Исламская политическая доктрина

Основы исламской политической доктрины изложены в священной книге мусульман Коране. Здесь Бог определен как «истина». Причем предполагается, что ею проникнуто все содержание Корана, в том числе и те его фрагменты, которые посвящены закономерностям государства и права. Речь идет о следующих сформулированных в Коране положениях политической теории.

1. О необходимости повиновения народа политическим руководителям и отрицании принципа принятия политических решений по большинству голосов. В Коране отмечено: «Если ты послушаешься большинства тех, кто на земле, они сведут тебя с пути» Бога. «Они следуют только за предположением, и они только ложно измышляют ... Или ты думаешь, что большинство слышит или разумеет? Они ведь только - как скоты и даже больше сбились с пути». Поэтому им нужно подчиняться разумным власть имущим на земле, которые есть помощники Божьи. В такой ситуации если бы осуществляющий политическое руководство помощник Бога слушался остальных людей «во многих делах», то они бы «страдали».

Неразумные среди политических руководителей - не от Бога, а самозванцы, ибо Бог не берет «сбивающих с пути помощниками». Именно на таких горе-руководителях, а не на народе, согласно Корану, лежит ответственность за политические неудачи. «Мы в каждом селении сделали вельмож грешниками его», - заявлено здесь от имени Бога.

2. О справедливости в государстве. В соответствии с Кораном, «не равняются сидящие со сложенными руками ... и усердствующие на пути» Бога «своим имуществом и своими душами». Дал Бог «преимущество усердствующим своим имуществом и своими душами перед сидящими со сложенными руками на степень. Всем обещал» Бог «благо, а усердствующим» Бог «дал преимущество перед сидящими со сложенными руками в великой награде ... и прощении, и милости».

3. О принципах примерной жизни людей в политической организации общества. Во-первых, «вот что возвещает» Бог «своим рабам ... : “Я ... прошу у вас ... любви к ближним ... Старайтесь ... опередить друг друга в добрых делах”». При этом «что бы вы ни потратили из добра, то для самих себя ... И что бы вы ни потратили из блага, будет полностью воздано вам, и вы не будете обижены».

Во-вторых, граждане государства обязаны выполнять договоры друг с другом. В частности, в Коране указано: «Не обращайте ... своих клятв в обман между собой ... Счастливы ..., которые соблюдают свои доверенности и договоры». Напротив, «горе обвешивающим, которые, когда отмеривают себе у людей, берут полностью, а когда мерят им или вешают, сбавляют».

В-третьих, в политической организации общества необходим неэквивалентный обмен материальными благами между бедными и богатыми, дающий большую выгоду бедным. Образцом подобных отношений в Коране рассматривается ситуация, когда «праведники ... кормят едой, несмотря на любовь к ней, бедняка» и сироту, не желая от них воздаяния.

В-четвертых, граждане государства не должны разрушать окружающую их природную среду. От имени Бога в Коране им адресовано требование: «Не производите расстройства на земле после устроения ее».

В-пятых, каждому члену политической организации общества в своем поведении следует учитывать, что «всякая душа вкушает смерть», и ему «сполна будут даны ... награды в день воскресения. И кто будет ... введен в рай, тот получил успех. А ближайшая жизнь - только пользование обольщением, ... забава и игра». Причем в Коране присутствует предупреждение людям, сделанное от имени Бога: «Кто стремится к посеву для будущей жизни, тому Мы увеличим его посев, а кто желает посева для ближней, - Мы дадим ему то», что он хочет, «но нет ему в последней» жизни «никакого удела». И «взгляни, как Мы одним дали преимущества над другими, а ведь последняя жизнь - больше по степеням и больше по преимуществам».

4. О задачах политических руководителей. По Корану, правители обязаны примирять ссоры в государстве и обеспечивать господство справедливости в отношениях между людьми. Здесь отмечено: «Пусть одни люди не издеваются над другими ... И если бы два отряда из верующих сражались, то примирите их. Если же один будет несправедлив против другого, то сражайтесь с тем, который несправедлив, пока он не обратится к велению» Бога. «А если он обратится, то примирите их по справедливости и будьте беспристрастны ... Верующие ведь братья. Примиряйте же обоих ваших братьев».

Список литературы

1. Библия или священные книги Ветхого и Нового завета. СПб.-М., 1876.

2. Коран / Перевод и комментарии И.Ю. Крачковского. М., 1963.

3. Блаженный Августин. О граде Божием / Блаженный Августин. М., 1786.

4. The Political Ideas of St.Thomas Aquinas. Representative Selections. Ed. with an Introduction by D. Bigongiari. N.Y.: Hafner Publishing Company, 1953.


Наши рекомендации