Форма государственного устройства. Форма государственного устройства
Форма государственного устройства
Унитарное государство Федерация Конфедерация
Форма государственного (территориального) устройства представляет собой национальное и административно-территориальное строение государства, раскрывающее характер взаимоотношений между территориальными образованиями, в совокупности составляющими территорию государства, а также между центральными и региональными органами государственной власти.
По форме территориального устройства все государства делятся на простые и сложные.
Простая (единая) форма территориального устройства предполагает существование слитного государства, подразделяющегося лишь на административно-территориальные единицы и потому не включающего в себя никаких государственных образований (Великобритания, Швеция, Финляндия и др.).
Унитарное государство характеризуется следующими признаками:
1) единые общие для всего государства высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;
2) на территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, единое гражданство;
3) составные части государственным суверенитетом не обладают;
4) в унитарном государстве - единая денежная система, проводится единая налоговая и кредитная политика.
Наиболее крупные единицы, на которые делится территория унитарного государства, называются областями, провинциями, землями, губерниями; единицы районного звена именуются районами, округами, уездами; сельские административно-территориальные единицы нередко имеют названия общин, коммун, волостей и т.д. В особые административно-территориальные единицы иногда выделяются города.
Как правило, унитарные государства подразделяются на централизованные и децентрализованные.
В децентрализованных унитарных государствах органы местного самоуправления выбираются жителями соответствующей территории. В централизованных государствах главы местных администраций назначаются «сверху» актами государственной власти.
Наряду с административно-территориальными единицами, унитарные государства могут включать автономные образования, создание которых связано с учетом особенностей культуры, истории, традиций, быта проживающего в них населения (Корсика во Франции, Иракский Курдистан и т.д.).
Сложные государства могут существовать в виде федераций и конфедераций.
Федеративное государство – это сложное государство, состоящее из нескольких субъектов, объединившихся для решения общих задач. При этом субъекты, ступившие в федерацию, теряют индивидуальный государственный суверенитет и, следовательно, перестают быть государствами.
Признаками федеративных государств являются:
1) территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов (республик, штатов, земель, городов и т.д.);
2) государственный суверенитет осуществляется всей федерацией, отдельные субъекты не являются суверенными образованиями;
3) у субъектов отсутствует право на сецессию (право на выход из состава федерации с целью присоединения к другому государству или создания суверенного государства);
4) субъекты федерации обладают правом принятия собственных конституций, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;
5) на территории федерации формируются единое правовое пространство и двухуровневая система законодательства (законодательство федерации и законодательство субъектов), при этом законодательство субъектов не должно противоречить законодательству федерации;
6) границы субъектов изменяются лишь с их согласия;
7) интересы субъектов в законодательном собрании федерации реализует палата, формируемая из представителей субъектов;
8) взаимодействие субъектов с органами федеральной власти основывается на принципе разграничения полномочий;
9) основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные государственные органы, которые официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях.
Различаются национальные, политико-территориальные и смешанные федерации. В основу национальных федераций положен принцип проживания на территории субъекта коренной национальности (СССР).
Политико-территориальный подход к созданию федерации исходит из политических, экономических, историко-культурных связей, объединяющих население субъектов (США, ФРГ).
В смешанных федерациях субъекты могут быть образованы как по национальному, так и политико-территориальному принципу (в современной РФ республики являются национальными субъектами, а области – политико-территориальными).
Структура различных федераций неодинакова. В наиболее простом варианте федеративное государство состоит из одинаковых (в смысле обладания политико-правовым статусом) субъектов (штатов, провинций, земель и т.д.). Такие федерации принято называть симметричными (СССР).
Юридически асимметричная федерация исходит из неравноправия ее составных частей (США, РСФСР с 1991 по 1993 гг.).
Конфедерация как форма территориального устройства отличается большей степенью самостоятельности субъектов, чем федерации.
Основными признаками конфедерации являются:
1) территорию конфедерации составляют территории субъектов;
2) единое правовое пространство и многоступенчатая система законодательства (законодательство конфедерации, законодательство субъектов);
3) единое членство в международных организациях;
4) гражданство конфедерации, осуществление налогово-кредитной политики, представительство на международной арене определяется путем заключения договоров между субъектами;
5) субъекты обладают правом выхода из состава конфедерации.
Именно большая степень (по сравнению с федерацией) самостоятельности субъектов обусловливает нестабильный характер этих государств. Возникнув для достижения определенных целей (как правило, военного или экономического плана), конфедерации после разрешения общей задачи чаще всего трансформируются в более стабильные формы (унитарную, федеративную) или распадаются на суверенные государства.
Примерами конфедераций могут служить США с 1781 по 1789 г.г., Египет и Сирия с 1958 по 1961 г.г., Сенегал и Гамбия с 1982 по 1989 г.г. и др.
Конфедерации следует отличать от коалиций, являющихся, по существу, оборонительными или наступательными союзами (антигитлеровская коалиция периода второй мировой войны).