Африка в поисках культурного синтеза
Синтез культур — неотъемлемая часть общественного развития на всем протяжении человеческой истории. Применительно к Африке тема синтеза культур приобретает тем более глубокий смысл, поскольку здесь, как нигде, велики противоречия между «традицией» и «современностью», т.е. самобытной культурой Африки и западной цивилизацией. Процесс синтеза в этих условиях выглядит неоднозначно, ибо на карту поставлена судьба африканской цивилизации с ее стилем жизни, коллективизмом, духовностью, типом человека. Исходящий от Запада стимул к развитию и модернизации, как и множественные проявления результативности культурного синтеза (в сфере быта, интересов, потребностей, видов человеческой деятельности, искусства, литературы, идеологии и т.д.), стимулируют процессы перемен и сдвиги в общественном сознании, в том числе в отношении к традициям.
Перемены в общественной жизни и ментальности (в основном в городах и в разной степени для разных социальных слоев и разных регионов) свидетельствуют о том, что на фоне инерционных факторов торможения процесса «драма слияния культур разыгрывается на сцене меняющейся идентичности Африки». В результате в Африке существует разное отношение к проблеме синтеза. В том числе — тенденция к ретродиционализации и культурной изоляции. С другой стороны, есть мнение, что «вне науки и техники спасения для Африки нет», при этом преобладают настроения в пользу разумного отбора и сохранения жизнеспособных традиций с целью включения их в процесс развития.
Проблема синтеза оставляет много вопросов, неизменно оставаясь объектом внимания интеллигенции, общественных деятелей и политических лидеров Африки.
Финансовая глобализация и экономическая безопасность Африки
Хотя Африка богата самыми разнообразными природными ресурсами, большинство государств континента никак не научатся использовать их во благо для своих народов. Беззастенчивая коррупция и откровенное воровство мешают становлению отечественных экономик, развитию перспективных отраслей. Страны континента остро нуждаются в иностранных инвестициях, но богатые государства Запада, учитывая политическую нестабильность во многих государствах региона, не спешат вкладывать большие деньги в Африку.
Финансовая глобализация вызывает неоднозначные экономические последствия, которые могут нанести ущерб экономической безопасности африканских стран.
♦ Отток из страны иностранного и национального валютного капитала в погоне за более выгодными условиями их размещения оказывает деструктивное влияние на экономику. Отток валютных ресурсов не только существенно затрудняет выплату внешнего долга, но и нередко способствует его дальнейшему росту, поскольку государству приходится прибегать к дополнительным внешним валютным заимствованиям.
♦ Либерализация финансовых систем привела к расширению инвестиционной деятельности иностранного банковского капитала и усилению контроля международных банковских групп над кредитными и валютными рынками стран Африки. Дорогостоящие банковские займы наряду с частными экспортными кредитами стали одной из существенной составляющей растущей государственной задолженности и способствовали развитию долгового кризиса в странах Африки.
♦ Рост внешнего долга и попытки индустриальных держав сохранить свое политическое и экономическое влияние на государства — участники валютных зон в Африке замедляют развитие взаимных валютно-финансовых отношений этих государств и их дальнейшее включение в мировую валютно-финансовую систему. Многие африканские страны сохраняют привязку курсов своих национальных валют к курсам доллара и евро, что объективно делает их национальную экономику более уязвимой, особенно в период глобальных финансовых кризисов.
В условиях глобализации и либерализации международной торговли, в структуре которой заметно возросла доля готовых изделий, особенно высокотехнологичной и наукоемкой продукции, за счет сокращения доли сырья, позиции африканских стран еще более ослабели, усугубились трудности их равноправной интеграции в мировую экономику. Африка вступила в XXI в. как маргинализованная и дискриминируемая часть мирового хозяйства. Вытеснение стран Африки с мирового рынка обусловлено не только изменением структуры международного торгового обмена в пользу товаров высоких технологий, общей экономической отсталостью, но и сохраняющимся неравноправным положением во внешней торговле.
Вступление 41 африканской страны в ВТО (кроме того, семь стран имеют статус государств-наблюдателей) не только не принесло им улучшения условий торговли, но, напротив, ухудшило их. С созданием этой организации развивающиеся страны фактически лишились так называемого дифференцированного льготного режима, которым они пользовались в рамках ГАТТ. Развитые страны, зачастую нарушая принцип основ недискриминируемой ВТО, проводят жесткий протекционистский курс в отношении конкурентоспособной сельскохозяйственной и иной продукции развивающихся стран, выступая, однако, за свободную торговлю в случае, если их собственная продукция более конкурентоспособна. На смену открытым дискриминационным мерам протекционистского характера приходит так называемый «скрытый протекционизм» — антидемпинговые меры, технические барьеры, «добровольные» ограничения экспорта, навязываемые более сильным партнером, и пр.
Сложившаяся ситуация усилила напряженность в торговых отношениях сильных держав и развивающихся стран. В сентябре 2003 г. на конференции в г. Канкун был создан единый блок развивающихся стран — «Группа 22» — во главе с Бразилией, включающий также ЮАР, Египет и Нигерию с целью противостояния западной политике в вопросах экономического взаимодействия.
В результате длительного поиска компромисса между западными и развивающимися странами-членами ВТО в Женеве ими было подписано 1 августа 2004 г. рамочное соглашение о либерализации мировой торговли. Оно предполагает постепенную отмену экспортных субсидий на продукцию аграрного сектора, а также снижение импортных пошлин. Африканскими странами получены некоторые уступки от США по хлопку.