О закономерностях политической организации общества
Об остроте ума древнегреческих софистов - платных учителей политической мудрости - свидетельствует факт из жизни Протагора, одного из самых известных софистов. Как сообщает Диоген Лаэртский, Протагор «первым стал взимать плату за учение и взимал ее в размере ста мин». Однажды он потребовал судом платы у своего ученика Эватла и, когда тот сказал: «Я еще ни разу не одержал в суде победы», заметил: «Но если я выиграю дело, то мне должно будет получить плату за то, что я победил. Если же ты выиграешь дело, то я должен буду получить плату за то, что ты победил».
Политическое знание, преподававшееся софистами, характеризуют известные современной науке отрывки из их произведений. Несколько таких сохранившихся фрагментов прямо посвящено закономерностям политической организации общества.
1. Как считал софист Антифонт, «кто думает, что он может причинить зло своим ближним и при этом сам не испытать зла, тот неразумен».
2. По мнению неизвестного софиста, автора сохранившейся работы «Двоякие речи», политику «следует ... знать все законы. Однако если он не будет знать государственных дел, то он не будет знать и законов. И в самом деле, только тот же самый человек может знать закон, имеющий силу в музыке, который знает и саму музыку. Не знающий же музыки не может знать и закона ее». Политическая организация общества и право - это музыка и ноты.
3. Согласно учению софиста Крития, в условиях, когда политическое руководство препятствовало своим подчиненным открыто совершать противоправные действия, но тайно они «продолжали творить их, некий мудрый муж придумал для людей божий страх, чтобы он служил некоторым устрашением для злых и в том случае, если ... тайно они что-нибудь дурное делают, или говорят, или мыслят. Таким-то образом он ввел религию, уча, что существует бог, живущий вечной блаженной жизнью ... Имея божественную природу, он услышит каждое слово, сказанное людьми, и всякий поступок их он сможет увидеть». И даже если человек «про себя что-нибудь дурное помыслит, то и это не утаится от бога, ибо разум его велик». Иными словами, бога выдумали древние политики для усиления контроля за действиями своих подчиненных, «приписав ему роль какого-то надзирателя за хорошими и дурными поступками людей». Это было сделано «для того, чтобы никто тайно не обижал ближнего, боясь наказания от бога» как особого руководителя, которого не обманешь, не свергнешь и от которого никуда не скроешься, что возможно в отношении правителей, являющихся людьми.
Политическое учение Сократа известно по работам его современников и учеников. Наиболее точно оно изложено в «Сократических сочинениях» Ксенофонта Афинского. Следующие фрагменты из этого произведения характеризуют теоретические представления Сократа о правильном образе жизни человека в государственной организации, целях и задачах политики, а также о средствах их достижения.
1. О назначении политического руководителя. «Когда Тридцать (тиранов в Афинах в 404 г. до н.э. - С.Д.) массу граждан казнили, самых выдающихся, и многих подстрекали к противозаконным действиям, Сократ однажды сказал: “Странно было бы, мне кажется, если бы человек, став пастухом стада коров и уменьшая число и качество коров, не признавал себя плохим пастухом. Но еще страннее, что человек, став правителем государства и уменьшая число и качество граждан, не стыдится этого и не считает себя плохим правителем государства”».
2. Сократа спросили, что нужно сделать, если государство проигрывает в соревновании с соперниками. Он ответил задавшему вопрос: «Надо взять за образец тех, кому теперь принадлежит первое место, и завести те же порядки, что у них. Тогда при одинаковом укладе жизни» ваше государство «было бы ничуть не хуже» любого другого, «а при более строгом даже и лучше».
3. Сократ посоветовал одному из своих собеседников: «Не пренебрегай общественными делами, если можешь способствовать их улучшению. Ведь если они будут идти хорошо, то от этого будет немалая польза не только всем гражданам вообще, но, вчастности, и друзьям твоим, и тебе самому».
4. Согласно убеждению Сократа, работающий человек более нравствен, чем праздный. Самые лучшие люди в государстве - те, которые хорошо выполняют свою работу.
5. В ходе обсуждения теоретических проблем политики, в котором участвовало много людей, софист Каллий спросил Сократа: «А ты, Сократ, чем гордишься?» Сократ ответил: «Сводничеством». Сократ продолжал: «А если бы кто мог делать так, чтобы люди нравились даже целому городу, не был ли бы он уже вполне хорошим сводником?»- «Несомненно», - был общий ответ. «Если бы кто мог делать такими людей, во главе которых он стоит, не был ли бы он вправе гордиться этим искусством и не был ли бы вправе получать большое вознаграждение?» И с этим все согласились. Сократ далее заметил: «Есть и родственное этому искусство - искусство завлечения». Хороший завлекатель «у кого есть талант узнавать, какие люди полезны друг другу, и кто может возбуждать в них взаимную страсть, тот могбы, мне кажется, и город склонять к дружбе, и браки устраивать подходящие. Он был бы дорогим приобретением и для городов, и для друзей, и для союзников». Таким образом Сократ выражал мысль, что функция политического деятеля есть сводничество. Хороший политический деятель не тот, кто разжигает борьбу различных политических партий и фракций, а тот, кто водворяет между ними согласие.
Почти все содержание политических произведений Демокрита утрачено. Сохранилось лишь несколько небольших отрывков. Самый знаменитый из них содержит рассуждение Демокрита о благе от правопорядка и зле от беззакония.
«Благодаря правопорядку, - полагал Демокрит, - время граждан государства не тратится понапрасну на дела защиты их интересов от посягательств на них, но употребляется с пользой на работу по обслуживанию жизненных потребностей этих лиц. При господстве правопорядка люди свободны от самой тягостной заботы и могут посвящать себя занятию, которое им наиболее нравится. Дело в том, что самую тягостную заботу гражданам государства причиняют хлопоты по защите их интересов. Самое же приятное для этих людей - заниматься своими собственными делами ... Что же касается зол, проистекающих от беззакония, то ... граждане государства не имеют времени для своих собственных дел, но вынуждены заниматься самым неприятным - политическими неурядицами, а не своими работами».