Древняя Русь и кочевники, византийско-древнерусские связи. Принятие христианства и его историческое значение.
Древняя Русь и кочевники, византийско-древнерусские связи. Основными задачами, стоявшими перед внешней политикой Древнерусского государства, были борьба со степными кочевниками, защита торговых путей и обеспечение наиболее благоприятных торговых связей с Византийской империей.
Молодому Древнерусскому государству приходилось доказывать свои права на международной арене. По этой причине был совершен поход на Константинополь в 860 г. русские на 20 судах вошли в гавань, опустошив окрестности Константинополя. Нависшая опасность заставила императора Василия I вернуться в столицу (из похода на арабов). С большим трудом он пробился в Константинополь и смог предотвратить штурм.
В конце IX- начале Х в. власть киевского князя распространялась уже на полян, новгородских словен, кривичей, северян, радимичей, древлян, хорватов, уличей, на неславянские племена чудь и мерю. Все это стало возможным благодаря походам Олега, в основе лежало экономическое, политическое и культурное объединение восточных славян.
Успехи были достигнуты также в начале X века. В 907 г. был совершен успешный поход Олега на Византию. Результатом наступления 80-тысячного войска Олега стало подписание договора, по которому русским давались значительные льготы: Олег получил единовременно по 12 гривен на каждого воина и дань в пользу русских князей. Греки так же должны были обеспечивать русских купцов всем необходимым в течение 6 месяцев. Купцы могли жить в предместье Константинополя, входить в него без оружия не более чем по 50 человек.
По наиболее выгодным для Руси договорам князя Олега с византийцами 907 и 911 годов русские купцы получали право беспошлинной торговли в Византии.
От торговли с Византией больше всего плюсов получали феодалы. Выделилась особая группа, которая занималась торговлей - купечество.
Кроме торговли с Византией происходили хозяйственные отношения с Чехией и Баварией. Кроме того, по Волге шла торговля с Арабским Востоком. Русь экспортировала кожу, лен, оружие и т.д. Ввозились драгоценные камни, металлы, сукна, пряности, шелк и т.д., т.е. товары для удовлетворения высших слоев общества.
В связи с развитием торговли, объективно подталкивающей к поиску меры стоимости и средства обращения, в Киевской Руси возникают деньги, денежное обращение. Первые монеты стали чеканить еще в конце X века при князе Владимире - злотники и серебряники. После смерти Ярослава Мудрого чеканка монеты прекращается. Впрочем, русские золотые и серебряные монеты скорее служили целям пропаганды могущества и значимости киевских князей, нежели чем действительно обслуживали экономический оборот. В большей мере это делали используемые в обращении арабские диргемы, а также западноевропейские серебряные монеты.
Попытки Византии ограничить русское влияние или нарушить условия торговли проводили к военным столкновениям. При князе Олеге объединенные силы Киевского государства осадили столицу Византии Константинополь (русское название - Царьград) и вынудили византийского императора подписать выгодный для Руси торговый договор (911).
В 968г. русские войска князя Святослава Игоревича вторглись на территорию Болгарии и заняли ряд городов по течению Дуная, из которых наиболее важным был Переяславец - крупный торговый и политический центр в низовьях Дуная. Успешно наступление Святослава было расценено как угроза безопасности Византийской империи и ее влиянию на Балканах. Вероятно, под влиянием греческой дипломатии печенеги напали в 969г. на ослабленный в военном отношении Киев. Святослав был вынужден вернуться на Русь. После освобождения Киева он совершил второй поход в Болгарию, действуя уже в союзе с болгарским царем Борисом против Византии. Борьбу со Святославом возглавил новый византийский император Иоанн Цимисхий, один из видных полководцев империи. В первой же битве русские и болгарские дружины разгроми ли византийцев и обратили их в бегство.
Последний крупный поход на Византию был совершен в 1043г. Поводом для него послужило убийство русского купца в Константинополе.
Не получив достойного удовлетворения за обиду князь Ярослав Мудрый послал к византийским берегам флот, во главе которого стоял его сын Владимир и воевода Вышата.
Несмотря на то, что буря рассеяла русский флот, кораблям под командованием Владимира удалось нанести значительный урон греческому флоту. В 1046г. между Русью и Византией был заключен мир, который по традиции того времени был закреплен династическим союзом браком сына Ярослава Всеволодовича с дочерью императора Константина Мономаха
Принятие христианства и его историческое значение. В 988 г. при Владимире I в качестве государственной религии было принято христианство. Христианство, как повествует летописец, было распространено на Руси издревле. Его проповедовал еще апостол Андрей Первозванный - один из учеников Христа. Рассказы о последующих крещениях отдельных групп населения Руси (во время Аскольда и Дира, Кирилла и Мефодия, княгини Ольги и др.) показывают, что христианство постепенно входило в жизнь древнерусского общества.
Князь Владимир был крупным государственным деятелем своего времени. Он уже давно осознавал, что языческий политеизм не соответствует политическим и духовным потребностям государства. В 980 г. Владимир предпринял первую религиозную реформу, суть которой состояла в попытке слияния разнородных богов всех племен Киевской Руси в единый пантеон во главе с княжеским богом Перуном. Однако попытка повсеместного распространения культа Перуна потерпела неудачу. Языческому богу противостояли другие языческие боги, которым поклонялись славянские и неславянские племена Киевской Руси. Язычество не обеспечивало этнокультурного единства всех племен и земель Киевской Руси. Историческая практика показала, что это единство лучше других обеспечивают так называемые мировые религии: христианство и ислам.
Православная версия принятия христианства утверждает, что этому событию предшествовала процедура “выбора вер”. Киевская Русь по своему геополитическому положению находилась в тесном контакте с Хазарским Каганатом, в котором господствовал иудаизм, арабо-мусульманским миром, в котором исповедовали ислам, православной Византией и католическими государствами Западной Европы. Во все эти регионы Владимир якобы послал своих послов для определения наилучшей веры. Выполнив задание Великого князя, послы вернулись и однозначно отдали предпочтение православию из-за красоты его храмов и того душевного подъема, который они в них ощутили.
Однако не эти обстоятельства сыграли главную роль в принятии православия. Решающим фактором обращения к религиозно-идеологическому опыту Византии явились традиционные политические, экономические, культурные связи Киевской Руси с Византией. В системе византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение от императора. Это соответствовало политическим устремлениям князя Владимира. Не последнюю роль сыграли и династические соображения. Принятие православия открывало дорогу для брака Владимира с сестрой византийского императора принцессой Анной — и, таким образом, еще в большей мере закрепило дружеские отношения с такой влиятельной державой, как Византия. Дружба с Византией не только открывала дорогу к расширению торгово-экономических и культурных связей, но и в какой-то мере защищала Русь от набегов многочисленных кочевых племен, населявших Великую степь к северу от Черного моря, которых Византия постоянно использовала в борьбе со своим северным соседом:
И еще один момент сыграл свое значение при выборе православия. В католицизме богослужение происходило на латинском языке, тексты Библии и других богослужебных книг — на этом же, языке. Православие не связывало себя языковыми канонами. К тому же в этот период православие утверждалось в славянской Болгарии. Таким образом, богослужебные книги и весь обряд в языковом отношении были родственны населению Киевской Руси. Через болгарские богослужебные книги и болгарских священнослужителей православие начало утверждаться в духовной жизни русского общества.Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь на род. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установи лось много позднее, чем в Киеве и Новгороде.Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития.Христианство создало широкую основу для объединения всех народов этого общества. Исчезла граница между русом и славянином, угро-финном и славянином и т. д. Всех их объединила общая духовная основа. Христианство постепенно начало вытеснять языческие обряды и традиции и на этой основе произошла гуманизация общества. Значительным культурным переворотом было введение единой письменности. Принятие христианства способствовало становлению городской культуры в преимущественно сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности стране. На основе христианизации происходит становление нового типа государственности в Киевской Руси,которая в значительной мере приобретает византийскую форму. Устанавливается тесная взаимосвязь между светской и церковной властью, при главенстве первой над второй. Значительная роль отводится церкви в международных делах, связанных с углублением отношений с христианскими государствами и церквями.
В целом благодаря принятию христианства Киевская Русь была включена в европейский христианский мир, а значит и стала равноправным элементом европейского цивилизационного процесса. Однако принятие христианства в православном варианте имело свои негативные последствия. Православие способствовало обособлению Руси от западноевропейской цивилизации. С падением Византии Русское государство и Русская православная церковь оказались, по сути дела, в изоляции от остального христианского мира. Именно этим обстоятельством может быть отчасти объяснен отказ Западной Европы прийти на помощь Руси в ее противоборстве с иноверцами (татаро-монголами, турками и другими завоевателями).
7. Эволюция восточнославянской государственности в XI – начале XIII вв. (на примере отдельных княжеств)
Социально-политическая структура русских земель периода политической раздробленности Время с начала ХII в. до конца ХV в. называют периодом феодальной раздробленности или удельным периодом. На основе Киевской Руси к середине ХII в. сложилось примерно 15 земель и княжеств, к началу ХIII в. - 50, в ХIV в. - 250. В каждом из княжеств правила своя династия Рюриковичей. Феодальная раздробленность явилась закономерным итогом предыдущего экономического и политического развития общества. Различают несколько причин феодальной раздробленности.
Экономическая - в рамках единого государства за три века сложились самостоятельные экономические районы, выросли новые города, зародились крупные вотчинные владения монастырей и церквей. Натуральный характер хозяйства предоставлял каждому региону возможность отделиться от центра и существовать в качестве самостоятельной земли или княжества.
Социальная - усложнилась социальная структура русского общества: появились крупное боярство, духовенство, торговцы, ремесленники, низы города, в том числе холопы. Эта новая Русь уже не нуждалась в прежней структуре; зарождалось дворянство, которое должно было служить господину в обмен на земельное пожалование. В каждом центре за местными князьями стояли бояре со своими вассалами, богатая верхушка городов, церковные иерархи. Политическая - основную роль в распаде государства сыграло местное боярство; местные князья не хотели делиться своими доходами с великим киевским князем; кроме того, местному боярству нужна была сильная княжеская власть на местах.
Внешнеполитическая - распаду государства способствовало отсутствие в середине ХII в. серьёзной внешней угрозы; позже она появилась в лице монголо-татар, но процесс распада государства зашёл уже слишком далеко. Период феодальной раздробленности переживали все крупные западноевропейские государства. Она явилась закономерным итогом предыдущего экономического и социально-политического развития и имела как положительные черты, так и отрицательные последствия для всех русских земель. Положительные черты - вначале в русских землях наблюдался подъём земледелия, расцвет ремесла, рост городов, развитие торговли в отдельных землях. Отрицательные последствия - с течением времени постоянные усобицы между князьями стали истощать силы русских земель, ослаблять их обороноспособность перед лицом внешней опасности. Из всех распавшихся русских земель наиболее крупными и значительными были Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское княжества и Новгородская боярская республика. Именно эти княжества стали политическими наследниками Киевской Руси, т.е. являлись центрами притяжения всей общерусской жизни. У каждой из этих земель сложилась собственная оригинальная традиция, была своя политическая судьба. У каждой из этих земель в будущем была возможность стать центром объединения всех русских земель.
Владимиро-Суздальское княжество.Владимиро-Суздальское княжество представляло раннефеодальную монархию с сильной великокняжеской властью. первый ростово-суздальский князь - Юрий Долгорукий - был сильным правителем,в 1125 перенёс столицу во Суздаль покорил Киев в 1154 так же участвовавший в походах против половцев и булгар . В 1169 г. Андрей Боголюбский правивший во Владимире вновь покорил "матерь городов русских", но столицу свою туда не перенес -вернулся во Владимир, тем самым вновь утвердив его столичный статус. Он же сумел подчинить своей власти ростовских бояр, за что и был прозван "самовластием" Владимиро-Суздальской земли. Даже в пору татаро-монгольского ига владимирский стол продолжал считаться первейшим великокняжеским престолом на Руси. Татаро-монголы предпочли оставить нетронутыми внутреннее государственное устройство Владимиро-Суздальского княжества и родовой порядок преемства великокняжеской власти. Великий князь владимирский опирался на дружину, из числа которой, как и во времена Киевской Руси, формировался Совет при князе. Кроме дружинников, в совет входили представители высшего духовенства, а после перенесения митрополичьей кафедры во Владимир - и сам митрополит.
Великокняжеским двором управлял дворский - второе по значению лицо в государственном аппарате. Ипатьевская летопись (1175 г.) в числе княжеских помощников упоминает также тиунов, мечников, детских, что свидетельствует о том, что Владимиро-Суздальское княжество унаследовало от Киевской Руси дворцово-вотчинную систему управления.
Власть на местах принадлежала наместникам (в городах) и волостелям (в сельских районах). Они же вершили суд в подведомственных им землях, проявляя при этом не столько заботу об отправлении правосудия, сколько стремление к личному обогащению за счет местного населения и пополнению великокняжеской казны.
Право. Источники права Владимиро-Суздальского княжества до нас не дошли, но не подлежит сомнению, что в нем действовали общенациональные законодательные своды Киевской Руси. Правовая система княжества включала источники светского и церковного права. Светское право было представлено Русской Правдой (многие ее списки были составлены именно в этом княжестве в XIII-XIV вв.). Церковное право исходило из норм общерусских уставов киевских князей более раннего времени - Устава князя Владимира о десятинах, церковных судах и людях церковных, Устава князя Ярослава о церковных судах. Эти источники опять же дошли до нас в списках, составленных во Владимиро-Суздальской земле. Таким образом, Владимиро-Суздальское княжество отличалось высокой степенью правопреемства с Древнерусским государством.
Новгородская республика. В 1136 г. в Новгороде произошло народное восстание, закончившееся смещением князя и ограничением его прав, закреплением власти за избиравшимся на вече посадником, епископом и тысяцким. Новгородцы провозгласили “вольность в князьях”, т. е. они могли назначать и смещать князя по своему желанию. По особому договору князья были лишены права раздавать волости, владеть собственностью на территории новгородской земли, судить жителей Новгорода, давать особые преимущества (иммунитеты), торговать со странами Европы помимо новгородцев, даже охотиться вне определенной зоны поблизости от города. Были ограничены и доходы князей. Наконец, как это бывало и в Европе, княжеский двор был выселен из города на Рюриково городище, чтобы нельзя было захватить власть в Новгороде военной силой.
С другой стороны, значительно увеличивалась власть городского веча, на котором были представлены все семьи города, а также пригороды и волости, т. е. подчиненные города и земли. Формально вечу принадлежала теперь вся власть в городе. Именно оно призывало князя и смещало его. На нем выбирались градоначальник – посадник и тысяцкий, руководитель военной тысяцкой организации. Это означало введение в Новгороде демократического, республиканского государственного устройства, роднившего его с западноевропейскими свободными городами. Основной ценностью новгородцев стала теперь не верность князю или другому феодалу, а преданность городской общине - господину Великому Новгороду.
Однако в отличие, от европейских средневековых городов, в Новгороде веча носили неоформленный характер. Это приводило к тому, что власть все более переходила в руки боярской олигархии, нескольких наиболее богатых семей. Они благодаря подкупу бедняков часто могли управлять вечем, навязывать ему выгодные им решения.
Решения на собраниях должны были приниматься единогласно. Имелась вечевая администрация — вечевые дьяки, вечевая изба.
Реальная власть в Новгороде и Пскове принадлежала боярскому совету, включавшему знатных бояр и представителей городской администрации. Председательствовал в совете архиепископ. Боярский совет являлся организационным и подготовительным органом. К его компетенции относились: подготовка законопроектов, вечевых решений, контрольная деятельность, созыв вече, подготовка повестки дня, подбор кандидатур избираемых на вече должностных лиц и др. Вооруженные силы включали княжескую дружину, владыческий полк и городское ополчение.
Высшими должностными лицами Великого Новгорода были посадник, тысяцкий, архиепископ и князь.
Посадник избирался вечем на один-два года из знатных бояр. Он председательствовал на вече, руководил боярским советом, ведал администрацией, внешнеполитическими делами; вместе с князем осуществлял вопросы управления, суда и командования вооруженными силами.
Тысяцкий избирался на вече из знатных представителей аристократии. Он занимался вопросами торговли и торгового суда, возглавлял народное ополчение и решал другие вопросы управления, помогая посаднику.
Архиепископ избирался из монахов, выходцев из боярской среды. Он был хранителем государственной казны, контролером торговых мер и весов. Основная же роль архиепископа сводилась к главенству в церковной иерархии.
Князь приглашался на княжение гражданами. Предварительно его кандидатура обсуждалась на боярском совете и затем вносилась на утверждение в вече. Главной целью князя была организация защиты республики от внешних врагов. Военную, судебную и административную деятельность князь осуществлял вместе с посадником. . Большое влияние на развитие права Новгородской и Псковской республик оказала Русская Правда. Важными правовыми документами были княжеские уставы и грамоты. Среди других источников следует отметить договоры города с князьями, судебную практику и иностранное законодательство.
Червонной Руси. Рюриковичам всегда здесь было очень трудно править. Положение Рюриковичей осложнялось близостью сильных государств - Венгрии и Польши. Западные католические государства всегда стремились установить здесь своё влияние. В 1199 г. галицкий князь Роман Мстиславич объединил Галич и Волынь и отделился от Киева. Роман Мстиславич круто подавил оппозицию местного боярства. Организуя военные походы на Литву, половцев, западные страны, он мечом расширял пределы своего княжества. В 1205 г. Роман Мстиславич отправился с походом в Германию, но по пути в Польше был убит. Галицко-Волынское княжество охватили боярские смуты. Вдова князя с малолетними детьми - Даниилом и Васильком - едва успела покинуть пределы княжества. В 1221 г. выросший сын Даниил Романович - смог вернуться в отцовскую вотчину. В 1240 г. он смог объединить под своей властью галицкие, волынские и киевские земли, и стал самым сильным на Руси князем. Но в том же году на Южную Русь обрушились монголо-татары и разрушили Галицко-Волынское княжество. Самый сильный на Руси князь оказался в зависимости от монгольского хана. Перед Даниилом встала трудная задача - укрепить разрушенное княжество, защитить от посягательства соседей, восстановить внутри княжества покой и порядок. Даниил Романович реорганизовал свои дружины, стал налаживать торговые связи с Византией, Венгрией, Германией, Римом, строил новые города. Так, на западной границе он выстроил новый город и подарил своему сыну Льву в качестве свадебного подарка. С тех пор этот город называется Львовом. В 1255 г. Папа римский предложил Даниилу титул короля и военную помощь в борьбе против монголо-татар. Даниил же должен был способствовать распространению католичества в своём княжестве. Даниил титул короля "Малой Руси" принял, но способствовать распространению католичества не стал и военной помощи не получил. Укрепление Галицко-Волынского княжества беспокоило монголов. В 1261 г. их огромное войско ворвалось в пределы княжества. Даниилу было приказано уничтожить военные укрепления нескольких городов. Многолетний труд Даниила по укреплению своей вотчины был уничтожен руками самого Даниила. Восстановить разрушенное сил у Даниила уже не было. В 1264 г. Даниил Галицкий умер. После смерти Даниила Галицкого раздоры бояр вспыхнули с новой силой. Потомки Даниила не смогли удержать единства Галицко-Волынского княжества. Из - за усобиц князей и боярства княжество постепенно слабело и через 100 лет было поделено между Польшей, Венгрией и Литвой.
Таким образом, одно из богатейших древнерусских княжеств - Галицко - Волынское - в значительной степени из-за постоянных раздоров боярства утратило исторический шанс в будущем возглавить объединительный процесс на Руси.