Геополитическая стратегия стран Латинской Америки

Геополитическая ситуация в странах региона

Глобальная экономическая интеграция изменила структуру власти в мире: еще более очевидным стало преимущество главных действую­щих сил и отставание периферии. Новый мировой порядок, сфор­мировавшийся в эпоху глобализации, выявил беспомощность раз­вивающихся стран в противостоянии с экономическими гигантами. Латиноамериканские страны столкнулись с новым набором угроз и вызовов.

Первой из них стала проблема геоэкономической нестабильности латиноамериканского региона. Она стала результатом использова­ния под патронажем США неолиберальной экономической модели странами Латинской Америки при их интеграции в мирохозяйственные связи.

Политика монитаризма усиливала социальную неста­бильность и привела к волне кризисов в регионе. Как следствие, в начале XXI в. возвышение стран Юго-Восточной Азии проходило на фоне острых финансово-экономических и социальных кризисов в Латинской Америке. Основная причина падения темпов роста латиноамериканских стран, по мнению американского социолога И. Валлерстайна, состояла в монетаристском курсе либерализации экономики по рекомендации МВФ. Напротив, страны Юго-Восточной Азии пошли по пути протекционизма и защиты нацио­нальной экономики.

Неэффектив­ность монетаристской модели ощутили страны-лидеры: Бразилия, Аргентина, Мексика.

Либеральные реформы конца 80-х в Мексике привели к социально-эконо­мическому кризису. Вслед за мексиканским кризисом последовали бразильский и аргентинский. Особенно сложная ситуация сложилась в Аргентине, также продолжающей путь либеральных реформ по рецептам МВФ.

Еще одна важнейшая проблема латиноамериканских стран — резкая поляризация в обществе между стремительно богатеющей элитой и растущей нищетой большинства населения, что служит причиной перманентной социальной нестабильности в странах Латинской Аме­рики. Рост безработицы и падение уровня жизни порождают ситуа­цию гражданской войны.

Выход из этой ситуации многие латиноамериканцы видят в ми­грации в США и Канаду, которая принимает угрожающие масшта­бы. Число нелегальных мигрантов, проникающих через мексикан­скую границу в США, оценивается в 1—1,5 млн. ежегодно.

Стратегия взаимодействия и региональная интеграция

Геополитическая стратегия стран Латинской Америки ориентиро­вана на решение двух задач:

1) осознание необходимости объеди­нения латиноамериканских государств для проведения общей эко­номической политики и отстаивания общих позиций на мировой арене;

2) создание противовеса давлению США в регионе путем выстраивания новых экономических и политических отношений с Европейским Союзом и Россией. Решение этих двух задач взаимо­связано и зависит от отношений с США.

Несмотря на изменение форм и методов геополитического контро­ля, стратегия США в отношении стран Латинской Америки в по­следние годы осталась прежней — стремление к гегемонии на кон­тиненте. Если в первой половине XX в. преобладало откровенное политическое давление и даже военные интервенции США в регионе (в Мексику, на Гаити, в Доминиканскую республику), то сегодня преобладает более мягкое геоэкономическое давление под демокра­тическими лозунгами гуманитарной помощи и развития партнер­ских отношений. США стали уделять внимание формированию конструктивных отношений с Латинской Америкой в экономиче­ской и политической сферах. Стремления американцев направлены на то, чтобы латиноамериканские политические и экономические структуры приобретали все большее сходство с Западом и были полностью подконтрольны. Этому призваны служить региональные интеграционные образования, через которые США осуществляют влияние и контроль.

Важным инструмен­том контроля США является ОАГ, созданная на 9-й Межамерикан­ской конференции в Боготе в 1948 г. ОАГ объединяет все 35 госу­дарств Западного полушария плюс США и Канаду (1994 г.). В 1962 г. под нажимом США от участия в работе органов ОАГ было отстра­нено нынешнее правительство Кубы.

Для повышения эффективности деятельности и содействию ОАГ в социально-эко­номической сфере в 1996 г. создан Меж­американский совет по комплексному развитию (СИДИ). Важное направление деятельности ОАГ — укрепление демократии и обеспече­ние прав человекаипроблемы континентальной безопасности. США стремятся сформировать под своим руководством новую модель военно-политического сотруд­ничества стран континента. Набирает силу процесс переосмысле­ния концепции континентальной безопасности, ее переориентации с задач защиты от внешней угрозы на противодействие новым вы­зовам — проблемы борьбы с наркобизнесом, терроризмом, незаконным оборотом оружия, коррупцией, по предупреждению и ликвидации последствий стихийных бедствий и другими.

Прием латиноамериканских стран в НАФТА (Североамерикан­ская ассоциация свободной торговли) во многом направлен на то, чтобы создать противовес расширению «внутренних» латиноамери­канских торгово-экономических союзов, имеющих антиамерикан­скую направленность.

В 1990 г. была создана Группа Рио, объе­динившая 14 наиболее влиятельных государств региона — Брази­лию, Аргентину, Мексику, Венесуэлу, Колумбию, Коста-Рику, Чили, Уругвай, Парагвай и др. Группа Рио выступает с резким осуждением политики США, направленной на торгово-экономическую блокаду Кубы, Такая откровенно антиамериканская позиция этой организации свидетельствует о растущем стремлении латиноамериканских госу­дарств самостоятельности.

В 1991 г. был создан Южноамериканский общий рынок (МЕРКО-СУР), в который вошли Бразилия, Аргентина, Парагвай, Уругвай, Чили. Основная его цель — способствовать более тесной экономи­ческой интеграции южноамериканских государств, отчасти — в от­вет на подписание НАФТА (США, Канада, Мексика)

Латинская Америка без опеки США

Исторически по мере укрепления экономической, военной, финансовой мощи и политического веса США Латинская Америка постепенно втягивалась в геополитическое поле северного соседа. И сейчас практически Соединенные Штаты занимают в абсолютном большинстве стран этого континента гегемонистское положение. “Прибирать к рукам” латиноамериканцев США начали еще в первой четверти XIX в.

В конце 1823 г. президент Соединенных Штатов Дж. Монро обратился к Конгрессу со специальным посланием, которое явилось результатом обобщения и развития теории и практики внешней политики США и получило название доктрины Монро. Эта доктрина была разработана на заседаниях американского правительства в связи со слухами об угрозе интервенции со стороны Священного Союза (Россия, Австрия, Пруссия) в Латинскую Америку с целью восстановления былого господства Испании в ее американских колониях. Этот надуманный предлог был использован США для утверждения своей гегемонии в южном полушарии континента.

В доктрине выдвигался и развивался “принцип, закрепляющий колонизацию”. В этом документе в дипломатически завуалированной форме были заложены интересы плантаторов — рабовладельцев Юга и крупной буржуазии Севера в экспансии, создании благоприятных условий для расширения территории США и выдвижения лозунгов, теоретически оправдывающих “преимущественные права” США на американском континенте. Эти “преимущественные права” северного соседа сводились к простой геополитической идее: рост могущества и благосостояния страны связывался с расширением территории американских штатов.

“Преимущественные права” США, провозглашенные в доктрине Монро, реализовались в 1924—1926 гг. против Кубы и Пуэрто-Рико, когда силами Колумбии и Мексики американцы подчинили себе кубинцев и пуэрториканцев, а в 40-х годах XIX в. у Мексики в знак “признательности” за ее усилия по закабалению Кубы американцы отторгли Техас, Орегон и Калифорнию.

О решении осуществлять функции “международной полицейской силы” (сначала применительно к странам Латинской Америки) США объявили еще в 1895 г. (доктрина госсекретаря Р. Олни)

Спустя более чем 150 лет США, действуя точно так же, сперва организуют “независимое государство” в Латинской Америке, Африке, на Балканах, в Восточной Европе или в другой геополитической точке планеты, а затем вводят туда свои “миротворческие” войска и под видом гуманитарной помощи осуществляют экономическую экспансию.

Реализуя функцию “международной политической силы”, в начале XX в. США организуют многочисленные интервенции на Кубу, в Мексику, на Гаити, в Доминиканскую республику, Никарагуа, Панаму и другие страны. Начиная с 50-х годов XX в. и до конца второго тысячелетия вмешательство США в жизнь стран континента практически не прекращалось.

Растущее национально-освободительное движение в Латинской Америке в первую очередь было направлено против бесцеремонного северного соседа и его ставленников (“Самоса — бывший диктатор Никарагуа — сукин сын, но наш сукин сын”, — говорил президент США Ф.Д. Рузвельт).

Большинство латиноамериканцев резко отрицательно относятся к доктрине Монро. По словам бывшего президента Гондураса П. Бонилья даже упоминание об этой ... доктрине ... считается в странах Латинской Америки оскорблением их достоинства и их суверенитета и в то же время угрозой их независимости.

Конец XX в., конечно, внес изменения в геополитическую систему силовых полей континента. Возникли и активизируются новые процессы в политике, экономике, которые во многом обусловлены ускорением научно-технического прогресса, формированием транснациональных компаний и другими причинами. Важной особенностью этих перемен является то, что в их орбиту втягиваются все страны мира. И Латинская Америка в полной мере испытывает на себе позитивное, а также и негативное воздействие новой обстановки.

Перспектива усиления независимости Европы и Азии беспокоила американских политических стратегов со времен Второй мировой войны. Это беспокойство усилило развитие независимости Латинской Америки. В современных условиях, когда США, погрязли в своих ближневосточных авантюрах, американ­ский континент стремится освободиться от опеки США. Региональ­ная интеграция в Латинской Америке является ключевым и все более важным вопросом, что, по мнению Вашингтона, предвещает дерзкий выход всего мира из-под контроля США. Энергоресур­сы повсеместно оста­ются определяющим фактором в международных отношениях, в том числе и во внешней политики США по отношению к Латинской Америке.

В начале XXI в. в Латинской Америке набирают силу левоцен­тристы, которые приходят там к власти повсеместно — от Венесу­элы до Аргентины. Коренное население становится все активнее и влиятельнее, особенно в Боливии и Эквадоре. В этих странах они хотят либо ввести национальный контроль над добычей нефти и газа, либо, в ряде случаев, вообще прекратить такую добычу.

Венесуэла, являющаяся ведущим экспортером нефти в Южном полушарии, наладила самые тесные из латиноамериканских стран отношения с Китаем. Она намерена продавать ему все большее ко­личество нефти, что является частью усилий этой страны по сни­жению своей зависимости от открыто враждебного американского правительства. Венесуэла присоединилась к МЕРКОСУР.

Укрепляются и отношения между Венесуэлой и Кубой, причем каждая из стран вносит в них свой вклад. Венесуэла поставляет де­шевую нефть, а Куба взамен организует программы в области обра­зования и здравоохранения, направляя в эту страну тысячи высоко­квалифицированных профессионалов, учителей и врачей, которые работают в самых бедных и заброшенных районах. Куба делает это повсюду в странах третьего мира. Кубинскую медицинскую помощь приветствуют везде.

// google_protectAndRun("render_ads.js::google_render_ad", google_handleError, google_render_ad); Одной из самых ужасных трагедий за последние годы стало землетрясе­ние в Пакистане (2006 г.). Куба за собственный счет направила в Пакистан самый большой контингент врачей и среднего медперсонала.

ЕС и Латинская Америка

Страны континента, несмотря на противодействие США, в силу объективных причин ищут пути интеграции в мировую экономику.

Внутренними причинами интегрирования явились: застой в экономике стран Латинской Америки (он характерен для большинства государств континента), неконкурентоспособность продукции на мировом рынке, неустойчивое хозяйственное развитие, рост безработицы, инфляции, социальной напряженности и др.

Важнейшей внешней причиной является глобализация мировой экономики, которая выступает одной из движущих сил научно-технического прогресса, обновления производства и ускорения темпов роста производительных сил, усиления взаимодействия всех форм международного экономического обмена (мировой торговли, вывоза капитала, научно-технического сотрудничества и т.д.). Но глобализация несет резкое обострение конкуренции во всех субрегионах континента, усиление экономической неустойчивости: учащение колебаний хозяйственной конъюнктуры, увеличение безработицы, рост банкротств, снижение оплаты труда рабочих и служащих.

Европейские эксперты отмечают повышение ин­тереса латиноамериканских стран к сотрудничеству с ЕС, поскольку Латинская Америка не хочет усиления односторонней зависимости от США. В качестве приоритетов сотрудничества рассматривались про­граммы региональной интеграции, экономических реформ, содей­ствия развитию экспортных возможностей, социального развития, смягчения проблемы бедности, модернизации государственного аппарата и зашиты окружающей среды. На реализацию этих про­грамм Аргентине, Бразилии, Парагваю, Уругваю выделялись миллионы евро.

Кроме развития экономического сотрудничества, между ЕС и Латинской Америкой установлены прямые связи на уровне глав и правительств и принято соглашение о стратегическом партнерстве.

Однако внутри латиноамериканского сообщества отношения с ЕС достаточно часто вызывают волну критики. Это касается затягивания переговоров по снижению барьеров на пути ла­тиноамериканского экспорта сельскохозяйственных товаров на рынки ЕС. Упорное нежелание ЕС идти на уступки в этих вопросах вполне объяснимо, поскольку в ряде стран ЕС аграрный сектор играет значительную роль. Вместе с тем, ЕС постепенно превращается в крупнейшего инвестора в регионе, в противовес США.

Наши рекомендации