Приоритетные направления реализации государственной политики по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Напомним, что государственная политика - это совокупность целей, задач, приоритетов, принципов, стратегических программ и плановых мероприятий, которые разрабатываются и реализуются органами государственной или муниципальной власти, с привлечением институтов гражданского общества.
Если рассматривать государственную политику в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с практической стороны вопроса, то здесь можно говорить о двух основных направлениях, в которых государство активно ведёт свою деятельность.
Необходимо указать на предоставление мер социальной защиты данной категории граждан. Законодательно они закреплены в Федеральном законе от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"[43]. В нём определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя. Рассмотрим те основные статьи, в которых государство обозначилось помогать этим детям.
Во-первых, это поддержка в образовательной сфере В соответствии с ФЗ №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на обучение за счет средств федерального бюджета в госучреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования. Законом предусмотрены следующие моменты в вопросах образования:
- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на прохождение курсов по подготовке к поступлению в средние и высшие профессиональные учебные учреждения на бесплатной основе, при этом они должны иметь оконченное основное общее или среднее общее образование;
По данным государственной статистической отчетности около 84 % выпускников после выхода из организации для детей-сирот поступают в учреждения среднего профессионального образования, 5 % – в высшие учебные заведения[44].
- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатное получение второго начального профобразования;
- предоставление академического отпуска в случаях медицинских показаний за данной категорий лиц полное государственное обеспечение сохраняется на весь период отпуска с выплатой стипендии в полном объеме;
- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатный (льготный) проезд на некоторых видах транспорта;
- дети, получающие образование в другом городе, имеют право на возмещение оплаты проезда к дому и обратно 1 раз в год;
- выпускники в лице детей сирот, за исключением тех, кто продолжает обучение по очной форме, обеспечиваются единовременным денежным пособием, одеждой, оборудованием (либо компенсацией) за счет средств образовательного учреждения, в котором они обучались.
Здесь стоит сделать акцент на том, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения одного или обоих родителей в период обучения, зачисляются в образовательные учреждения на полное государственное обеспечение. В свою очередь, полное государственное обеспечение предполагает бесплатное питание, бесплатное проживание в общежитии и медицинское обслуживание, бесплатная одежда и обувь, повышенная стипендия независимо от оценок, ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и всех необходимых принадлежностей, в также, получение в полном размере заработной платы, которая начисляется в период прохождения производственной практики.
В случаях, когда возраст вышеназванных лиц достиг 23 лет в период получения профессионального образования, за ними сохраняется право на полное государственное обеспечение и дополнительные меры социальной поддержки до конца обучения.
Во-вторых, государство закрепило и право детей-сирот на медицинское обслуживание. Этому посвящена статья 7 159-ФЗ[45]: «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатное медицинское обслуживание, в том числе с оперативным лечением в муниципальном лечебном учреждении или имеющим государственную аккредитацию». Кроме основных категорий, полное медицинское обслуживание включает в себя регулярные медицинские осмотры, оздоровление, предоставление бесплатных путевок в спортивно-оздоровительные лагеря, при наличии медицинских показаний предоставляются бесплатные путевки в санаторно-курортные учреждения. Кроме того, при необходимости прохождения лечения в специализированном медучреждении данной категории лиц в полном размере оплачивает проезд к месту прохождения курса лечения и обратно.
В-третьих, в сфере труда дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обладают следующими правами:
- право на получение пособия по безработице в период 6 месяцев в размере, равному среднему уровню заработной платы в конкретном регионе, при этом вышеназванные лица должны искать работу впервые, быть зарегистрированными в органах службы занятости и иметь статус безработного;
- право на необходимое дополнительное профессиональное обучение с последующим трудоустройством за счет средств работодателя, в случаях ликвидации организации, в которой работали лица из числа детей сирот и оставшихся без попечения родителей.
В – четвёртых, социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется и в таком, пожалуй наиважнейшем, направлении, как закрепление за ребёнком-сиротой права на жилое помещение. Согласно действующему законодательству, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеющие в распоряжении на правах собственности закрепленное за ними жилье, сохраняют право на это жилое помещение даже при нахождении их в государственных социальных учреждениях.
В случаях отсутствия закрепленного жилья, последнее предоставляется вышеназванной категории лиц из специализированного жилищного фонда на основании договора специализированного найма, срок действия которого составляет 5 лет (ранее на такое социальное жилье можно было сразу оформить право собственности). То есть, в течение этого срока, лицо, получившее социальное жилье, не вправе его сдавать, продавать, приватизировать и передавать во владение третьим лицам. По истечению пятилетнего срока, орган исполнительной власти субъекта РФ принимает решение об исключении данного жилого помещения из специализированного жилищного фонда, с владельцем заключается договор социального найма. Минимальный размер общей площади жилого помещения рассчитывается на основании установленных норм в данном субъекте.
Кроме вышеназванных категорий лиц, жилищные права детей-сирот предоставляются и тем детям, которые имеют закрепленное жилье с невозможностью проживания в нем:
- если в этой же квартире проживают родители, раннее лишенные родительских прав;
- лица, страдающие тяжелыми формами заболеваний;
- если жилое помещение не соответствует санитарно-техническим нормам.
Многие судебные разбирательства, где в роли истца выступают дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, связаны именно с защитой прав на жилое помещение. Подробнее об этом расскажем во второй главе.
За последние 5 лет жилыми помещениями обеспечены 83 597 детей-сирот и лиц из их числа (в 2016 году – 24 795 детей-сирот, в 2015 году – 22 573, в 2014 году – 13 905, в 2013 году – 12 522, в 2012 году – 9802)[46].
Таким образом, исходя из положений этого федерального закона, можно сделать вывод, что государство старается оказать этим детям разностороннюю помощь, помощь, которая им необходима для нормальных условий существования.
Вторым основным направлением, в котором государство старается реализовать политику по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является всё же приоритет именно семейного устройства. Можно сколько угодно финансово, материально, законодательно и другими способами оказывать всяческую поддержку этим детям, но заменить воспитание в семье, привить семейные ценности, испытать все радости и горечи семейной жизни не получится, если ребенок будет расти не с родителями, какими бы плохими они не были, не в той же семье опекуна, а в детском доме или другом учреждении интернатного типа.
В Российской Федерации существуют и практикуется несколько форм семейного устройства: усыновление и опека-попечительство. Тут стоит отметить тот факт, что при семейном устройстве преимущество отдается передаче ребенка в семью родственников.
В 2016 году было устроено на воспитание в семьи – 62 973 детей, что на 1545 детей больше, чем в 2015 году[47].
Согласно Семейному кодексу Российской Федерации усыновление (удочерение) является приоритетной формой семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предполагающей принятие в семью ребенка на правах кровного, со всеми вытекающими правами и обязанностями. Усыновление производится в судебном порядке, а процедура усыновления бесплатная. Запрещается посредническая деятельность, поэтому в России отсутствуют агентства по усыновлению.
При усыновлении сами кандидаты в усыновители имеют право на независимую экспертизу состояния здоровья ребенка в медицинских учреждениях.
Усыновленный ребенок по своим правам в семье усыновителей ничем не отличается от кровных детей усыновителей, что позволяет ему чувствовать себя полноценным членом семьи; это обеспечивает чувство стабильности, безопасности и психологической защищенности. Усыновители могут присвоить ребенку фамилию усыновителя, поменять имя, место и дату рождения в пределах трех месяцев в одну или другую сторону от первоначальной даты рождения ребенка.
В России существует тайна усыновления, которая охраняется законом, и предусмотрено административное и уголовное наказание за разглашение тайны усыновления. Родители сами решают вопрос о сохранении тайны усыновления. В стране активно дискутируется вопрос о введении открытого усыновления; тем более, что в ряде регионов усыновители получают материальную поддержку от местных властей.
Следующая форма семейного устройства – опека и попечительство. Сделаем сразу небольшое уточнение, что опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство – над детьми от 14 до 18 лет.
Существует различные формы и виды опеки и попечительства:
- безвозмездная опека (попечительство), когда опекун является законным представителем подопечного, выполняет функции опекуна безвозмездно, получает только пособие на содержание ребенка. Чаще всего безвозмездную опеку оформляют родственники ребенка;
- возмездная опека, её еще называют опекой (попечительством) по договору. Она в свою очередь может быть двух видов: по договору о приемной семье и по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании) на основании регионального закона (сегодня закон о патронатном воспитании существует в 23 регионах).
Вознаграждение опекуну (попечителю) может выплачиваться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации или за счет доходов от имущества подопечного.
Приемные и патронатные родители получают вознаграждение за воспитание ребенка и пособие на его содержание. Размер пособия может зависеть от числа детей, переданных в семью, возраста ребенка, наличия инвалидности.
Кроме того, все граждане, принявшие ребенка на воспитание в семью, получают единовременное пособие за счет средств федерального бюджета, которое может быть увеличено за счет бюджета региона.
В 2017 году при усыновлении ребенка-инвалида, ребенка в возрасте старше семи лет, а также детей, являющихся братьями и (или) сестрами, пособие выплачивается в размере 100 000 рублей на каждого такого ребенка[48].
С 13 марта 2015 года лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (усыновить/удочерить), взять под опеку (попечительство), создать приемную семью, должны пройти психолого-педагогическую и правовую подготовку[49].
Такая подготовка не требуется для близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями.
Объем подготовки составляет от 40 до 80 часов в зависимости от решения региона. Регион также определяет самостоятельно содержание подготовки в соответствии с примерной программой, разработанной Министерством образования и науки РФ[50].
Орган опеки и попечительства также должен обеспечить психологическое обследование граждан с их согласия для оценки их психологической готовности к приему несовершеннолетнего гражданина в семью.
Как правило, такую подготовку осуществляют образовательные, медицинские, социальные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющиеся уполномоченными организациями.
Семьи, принявшие ребенка в семью, могут обратиться в службу сопровождения замещающих семей для получения профессиональной консультативной, юридической, психологической, педагогической, медицинской, социальной помощи. Услуги по сопровождению оказываются бесплатно.
В 2016 году деятельность по подготовке кандидатов осуществляла 871 организация, по сопровождению замещающих семей – 1348 организаций[51].
Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за развитием ребенка и соблюдением его прав в семье.
В 2016 году общее число замещающих семей – 420 000, в которых воспитывается 514 000 детей, оставшихся без попечения родителей[52].
Ежегодно более 82 % детей-сирот, выявляемых в течение года, передаются на воспитание в семьи.
Если права ребенка в новой семье нарушаются или обнаружены факты жестокого обращения, то производится отобрание ребенка из такой семьи и передача его в другую семью или возврат в организации для детей-сирот.
Возвраты из замещающих семей составили: в 2015 году 6144 детей, в 2016 году на 6,5 % меньше – 5746 детей.
Доля детей, отобранных из семей, по сравнению с числом детей, устроенных в семью в течение года, составляет 9 %; это условный показатель, так как возвращаются дети, которые были устроены не только в текущем году, но и в предыдущие годы. Доля таких детей в общей численности детей-сирот, находящихся в семьях – 1,2 %.
Таким образом, государство осуществляет политику в отношении детей-сирот по двум основным направлениям: во-первых, предоставление дополнительных социальных гарантий данной категории лиц, а во-вторых, государство отдает приоритет семейным формам устройства этих детей, а по всему и поощряет, а также законодательно их регулирует.
Практика реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на региональном уровне (на материалах департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области)