Проблемы сотрудничества ЕС с Россией
Во внешнеполитическом курсе современной России европейское направление занимает важное место. Однако, оценивая результаты диалога России и ЕС первых лет XXI в., экс-премьер-министр Швеции К. Бильдт справедливо отмечал, что, несмотря на взаимный интерес ко многим региональным и глобальным проблемам, «приходится признать, что до сих пор этот диалог был удивительно бесплодным».
Парадокс состоит в том, что двусторонние контакты Москвы с отдельными европейскими столицами (особенно с Берлином и Парижем) неизменно оказываются более действенными, чем с ЕС, где слишком много разногласий и мало единства.
Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с ЕС было подписано на греческом острове Корфу в 1994 г., и спустя пять лет — в 1999 г. — оно было подкреплено такими документами, как «Совместная стратегия ЕС по отношению к России» и «Стратегия развития отношений РФ с ЕС на среднесрочную перспективу (2000—2010 годы)». Причем, эти два документы декларируют разные цели.
В европейской стратегии приоритетными считаются задачи:
= построения в России стабильной открытой и плюралистической демократии, основанной на принципах правового государства и опирающейся на процветающую рыночную экономику;
= вовлечение России в общеевропейское экономическое пространство, включая подготовку к вступлению в ВТО;
= защита окружающей среды и борьба с организованной преступностью.
Российская стратегия ставит более прагматичные задачи:
◊создание надежной системы коллективной безопасности, повышение формата и результативности политического диалога,
◊акцент на развитии торговли и инвестиций, инфраструктуры и правовой базы сотрудничества.
Отдельно оговариваются интересы России при расширении ЕС, вопросы трансграничного сотрудничества.
Соглашение о партнерстве и сотрудничестве и другие официальные документы показали, что российско-европейское сближение опирается на завышенные ожидания, имевшие место с обеих сторон, которые затем сменились очевидным разочарованием.
Позитивные результаты российско-европейского сближения наиболее очевидны в экономической сфере, где в последние годы упрочились многосторонние экономические связи.
Для России Евросоюз — один из наиболее значимых экономических партнеров: 52% прямых инвестиций в Россию идут именно из ЕС (из США — 14%), почти 50% российской внешней торговли приходится на ЕС (на США — 8%, на Японию — 3%).
С 2000 г. Германия достаточно тесно связана с российским энергетическим сектором и немецкий капитал участвует сегодня в «Газпроме». По запасам природного газа Россия занимает первое место в мире, и европейские эксперты подчеркивают, что доля природного газа в энергобалансе Европы будет постепенно увеличиваться, и уже сейчас ЕС получает из России примерно половину всего импортируемого газа.
Разногласия между Россией и ЕС касаются внутренних цен на энергоносители. В Европе не скрывают своей обеспокоенности в связи с формированием односторонней энергетической зависимости от России и стремятся к диверсификации источников и путей транзита энергоресурсов.
Очевидно, что «сближение» российского и европейского законодательства не может идти только в направлении приведения российских правовых норм в соответствие со стандартами ЕС. Необходимо совместное обсуждение конкретных противоречивых аспектов европейского законодательства, которое должно сопровождаться изменением некоторых норм и введением новых правил, которые касаются конкретных сфер совместного сотрудничества.
Многие российские эксперты с тревогой пишут о том, что создание с ЕС Общего европейского экономического пространства потребует от России в первую очередь признать реальной перспективу утраты части своего суверенитета, что связано с необходимостью принять массив европейского законодательства, в разработке которого Россия не принимает участия. Именно поэтому Россия должна вырабатывать собственную модель взаимоотношений с ЕС, которая достаточно полно защитила бы ее национальные интересы и суверенитет. Представляется особенно важным предложение некоторых российских экономических экспертов договориться о периоде «негативной интеграции», когда обе стороны обязуются признавать законы партнера. Можно также заранее оговорить, что на отдельные сферы общность экономического пространства распространяться не будет. Такие прецеденты в мировой практике есть: Швейцария добилась автономии ее банковского сектора и транспорта, Норвегия — рыболовства и сельского хозяйства. Для России особенно важно защитить свои естественные монополии и рыболовство, ведь речь идет об экономической безопасности нашей страны.
Значительные возможности расширения сотрудничества между России и ЕС заложены в сфере науки, технологии, безопасности и культуры.
С расширением ЕС особенно выигрышной моделью развития отношений для России и стран Центрально-Восточной Европы является региональное сотрудничество. Когда страна вступает в Евросоюз, больше всего теряют центральные органы власти государства — парламенты и правительства. Именно регион становится промежуточной зоной, сопричастной как внутреннему, так и внешнему пространству. В Европе критерий регионализации уже оформился в виде «южного измерения» и «северного измерения». Российские аналитики обращают внимание на то, что было бы естественно также рассматривать государства района Балтийского моря как составляющие единого региона.
Большой потенциал несет в себе участие России в «северном измерении» ЕС и в диалоге со странами Балтии, где приоритетными являются проблемы охраны окружающей среды, информационные технологии, ядерная безопасность, энергетика, развитие инфраструктуры.
Несмотря на реальные проблемы и противоречия, стратегическое партнерство России и ЕС имеет интересные и весьма многомерные перспективы развития в сфере экономики, политики, безопасности, экологии и культуры, а также в области регионального сотрудничества. Общее стремление к экономической и политической стабильности в европейском пространстве должно сделать российско-европейский диалог более действенным и конструктивным.
// google_protectAndRun("render_ads.js::google_render_ad", google_handleError, google_render_ad);