Внедрение менеджмента качества государственных и муниципальных услуг в социальной сфере. Оценка качества государственных и муниципальных услуг в социальной сфере.
Система управления качеством оказания государственных услуг строится на следующих базовых механизмах:
· Разработка и внедрение Стандартов оказания государственных услуг.
· Оказание услуг, соответствующих по качеству Стандартам и потребностям населения, в условиях жестких финансовых ограничений.
· Становление услуги в качестве рыночного продукта открытого и нормированного для потребителя.
· Всестороннее освещение и информирование потребителя о видах, формах, нормативах, месте и времени оказания услуг.
· Вовлечение потребителя (общество и бизнес) в контур управления качеством оказания государственных услуг посредством мониторинга и общественной экспертизы.
· Выработку управленческих решений (администрирование, кадровые вопросы), направленных на совершенствование качества государственных услуг, оказываемых всей цепочкой ответственных контрагентов: бюджетные и внебюджетные структуры, курирующие их профильные министерства, районные администрации.
Социальная защита в условиях рынка. Субъекты социальной защиты. Группы граждан, нуждающихся в социальной защите. Виды и формы социальной защиты. Основные проблемы и перспективы реформирования системы социальной защиты населения.
Социальная защита — система принципов, правил, методов,
законодательно установленных государством социальных гарантий;
мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление
оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей,
поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования
личности, различных социальных категорий и групп; совокупность мер,
действий, средств государства и общества, направленных против
ситуаций риска в нормальной жизни граждан (болезнь, безработица,
старость, инвалидность, смерть кормильца и др.); комплекс
государственных мер социально-экономического и правового
характера по обеспечению гарантированного государством
минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых
слоев населения в период экономических преобразований и
связанного с этим снижения их уровня жизни.
Социальная помощь может оказываться в различных формах –
в натуральном виде, в виде денежных выплат, услуг и льгот, которые
предоставляются нуждающимся, дополнительно к гарантированным
государством формам социальной защиты за счет средств
муниципальных и местных органов власти, предприятий, организаций,
благотворительных фондов, взносов частных лиц и др.
Социальная самопомощь — совокупность, социальных,
социально-психологических и социально-педагогических средств,
используемых отдельным индивидом или определенной социальной
группой для поддержания достойных условий своего существования.
Социальное страхование - часть государственной системы
социальной защиты населения, спецификой которой является
осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование
работающих граждан от возможного изменения материального и (или)
социального положения, в том числе по независящим от них
обстоятельствам.
Социальное обслуживание - деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам.
Социальная услуга - действие или действия в сфере
социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической,
разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях
улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его
возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные
жизненные потребности.
Социальная реабилитация - восстановление основных социальных функций личности, социальной группы, общественного
института, их социальной роли как субъектов основных сфер жизни
общества, которая включает в свое содержание все аспекты
реабилитации (собственно социальные, психологические,
медицинские, профессиональные, педагогические).
К субъектам социальной защиты следует отнести: государство, профсоюзы, союзы и ассоциации предпринимателей, а также отдельных личностей, именуемых правозащитниками. Во‑первых,главным объектом социальной защиты является все население страны. В данном случае социальная защита предполагает обеспечение безопасности жизни людей, реализацию интересов потребителей, укрепление здоровья нации, создание условий для духовного развития. Во‑вторых, к объектам социальной защиты относятся отдельные группы и слои населения. Отсюда проистекает, например, социальная защита военнослужащих, работников образования и т. д. В‑третьих, объектом социальной защиты являются социально‑уязвимые группы населения: многодетные семьи, инвалиды, неработающие пенсионеры, женщины, безработные и т. д.
Выделим следующие основные направления социальной защиты и подходы к их реформированию:
1. Социальная защита детей, детства и отрочества должна быть ориентированна на создание условий жизни и развития детей, позволяющих всем детям, независимо от того в какой семье они родились и живут, иметь наилучшие возможности для сохранения их здоровья, материального благополучия, свободного доступного образования, дошкольного и школьного воспитания, гармоничного духовно-нравственного развития, реализации своих способностей
Особое внимание необходимо уделять детям-сиротам, а также детям, из неблагополучных семей. Надо научиться заботится об этих детях так, чтобы они не чувствовали себя лишними, отчужденными от общества, а государство не представлялось бы им чем-то абстрактным, бесполезным, а то и враждебным.
Также целесообразным представляется создание Федерального попечительского совета детей-сирот. Необходимо принять все меры по охране и защите детей, находящихся в особо сложных условиях, в том числе оставшихся без надзора, беспризорных, подвергшихся экономической и сексуальной эксплуатации, страдающих социально-обусловленными заболеваниями, включая синдром приобретенного иммунодефицита, детей из числа беженцев, а также находящихся в тюремном заключении.
Однако проблемы детей, находящихся в особо сложных условиях, не исчерпывают многочисленных.
2. Социальная зашита трудоспособного населения должна предусматривать создание условий, обеспечивающих баланс прав, обязанностей и интересов граждан, когда человек сможет в полной мере реализовать способность к экономической самостоятельности, при этом не ущемляя интересы сограждан и участвуя в социальном вспомоществовании нуждающимся лицам. Труд, его вознаграждение и как результат денежные сбережения, приобретенные ценные бумаги и недвижимость должны стать основными источниками доходов и социального благополучия человека, и никто не имеет право посягать на них.
3. Социальная защита нетрудоспособных граждан должна быть нацелена на гуманизацию всех сфер жизни этих людей.
Недопустимо, чтобы кто-либо из них ощущал себя лишним человеком, обременяющим близких, общество. Каждый должен как можно дольше сохранять желание и возможность проживать в семье, активно участвовать в экономическом, политическом, культурном развитии общества, пользоваться всеми его благами и по возможности их приумножать. Ведущая роль в решении проблем этих граждан принадлежит социальному обслуживанию и пенсионному обеспечению, которые требуют реформирования.
4. Социальная защита семьи как основополагающей опоры общества и государства предусматривает необходимость всемерно поддерживать институт семьи. Именно семья способна сохранить общество, его ценности. Поэтому семейная политика, ориентированная на обеспечение людям достойных условий для создания, сохранения и развития семьи, неотъемлемая часть социальной защиты населения.