может быть отнесена как к личным, так и к политическим правам. Все права и свободы неразделимы и взаимосвязаны так, что любая их классификация носит условный характер.
Личные (гражданские) права и свободы включают: право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, жилища, на свободное передвижение и выбор места жительства, свободу совести, свободу мысли и слова, на судебную защиту своих прав, на процессуальные гарантии в случае привлечения к суду и др.
Политические права и свободы включают: право на объединение, на проведение собраний, митингов и демонстраций, на участие в управление делами государства, право избирать и быть избранным в органы власти и т.д.
К числу экономических, социальных и культурных прав относятся: свобода предпринимательства, право частной собственности, право на труд, на отдых, на забастовку, на охрану семьи, на социальное обеспечение, на жилище, на охрану здоровья, на образование, на участие в культурной жизни, свобода творчества и др.
В виде схемы (таблицы) классификация прав и свобод человека и гражданина выглядит следующим образом:
Личные (гражданские) | Политические права | Экономические, | |||
права и свободы | и свободы | социальные | |||
и культурные права | |||||
Составляют первоосно- | Реализуются человеком | Обеспечивают свободу | |||
ву правового статуса че- | как индивидуально, | человека в экономиче- | |||
ловека и гражданина, | так и через объедине- | ской, социальной и куль- | |||
носят абсолютный ха- | ние с другими людь- | турной сферах и дают ему | |||
рактер, то есть являются | ми. Многие из них | возможность защищать | |||
не только неотъемле- | принадлежат только | свои жизненные по- | |||
мыми, но и не подлежат | гражданам государст- | требности. | |||
ограничению. Они вклю- | ва. Они включают: | Они включают: | |||
чают: | - свободу печати и | - право на экономиче- | |||
- право на жизнь; | информации; | скую деятельность; | |||
- достоинство личности; | - право на объедине- | - право частной собст- | |||
- право на свободу и не- | ние; | венности; | |||
прикосновенность; | - право на мирные | - трудовые права и сво- | |||
- право на частную жизнь; | собрания и публичные | боды, включая свободу | |||
- неприкосновенность жи- | манифестации; | труда, право на труд и на | |||
лища; | - право участвовать | защиту от безработицы, | |||
- национальную при- | в управлении делами | право на забастовку, | |||
надлежность; | государства; | право на отдых; | |||
- свободу передвижения | - право избирать | - защиту материнства и | |||
и выбора места житель- | и быть избранным; | детства; | |||
ства; | - равный доступ | - право на социальное | |||
- свободу совести и ве- | к государственной | обеспечение; | |||
роисповедания; | службе; | - право на жилище; | |||
- свободу мысли и слова. | - право участвовать | - право на охрану здоро- | |||
в отправлении право- | вья и медицинскую по- | ||||
судия; | мощь; | ||||
- право обращений. | - право на благоприят- | ||||
ную окружающую среду; | |||||
- право на образование; | |||||
- свободу творчества; | |||||
- право на участие в | |||||
культурной жизни. |
Права и свободы могут ограничиваться в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, ('делано это может быть а) только федеральным законом и б) «только в той мере, в какой это необходимо...» (ст. 29 Всеобщей декларации прав человека; ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).
Приведенная классификация прав и свобод человека не является единственной и исчерпывающей. Можно привести и иные точки зрения, которые, впрочем, не столько противоречат, сколько дополняют друг друга.
Так, например, авторы и составители Большого юридического словаря считают, что «права человека принято делить на абсолютные и относительные. Ограничение или временное приостановление первых не допускается в демократическом государстве ни при каких обстоятельствах. Абсолютными являются такие фундаментальные права человека, как право на жизнь, право не подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому, унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, право на неприкосновенность частной жизни, личную или семейную тайну, защиту своей чести и достоинства, свободу совести, свободу вероисповедания, а также право на судебную защиту, правосудие и связанные с ними важнейшие процессуальные права. Все остальные права человека являются относительными и могут быть ограничены или приостановлены на определенный срок в случае введения режимов чрезвычайного или военного положения».
Основные права и свободы можно подразделить на три группы в зависимости от характера отношений, возникающих между индивидуумом и государством, а также между самими индивидуумами. Во-первых, личность* как член гражданского общества, наделяется определенными социально-экономическими правами и свободами; во-вторых, личность, как член политической общности, наделяется определенными политическими правами и свободами. И наконец, в-третьих, как физическое лицо, личность наделяется определенными личными правами и свободами. Хотя это деление и нельзя признать исчерпывающим, оно, тем не менее, облегчает анализ конкретных прав и свобод.
К социально-экономическим правам, определяющим правовое положение личности как члена гражданского общества, относится в первую очередь право на владение и распоряжение частной собственностью; право на труд; право на равную оплату за равный труд и право на отдых, право на забастовку; страхование по безработице; пенсионное обеспечение престарелых и инвалидов; охрану женского и детского труда.
Политические права и свободы, которыми гражданин наделяется, как член политической общности, представляют его правовое положение в системе общественных отношений, возникающих в процессе осуществления государственной власти. Среди них: избирательная правосубъектность гражданина; свобода слова, печати, право на получение информации, а также свобода распространения информации, свобода совести, свобода союзов и ассоциаций, шествий и собраний.
Личные права и свободы предоставляются человеку как физическому лицу, вне зависимости от того, является он гражданином данной страны или нет (так называемые естественные права).
Довольно многочисленные личные права и свободы, ПО мнению А.А. Мишина, можно условно подразделить на две основные группы: права и свободы, защищающие человека от произвола со стороны других лиц, права и свободы, защищающие человека от произвола со стороны государства.
Первая группа личных прав и свобод немногочисленна, причем некоторые из них содержат в себе юридические гарантии от произвола как со стороны отдельных лиц, так и государства одновременно. К их числу относятся право на жизнь и неприкосновенность личности, право на сопротивление насилию. Особое место занимает право на свободу, возникшее как запрещение рабства и иных форм подневольного состояния, но имеющее в настоящее время гораздо более широкое содержание.
Согласно идеям «правового государства» и «правления права» государство обязано соблюдать свои собственные законы и не допускать какого-либо произвола в отношении своих граждан. Эти воззрения нашли свое выражение в том, что конституционное право устанавливает многочисленные юридические гарантии, защищающие личность от произвола со стороны государства и его органов. Эти гарантии находят свое выражение в провозглашении таких прав и свобод, как неприкосновенность жилища, личная неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, тайна переписки и телефонных переговоров, свобода передвижения и выбора места жительства и некоторых других.
Неприкосновенность жилища предполагает защиту не только от произвольных обысков и выемок, полицейских вторжений, но и защиту от произвольных действий со стороны отдельных лиц. Здесь работает одна из форм защиты частной собственности.
Тайна переписки и телефонных переговоров в значительной мере обеспечивается закрепленным законом требованием в отношении правоохранительных органов получать специальное разрешение суда для перлюстрации писем и прослушивания телефонных переговоров.
Одним из важнейших личных прав человека является свобода передвижения и выбора места жительства. Всеобщая декларация прав человека следующим образом формулирует эту свободу: «Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе место жительства в пределах каждого государства. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну».
К личным правам также относятся: свобода от произвольного ареста и необоснованной уголовной репрессии, право на свободное заключение брака, запрещение пыток и необычных наказаний.
Таковы некоторые представления о классификации и содержании прав и свобод человека, опирающиеся на зарубежный опыт.
Они также не представляют собой некоего «закрытого списка» прав и свобод.
В отличие от российского конституционного законодательства, ряд конституций бывших социалистических стран, вступивших на путь рыночных преобразований, показывают пример более внимательного отношения к публичной собственности. Так, ч. 2 ст. 17 Конституции Республики Болгарии устанавливает, что собственность является частной и публичной. Причем, режим объектов государственной и общинной собственности определяется законом (ч. 4 ст. 17). В части 1 параграфа 9 Конституции Венгерской Республики закрепляется существование публичной и частной собственности и их равноправие. А в параграфе 10 четко закрепляется, что национальные богатства являются собственностью венгерского государства. И перечень объектов исключительной государственной собственности, а также видов хозяйственной деятельности, осуществляемых исключительно государством, устанавливается законом. Перечень объектов, относящихся к исключительной собственности государства, устанавливается нормами Конституции Литовской Республики (ч. 4 ст. 47), Конституции Словацкой Республики (ст. 4).
Права человека имеют сложную структуру: существуют определенные различия в понятиях «права человека» и «права гражданина», и «права и свободы» человека, «основные (фундаментальные) и иные права человека», «права индивида», «коллективные права», -считают авторы учебника «Права человека» под редакцией Е.А. Лукашевой. - Права человека различаются по времени возникновения («поколения прав человека»), по сферам жизнедеятельности - личные (гражданские), политические, экономические, социальные и культурные права и свободы, в единстве своем образующие комплекс (каталог) прав и свобод человека и гражданина.
Под основными правами человека понимаются права, содержащиеся в конституции государства и международно-правовых документах по правам человека (в Международном Билле о правах человека, Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Европейской социальной хартии 1961 г.), имеющие особые свойства - неотчуждаемость и естественный характер (принадлежность каждому от рождения). Они являются правовой базой для других прав человека.
Права человека - явление динамичное, во многом связанное с развитием текущего законодательства, конкретными правоотношениями, возникающими у его субъектов. В связи с этим различают общий, специальный (родовой) и индивидуальный статус личности.
Общий правовой статус - это статус лица как гражданина государства, члена общества. Он определяется, прежде всего, Конституцией и не зависит от различных текущих обстоятельств (перемещений по службе, семейного положения, должности, выполняемых функций). Он является единым и одинаковым для всех, характеризуется относительной стабильностью, обобщенностью. Содержание такого статуса составляют главным образом те права и обязанности, которые предоставлены и гарантированы Конституцией Российской Федерации всем и каждому.
Специальный статус отражает особенности положения определенных категорий граждан (например, пенсионеров, студентов, военнослужащих, учителей, рабочих, крестьян, инвалидов, участников войны и т.д.). Эти категории граждан, обладая общим конституционным правовым статусом личности, могут иметь свою специфику, дополнительные права, обязанности, льготы, предусмотренные текущим законодательством. Индивидуальный статус фиксирует конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, выполняемая работа и др.). Он представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей гражданина, динамичен, он меняется в соответствии с теми изменениями, которые происходят в жизни человека. Эти три вида правового статуса личности соотносятся между собой как общее, особенное и единичное. Они тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга. Каждый индивид выступает одновременно во всех указанных качествах гражданина своего государства (общий статус), он принадлежит к определенному слою (группе), и, следовательно, обладает родовым статусом, и вступает в конкретные правоотношения, т.е. имеет индивидуальный статус. Права и обязанности государственного служащего определены Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации». Наряду с такими обязанностями, как обеспечение поддержки конституционного строя и соблюдение Конституции РФ, реализация федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации; добросовестное исполнение приказов, распоряжений и указаний вышестоящих руководителей (за исключением незаконных), закон требует от государственного служащего «обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан (п. 3 ст. 10) и в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации» (п. 5 ст. 10).В соответствии с Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» государственные служащие имеют право на: ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой государственной должности государственной; службы получение информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей; принятие решений и участие в их подготовке; продвижение по службе, увеличение должностного содержания; ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами; переподготовку и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета; пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы; объединение в профсоюзы (ассоциации) по защите своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов; - защиту своей чести и достоинства и т.д. Наделяя государственного служащего весьма большим объемом прав и обязанностей, государство тем самым закрепляет его особую роль в реализации прав и свобод человека и гражданина по сравнению с другими субъектами права. Осуществление этой высокой миссии во многом зависит от инициативы, профессионализма и ответственности самих государственных служащих. Подводя общий итог анализа классификации прав и свобод человека, необходимо основываться на пактах, принятых Генеральной Ассамбелеей ООН в 1966 г. Исходя из этого выделяются: экономические; социальные; культурные; - гражданские, (в России традиционно именуемые личными, чтобы не отождествлять их с правами, предусмотренными гражданским законодательством); - политические права. К ним следует добавить новую группу - экологические права. Все они закреплены в действующей Конституции Российской Федерации 1993 г.