О том, что пересадка законов лучше обнаруживает их недостатки

Конституционная часть английского законодательства во многих отношениях заслуживает удивления. Организация законодательных учреждений является почти образцом совершенства. Таково было, по крайней мере, мнение многих здравомыслящих и беспристрастных людей, и справедливость этого мнения будет тем очевиднее, чем больше мы станем изучать эту конституцию в ее отношении к положению страны и условиям жизни народа, который пользуется таким неоцененным преимуществом. Другая часть законодательства, тесно связанная с первой и также заслуживающая большой похвалы по некоторым ее основным началам,– это организация судов, гласность судопроизводства, присяжный суд в политических делах, свобода печати, habeas corpus (неприкосновенность личности), право собраний и петиций и некоторые другие законы, охраняющие общественную и частную свободу. Эта превосходная основа законодательства является, без сомнения, наиболее важною частью в нем, но в сравнении со всей массой законов она не составляет и сотой доли. Между тем легко понять, что уважение, которого заслуживает конституционная часть, естественно распространяется и на все остальные путем простого и нетрудного акта воображения, и особенно благодаря привязанности. Благо служит охраной зла. Людям даже не приходит в голову, что рядом с такими превосходными законами могли удержаться и дурные. […]

Глава V

Влияние времени

По преданию, Солон сказал однажды, что его законы были не наилучшими сами по себе, а наилучшими из тех, какие афиняне могли бы принять. Сторонники консерватизма в законодательстве придавали этому свидетельству большое значение.

Как бы ни выдавался Солон образованностью среди афинян, позволительно сомневаться, чтобы он был способен создать наилучшие законы, какие возможны. Ни у одного из греческих философов нельзя заметить знакомства с истинными принципами законодательства.

Между тем, в известном смысле изречение Солона могло быть правильно – именно в отношении конституционной части законодательства. Принципы организации правительств гораздо более произвольны, чем принципы уголовного и гражданского права. Они зависят от привычек народа, от направления, которое приняли его надежды и опасения. […]

Только тогда можно будет сказать, что законы доведены до максимума совершенства и люди – до максимума счастья, поскольку последнее зависит от законов, когда великие преступления будут известны только по законам, которые их запрещают; когда в списке запрещенных деяний более не будет проступков, вред которых только воображаемый; когда права и обязанности различных классов людей будут так хорошо определены гражданским уложением, что более не будет процессов по существу права; когда судопроизводство будет настолько упрощено, что всякого рода споры и тяжбы можно будет разрешать в кратчайший срок и лишь с самыми необходимыми издержками; когда здания судебных учреждений будут всегда открыты и редко полны; когда народы, сложив оружие и распустив свои армии на основании договоров, а не вследствие взаимного бессилия, будут платить только самые необременительные налоги; когда торговля будет настолько свободна, что те производства, которые доступны многим, не будут составлять монополии небольшого числа людей […]

Печатается по: Юм Д. Опыты. Бентам И. Принципы законодательства. – О влиянии условий, времени и места на законодательство.– Руководство по политической экономии. Вып. 5.– М. 1896.

О том, что пересадка законов лучше обнаруживает их недостатки - student2.ru

Наши рекомендации