Эффективность российской антиинфляционной политики
Серьезные исследования в области организации денежных отношений позволили развитым странам выработать достаточно эффективный механизм воздействия денежно-кредитной политики над процессами в реальной экономике.
По своему характеру, интенсивности, проявлениям, инфляция бывает, весьма различной, хотя и обозначается одним термином. Инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики, политики расширения денежной эмиссии или дефицитного регулирования производства. Рост цен оказывается не просто следствием «злой воли» и непродуманных акций государственных чиновников, а неизбежным результатом глубинных процессов в экономике, объективным следствием нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средствами производства, накоплением и потреблением и т.д. В итоге процесс инфляции (в различных его проявлениях) носит не случайный, а весьма устойчивый и практически неизбежный характер.
В развивающихся странах наблюдается более активное участие государства в регулировании денежных отношений. Несмотря на признание России страной с рыночной экономикой, по сути, она продолжает оставаться типичным примером экономической системы с развивающимися рынками. Характерными особенностями таких систем являются незавершенность структурных изменений, неразвитость финансовых рынков, подверженность угрозе внешних шоков. Неустойчивая внутренняя и внешняя среда способствует к накоплению системных дисбалансов, к которым относится открытая инфляция. Характерной особенностью России является устойчивый, достаточно высокий уровень инфляции, несмотря на усилия властей. Это свидетельствует о наличии постоянно действующих факторов, влияющих на характер денежных отношений, а также об ограниченности и неэффективности действующих методов управления этими отношениями.
История регулирования российской инфляции обнаруживает несамостоятельность денежно-кредитного регулирования. Несмотря на освоение Центральным банком РФ всех инструментов воздействия на масштабы денежного обращения и стоимость денег, инфляция не находится в полной мере под контролем центрального эмиссионного органа страны. И причина не только в немонетарных причинах инфляции. Кредитно-денежная политика жестко связана с другими видами экономической политики, в частности валютной и фискальной, и конкретным состоянием экономики.
В настоящее время доминируют два варианта антиинфляционной политики.
1-ый вариант предполагает максимальное использование рыночных регуляторов:
• введение свободных цен при ограниченности роста зарплаты;
• поддержание плавающего и по возможности стабильного курса национальной валюты;
• либерализация деятельности предприятий;
• постепенное сокращение сферы экономической деятельности государства (ограничение деятельности государства проблемами бюджета, регулированием темпов прироста денежной массы в обращении);
2-ой вариант состоит в более активном вмешательстве государства в экономические процессы:
• регулирование внешней торговли и валютных операций;
• стимулирование предпринимательства;
• стимулирование накоплений населения;
• развитие инфраструктуры рынка;
• поддержка жизненно важных отраслей и производств;
• замораживание роста цен и зарплаты;
Опыт борьбы с инфляцией показывает, что:
•необходимо осуществлять смешанные антиинфляционные программы;
•целесообразно сочетание долговременных (стратегических) и краткосрочных (тактических) мер.
Долгосрочные меры (поддержка малого бизнеса и предпринимательства, ослабление таможенных и иных барьеров, контроль и борьба с монополизмом и др.) неэффективны, если они не подкреплены работой по гашению инфляционных ожиданий. Решение проблемы погашения инфляционных ожиданий лежит в достижении доверия народа государственной политике. Для этого правительство: разрабатывает комплекс мер по антиинфляционному регулированию, постоянно информирует об их выполнении и результатах, добивается реализации поставленных задач по борьбе с инфляцией. В результате постоянного соблюдения правительственных обещаний в течение продолжительного времени у населения начинает появляться доверие к объявляемым очередным правительственным мерам по обузданию инфляции, срабатывает так называемый «эффект объявления».
Все меры антиинфляционной стратегии должны быть подкреплены процессом стабилизации и развития производства. С этой целью государство обязательно должно разработать политику стимулирования передовых научно-технических разработок, четко определить основные направления структурной политики, проводить политику поддержания инвестиционных вложений.
Одновременное использование стратегических и тактических мер (увеличение предложения без изменения спроса и наоборот; разумная организация приватизации; единовременный массированный выброс потребительских товаров на рынок; увеличение процента по вкладам) в итоге ведут к созданию условий для достижения и поддержания низких темпов инфляции, не влияющих на развитие рыночной экономики.
На современном этапе инфляция подвергается влиянию таких факторов, как изменение курса рубля по отношению к доллару и евро, удорожание тарифов естественных монополий, увеличение пособий лиц с фиксированными доходами, рост издержек производства, рост цен на мировое топливо, инфляционные ожидания, негативные изменения конъюнктуры мирового рынка и другие. Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» Инфляция 2010–2013 гг. составляла 6,1–6,6% в год. По опыту предшествующих лет, видно, что уровень инфляции в пределах 10% в год не мешает экономическому развитию Российской Федерации. Но политические события 2014 года дали новый виток в развитии инфляционных процессов нашей страны. В 2014 году инфляция составила порядка 11,4% в год, а уровень инфляции с начала 2015 года уже составил 7,9% по данным на 23 мая 2015 года. Исходя из факторов, влияющих на формирование инфляционных процессов, государство Российской Федерации разрабатывает комплексные меры по устранению инфляции и ее последствий. Антиинфляционные меры РФ ежегодно основываются на ряде принципов таких, как устранение монополий в экономике, контроль над тарифами естественных монополий, стимулирование конкуренции на рынке, регулирование наценок на товары и услуги, эффективная таможенная политика в сфере экспорта и импорта. Большую роль в устранении инфляционных процессов национальной экономики играет регулирование ценообразования, которое осуществляется рядом механизмов. Первым механизмом является контроль над издержками производства естественных монополий, что тем самым помогает ограничивать рост тарифов естественных монополий. Второй механизм представляет собой стимулирование конкуренции, модернизация топливной отрасли, результатом которого является снижение цен на горючесмазочные материалы. И последним третьим механизмом является стимулирование предложения на продукты, которое приводит к снижению цен на них. В разработанной Правительством РФ фискальной антиинфляционной стратегии на период с 2014 по 2018 года упор ставится на модернизацию и повышение устойчивости банковской системы Российской Федерации, социальное развитие и инвестиции в человеческий капитал, улучшение инвестиционного климата, обновление оборонного комплекса, инновационное развитие секторов экономики, инфляционное таргетирование. Новое слово в науке: перспективы развития Экономика Центральный Банк РФ проводит валютную политику, которая направлена на нейтрализацию факторов, влияющих на формирование и развитие инфляционных процессов в государстве. Его задача сдерживать курс рубля по отношению к доллару и евро как в сторону повышения, так и в сторону снижения. Приоритетной задачей валютной политики Центрального Банка является расширение влияния национальной валюты на международных экономических рынках. С учетом мирового опыта предпочтителен постепенный переход к гибкому таргетированию инфляции с использованием в течение определенного периода режима регулируемого плавания валютного курса рубля. Антиинфляционная стратегия 2015 года направлена на ужесточение денежно-кредитной политики, ограничение роста цен на энергоресурсы и контроль над тарифами ЖКХ. Темпы роста общего уровня цен на товары и услуги уже заметно снизились, курс рубля по отношению к доллару и евро повышается. Инфляция по итогам 2015 года составит около 11%, наблюдается тенденцию к снижению. По заявлению от 21 мая 2015 года руководителя миссии Международного валютного фонда по России Эрнесто Рамирес Риго, в результате антикризисных мер и более высоких цен на нефть в 2016 году ожидается возобновление роста экономики при дальнейшем снижении инфляции до однозначных показателей. Консенсус-прогноз на 2016 год составляет 7,6%, на 2017 год – 7%. В 2018 и 2019 годах, согласно консенсус-прогнозам, инфляция будет на уровне 6,1% и 6,2% соответственно. Затем она опустится до 5,6%, а к 2021 году достигнет 5,4%. Стоит отметить, что экономические прогнозы в современных реалиях носят относительный характер, поскольку экономика государства неразрывно связана с динамичной и претерпевающей изменения политической сферой. Банк России считает приоритетной целью своей денежно ─ кредитной политики снижение инфляции до 4% к 2017 году.
По официальным данным Росстата инфляция в России за 2016 год составила 5,4%. Это самое низкое ее значение за послесоветский период. Замедление роста цен эксперты связывают со следующими факторами: общим снижением экономической активности, падением реальных доходов населения, стагнацией экономики, жесткой монетарной политикой ЦБ.
В завершение стоит добавить, что большинство долгосрочных планов сегодня подвергаются существенной корректировки. Напряженная ситуация на Украине, вход в состав РФ Крыма и международные санкции в значительной мере деформировали заложенные в прогнозы ориентиры экономического развития России. Присоединение Крыма потребовало крупных незапланированных затрат. А постоянно наращиваемое мировым сообществом количество санкций дополнительно подстёгивает негативные тенденции. Что уже говорить о вынужденных ответных мерах российского Правительства, направленных на ограничение импорта продовольствия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как было показано мною выше, в настоящее время инфляция один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.
По своему характеру, интенсивности, проявлениям инфляции бывают весьма различными. Инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики расширения денежной эмиссии, так как рост цен оказывается не просто следствием непродуманных действий государственных чиновников, а неизбежным результатом глубинных процессов в экономике, объективным следствием нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средств производства, накоплением и потреблением и т.д. Инфляция носит весьма устойчивый и практически неизбежный характер.
Глубинной причиной возникновения инфляции в экономике страны является нарушение пропорций национального хозяйства.
Выделяют три основные силы, приводящие к дисбалансу национального хозяйства и инфляции:
• Государственная монополия на эмиссию бумажных денег, на внешнюю торговлю, на непроизводственные, прежде всего военные, и прочие расходы, связанные с функциями современного государства.
• Профсоюзная монополия, задающая размер и продолжительность того или иного уровня заработной платы.
• Монополия крупнейших фирм на определение издержек и цен.
Все эти три причины взаимосвязаны и каждая из них может вести к росту или падению спроса и предложения, нарушая их баланс. Значение источников инфляции важно для выработки конкретных мер борьбы с инфляцией.
На практике встречаются три основных варианта последствий инфляции для экономических субъектов:
• Позитивный (что означает прирост дохода);
• Нулевой (нейтральный);
• Негативный (убыточный).
1. К негативным последствиям инфляционных процессов относятся снижение реальных доходов населения, обесценение сбережений населения, потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров, ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в городе деревенскими производителями в силу падения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие, ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет госбюджета) . Для борьбы с инфляцией разрабатывается антиинфляционная политика страны. Это выбор государством курса и проведение совокупности мер, направленных на урегулирование денежного обращения, сжатие массы денег, прекращение неумеренного роста цен. В современных условиях инфляция во всем мире носит хронический повсеместный характер, вызываемый денежными и не денежными факторами, а чаще политическими. Полностью исключить инфляцию даже при рыночной экономике невозможно, речь может только идти об ее управлении. Управление инфляцией в России представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики правительства. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Для сдерживания инфляционных процессов в России необходимо, прежде всего:
1.Стабилизация и стимулирование производства;
2.Совершенствование налоговой системы;
3.Стимулирование малого и среднего бизнеса с целью увеличения конкуренции между предприятиями;
4.Развитие сельского хозяйства и проведение с этой целью протекционистской политики;
5.Стабилизация и укрепление курса рубля, проведение ряда мер по повышению интереса населения к рублю, по регулированию цен и прежде всего цен на топливо.
Главной целью единой государственной денежно-кредитной политики в Российской Федерации является обеспечение ценовой стабильности, что означает достижение и поддержание устойчивой низкой инфляции. Ценовая стабильность необходима для повышения и сохранения на высоком уровне благосостояния российских граждан, что является конечной целью государственной экономической политики.
Банк России с 2015 года будет проводить денежно-кредитную политику в рамках режима таргетирования инфляции.
Целью денежно-кредитной политики является снижение инфляции до 4% в 2017 году и дальнейшее ее поддержание вблизи указанного уровня. Постоянная цель установлена с учетом структурных особенностей российской экономики и динамики инфляции в странах – торговых партнерах России и является достижимой на трехлетнем горизонте.
Еще одним важным условием устойчивого снижения темпа роста потребительских цен является формирование инфляционных ожиданий на стабильном низком уровне. Для этого необходим высокий уровень доверия к политике государства и центрального банка.
Изменившийся механизм курсообразования создаст предпосылки для более быстрой адаптации российской экономики к изменениям внешних условий. В 2017 году ожидается некоторое восстановление экономической активности, чему будет способствовать развитие импортозамещающих отраслей и увеличение несырьевого экспорта.
В случае дальнейшего усиления инфляционных рисков Банк России продолжит повышение ключевой ставки. При формировании устойчивой тенденции к снижению инфляции и инфляционных ожиданий Банк России будет готов начать смягчение денежно-кредитной политики.