Некоторые проблемы развития экономического сотрудничества в рамках оон.

1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИ­ЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООН.

В мировой экономике на протяжении уже более полуве­ка международное сообщество ищет пути решения проблем с помощью ООН и ее механизмов, не без основания рассчи­тывая на ее глобальный характер. Анализ 50-летней практи­ки ООН приводит к выводу, что, наряду со всемерным увеличением роли мировых политических проблем, большое место в ее деятельности занимают экономические аспекты. Свое выражение это нашло прежде всего в расширении эко­номических функций ООН.

Все новые сферы мирового хозяйства, международных экономических отношений становятся предметом ее изуче­ния, анализа, поиска путей и средств решения, выработки соответствующих рекомендаций. Параллельно с этим меня­ется организационная структура самой ООН, увеличивается число экономических учреждений и стран, в них участвую­щих, расширяется поле деятельности этих учреждений, их контакты с другими международными, а также национальны­ми институтами и организациями.

Значение экономической деятельности ООН возрастает и с усложнением процессов, происходящих во всемирных экономических отношениях и международном разделении труда, многообразием возникающих в мировой экономике проблем, динамизмом международной хозяйственной жизни, вызывающим необходимость в быстрых и эффективных решениях.

Осуществляя экономическую деятельность, ООН остает­ся прежде всего политической организацией. Этот полити­ческий характер наглядно проявляется в трактовке и применении основополагающих принципов, которые сама организация закрепила в своих резолюциях и программах и выработке мер по их разрешению, в отношении ООН к миро­вым рынкам, проблемам развития отдельных стран и т.д.

В ст.1 Устава ООН в концентрированном виде сформу­лированы цели международного сотрудничества, в том чис­ле и в экономической сфере "... осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем эко­номического, социального ... характера ...". Целый ряд дру­гих положений Устава непосредственно касается вопросов экономического сотрудничества. Так, главы IX и Х целиком посвящены экономическому и социальному сотрудничеству. Особое значение имеет ст. 55, содержащая указания на кон­кретные цели экономического сотрудничества в рамках ООН. В числе этих целей называется "создание условий стабиль­ности и благополучия, необходимых для мирных и дружес­ких отношений", "повышение уровня жизни, полной занятости населения", содействие "условиям экономическо­го и социального прогресса и развития". Устав не содержит перечня специальных принципов экономического сотрудни­чества, однако зафиксированные в ст. 2 общие принципы международного сотрудничества в рамках ООН в полной мере относятся и к сфере сотрудничества по экономическим про­блемам.

Экономическая деятельность ООН включает в себя че­тыре главных направления:

а) решение общих для всех стран глобальных экономи­ческих проблем;

б) содействие экономическому сотрудничеству государств с разными уровнями социально-экономического развития;

в) содействие хозяйственному росту развивающихся стран;

г) решение проблем регионального экономического раз­вития.

На практике работа по данным направлениям осуществ­ляется с использованием следующих форм деятельности: ин­формационная, технико-консультативная и финансовая.

Информационная деятельность является самым рас­пространенным видом работы ООН. Вопросы, представляю­щие интерес, вносятся на повестку дня политических дискуссий, готовятся письменные доклады и т.д. Цель та­кой деятельности - общее воздействие на направления эко­номической политики стран-членов. В большей степени эта работа "про запас", "на будущее". Публикуется значитель­ное количество различной информации, статистических из­даний, которые имеют высокую репутацию у специалистов. Работу в области унификации, сбора и обработки исходных статистических данных воглавляют Статистическая комис­сия и Статбюро. Деятельность в области системы учета и статистики весьма полезна и выгодна слаборазвитым странам, поскольку, с одной стороны, у них отсутствуют (зачас­тую) собственные экономически выверенные статистические методики, а с другой. - иностранные хозяйственные субъек­ты, стремясь проникнуть на рынки этих стран, имеют прак­тически единственную возможность получить реальную информацию об экономике данной страны.

Технико-консультативная деятельность ООН осу­ществляется в виде технической помощи государствам, нуж­дающимся в ней. Еще в 1948 г. были приняты своего рода принципы оказания такой помощи, которая:

• не должна служить средством для иностранного эко­номического и политического вмешательства во внутрен­ние дела;

• должна оказываться исключительно через правитель­ство;

• должна предоставляться исключительно данной стра­не;

• должна быть предоставлена по возможности в той форме, которая желательна для данной страны;

• должна отвечать высоким требованиям в качествен­ном и техническом отношении.

Более подробно о данной сфере деятельности будет ска­зано ниже.

Валютно-финансовая деятельность осуществляет­ся преимущественно по линии международных организаций Международного банка реконструкции и развития, Между­народной финансовой корпорации, Международной ассоци­ации развития, Международного валютного фонда. Эти организации формально являются специализированными организациями ООН.

Наши рекомендации