Геополитические факторы стабильности Африки

В последние десятилетия африканские страны не раз предпринимали попытки объединить усилия в борьбе с отсталостью и бедностью.

Свидетельством стремления к интеграции стали решения о соз­дании Африканского экономического сообщества (1991), об образо­вании Африканского Союза (2001). Появился в 2001 г. и НЕПАД — «Новое партнерство для развития Африки». Суть этой организации состоит в том, чтобы положить конец отсталости Африки, осущест­вить возрождение континента и избежать маргинализацию через внутреннюю интеграцию. С целью укрепления трансафриканского сотрудничества была подана идея о введении в оборот единой валю­ты «афро». Также в контексте интеграционных процессов на Афри­канском континенте с целью решения глобальных проблем на поли­тическом уровне планируется создание новой трансконтинентальной институции — панафриканского парламента. Пока говорить о ка­ких-то позитивных результатах еще рано, но Афросоюз на сего­дняшний день является перспективным вариантом для разработки стратегии преодоления отсталости Африки при опоре на собственные силы. Создание такой организации показывает, что африканские государства осознают необходимость внедрения в мировое сообщество хотя бы с определенным политическим и экономическим весом.

Организация африканского единства (ОАЕ) была образована 25 мая 1963 г. на конференции в Аддис-Абебе. Членами ОАЕ на сегодняшний день являются 53 африканских государства, однако на самом деле далеко не все принимают участие в ежегодных саммитах. Основной целью организации было сплочение всех стран континента для борьбы с колониализмом. Но, когда все африканские страны обрели независимость, ОАЕ оказалась бессильна перед межплеменными конфликтами, гражданскими войнами и постоянными военными пере­воротами в африканских странах.

Реанимация ОАЕ в форме Африканского Союза (АС) является успешным завершением более ранних попыток африканского един­ства. Многие африканские лидеры показывают стремление к демокра­тии и развитию. Сильное гражданское общество во многих странах, революция в области использования информационных и коммуни­кационных технологий, общеконтинентальные корпорации и не­правительственные организации — все это углубляет межправитель­ственные связи различных государств, расширяет их вне пределов правительственных кабинетов. Появились и страны-лидеры:

// google_protectAndRun("render_ads.js::google_render_ad", google_handleError, google_render_ad); ЮАР — самая развитая экономическая система в Африке — теперь демократи­ческий лидер.

Нигерия — самая густонаселенная страна континента — выступает сегодня локомотивом единства этого района мира.

Африканский Союз стремится к интеграции на уровне европей­ской, включая создание континентального парламента, суда, цен­трального банка, общего рынка плюс формирование вооруженных сил по поддержанию мира и полицейских подразделений. Это са­мый амбициозный проект такого рода в мире после Европейского Союза.

Самая большая проблема — это наличие политической воли и стремления к демократии чтобы:

= увеличить сбор налогов для финансирования общеконтинентальных обязательств по дого­ворам и протоколам.

= поддержать госу­дарственные и корпоративные решения по борьбе с коррупцией.

Никакое другое сообщество в развивающемся мире не стреми­лось так к собственному усилению и демократизации путем созда­ния континентального парламента и судов для защиты прав челове­ка, как Африканский Союз. И если он окажется жизнеспособным, то АС будет вторым после европейского сообществом такого рода в мире. Оно значительно ускорит демократическое и экономическое развитие Африки.

Хотя в сравнении с другими регионами мира интеграционный процесс в Африке еще не достиг мирового уровня, однако в последние годы темпы его развития заметно уско­рились, небольшие и разрозненные рынки африканских стран по­степенно объединяются. К настоящему времени в Африке созданы более десяти важных региональных организаций и организаций по экономиче­скому сотрудничеству, включая Африканский Союз, САДК (Сооб­щество развитию Юга Африки), Общий рынок для Восточной и Южной Африки (ОРВЮА).

САДК считается самой перспективной региональной организацией на Африканском континенте, в которую сейчас входят 14 стран — участ­ниц. Его цели в рамках экономической интеграции: создать зону свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, центральный банк и валютный союз и к 2018 г. осуществить валютную интеграцию.

// google_protectAndRun("render_ads.js::google_render_ad", google_handleError, google_render_ad); Геополитические интересы США и России в Африке

Современное мироустройство напоминает дом в виде пирами­ды, где вершину венчают США, а его нижние этажи занимают аф­риканские страны. При этом 33 государства Африки находятся в самом низу пирамидального строения мирового сообщества в нача­ле XXI в. При таком местоположении различных стран в мировом сообществе и, естественно, неодинаковой степени их влияния и политического веса в глобальном масштабе идет процесс формиро­вания нового постялтинско-потсдамского миропорядка и слома Вестфальской системы международных отношений. Африке уготована догоняющая, маловлиятельная роль в мировой политике и экономике.

Процесс глобализации мировой политики обходит стороной многие страны Африки. К глобальным процессам миротворчества долж­ны быть подключены все страны Африки (малые и большие, состо­явшиеся и несостоявшиеся, исповедующие ислам или христианство и иные религиозные вероучения) во избежание их превращения в территории международного терроризма.

Многие события и ситуации в Африке стали объектами миро­вой политики: проблема голода, экономическая отсталость, внутристрановая и межгосударственная конфронтация, бедственное эконо­мическое положение, геодемографические противоречия и пр. В их решении принимают участие универсальные и региональные орга­низации (ООН, НАТО, «восьмерка» и др.), вступающие со страна­ми Африки в многосторонние отношения и усложняющие тем самым многоликий мирополитический ландшафт.

Тезис президента Буша-младшего, озвученный во время пред­выборной кампании 2000 г., что «Африка не представляет интере­са с точки зрения национальных интересов США», после событий 11 сентября 2001 г. был трансформирован в представление о том, что Африка имеет важное стратегическое значение с позиции аме­риканских национальных интересов. Как результат сравнительно низкого развития Африки, наличия там множества социально-экономических и политических проблем взгляд на Африку как про­блему для национальных интересов США только усилился. Именно в таком качестве Африка упоминается в Стратегии национальной безопасности Соединенных Штатов Америки, введенной в дейст­вие президентом в сентябре 2002 г.

Американская администрация использует вопросы, связанные с заботой об африканской безопасности и раз­витием континента для восстановления своей «кредитоспособно­сти» в Африке.

Интерес американ­ской политики в Африке состоит в ее защите от внешнего вмеша­тельства, а также в расширении участия африканских государств в развитии национальной экономики, обороны и безопасности США. И эта реальность подчеркивает стратегическую важность Африки для США.

С точки зрения интересов России в Африке, большую важность представляет то обстоятельство, что активная политика Запада, прежде всего США, создала, причем закономерно и логично, новые возможности для России на континенте. Африканские руководители увидели в России перспективного партнера, своеобразный буфер, смягчающий натиск американской дипломатии. Анализ высказыва­ний российских и американских государственных, политических и общественных деятелей, различных источников и материалов на эту тему позволяет предположить, что наиболее перспективными сфе­рами для российско-американского взаимодействия в Африке в на­стоящее время являются:

• содействие африканским странам в повышении продуктивности сельскохозяйственного производства;

• помощь в борьбе с эпидемиями острозаразных заболеваний, ти­па СПИД, малярии и др.;

• борьба с распространением пустынь;

• помощь странам континента в урегулировании конфликтных си­туаций;

• содействие в развитии телекоммуникаций и средств свя­зи;

• составление подробного географического атласа Африки и т.д.

Наши рекомендации