Концепция национального интереса и безопасности
Понятие национального интереса
Одной из основных характеристик современной мировой системы является взаимозависимость государств и целостность мира, его единство.
Основу международной политики составляет национальный государственный интерес любой страны.
Из философии известно, что интерес - это реальная причина социальных действий, лежащая в основе мотивов, идей и т.п. Применительно к государству национальный интерес - это осознанные, официально выраженные объективные потребности, последовательная реализация и защита которых обеспечивают устойчивое существование и прогрессивное развитие государств.
Государство обеспечивает свои интересы всеми имеющимися в его распоряжении средствами: политическими, идеологическими, экономическими, дипломатическими, военными. Последним средством является угроза применения или реальное применение силы вплоть до объявления войны.
Национальные интересы России - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах.
Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции, в том числе во взаимодействии с действующими на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации общественными организациями. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства.
Различают интересы:
= личности, общества, государства и национальные;
= внутриполитические и внешнеполитические;
= краткосрочные и долгосрочные;
= общие и региональные;
= главные и второстепенные;
= постоянные и переменные;
= политические, экономические, военные, экологические, гуманитарные, культурные и др.
Национальные интересы России включают:
›интересы личности;
›интересы общества;
›интересы государства.
Интересы личности состоят в:
≈реализации конституционных прав и свобод;
≈обеспечении личной безопасности;
≈повышении качества и уровня жизни;
≈физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.
Интересы общества состоят в:
♦ упрочении демократии:
♦ в создании правового, социального государства;
♦ достижении и поддержании общественного согласия;
♦ духовном обновлении России.
Интересы государства состоят в:
◊незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России;
◊политической, экономической и социальной стабильности;
◊безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка;
◊развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.
Условием реализации национальных интересов России является устойчивое развитие экономики.
Национальные интересы России состоят из интересов в различных сферах: экономической, внутриполитической, социальной, духовной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической.
Во внутриполитической сфере национальные интересы России состоят в:
- сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти;
- обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства и правопорядка;
- завершении процесса становления демократического общества;
- нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий - социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма.
Национальные интересы России в международной сфере заключаются в:
~обеспечении суверенитета;
~упрочении позиций России как великой державы - одного из влиятельных центров многополярного мира;
~развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями (прежде всего СНГ);
~повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов.
Национальные интересы различаются по своей значимости и влиянию на международной арене. По данному признаку они подразделяются на главные (или жизненно важные) и второстепенные, постоянные и переменные, долгосрочные и конъюнктурные.
Главныеипостоянные национальные интересы определяются важнейшими геополитическими параметрами: местом и ролью данного государства в системе межгосударственных отношений, его престижем и относительной военной мощью, способностью отстаивать свой суверенитет и гарантировать безопасность своих союзников и т.д.
Второстепенныеипеременные интересы, нося производный от первых характер. Изменяясь в зависимости от внешнеполитических факторов, они могут служить предметом торга при реализации главных и постоянных интересов государства.
Концепция национального интереса
Внешняя политика государства определяется уровнем социально-экономического и общественно-политического развития, географическим положением страны, её национально-историческими традициями, целями и потребностями обеспечения суверенитета и безопасности и т.д. Все это во внешней политике фокусируется в концепции национального интереса. Представители политического реализма рассматривают национальный интерес в качестве главной составляющей внешней политики любого государства.
Термин «национальный интерес» в 1935 г. был включен в Окфордскую энциклопедию социальных наук и тем самым получил официальный политический статус. Приоритет в разработке понятия «национальный интерес», принадлежит американским ученым - теологу Р.Нибуру и историку Ч.Бирду.
После второй мировой войны споры, развернувшиеся вокруг концепции национального интереса, Г.Моргентау назвал «новыми великими дебатами». В наиболее развернутой форме эта концепция была сформулирована в книге Моргентау «В защиту национального интереса» (1948 г.). Г. Моргентау определил понятие интереса с помощью категорий власти. Понятие национального интереса в его концепции состоит из трех элементов:
≈природы интереса, который должен быть защищен;
≈политического окружения, в котором действует интерес;
≈рациональной необходимости, ограничивающей выбор целей и средств для всех субъектов международной политики.
Вклад в разработку концепции национального интереса внесли американские ученые Дж.Кеннан, У.Липпман, К.Уолтц, Э.Фернисс, Дж.Розенау и др. Специфическую оценку проблема национального интереса получила у французских исследователей Р.Арона, П.Ренувена, Ж.-Б.Дюрозеля, Ф.Брайра, Р.Дебре и др.
Национальные интересы - интересы национальной общности или группы, объединенной специфическими связями и взаимоотношениями генетической и культурной гомогенности.
Гомогенность - однородность, однотипность, внутренняя неразличимость, степень сходства членов некоторой совокупности между собой.
Национальные интересы воплощаются в стремлении представителей одной национальности к объединению на основе общности культуры, выражающейся в языке, семейных, религиозных, моральных традициях и обычаях, способах рекреации, политических системах и поведении, а также в одежде и украшениях.
Национальные интересы служат сохранению национальной общности как целого и проявляются в чувствах симпатии по отношению к членам своей национальной общности, отличных от чувств, питаемых к другим национальностям.
Национальные интересы - одна из движущих сил поведения и деятельности личности, национальности, нации, общества или государства; они присутствуют во многих формах борьбы и сотрудничества между людьми. Попытка ущемления национальных интересов воспринимается как покушение на жизненные устои национальной группы или общности, а также государства.
Национальные интересы редко выступали в истории в чистом виде. Они облекались в те или иные этико-религиозные (идеологические) формы, реализовались в ходе религиозных войн и национально-освободительных движений. Идеология поднимала частный национальный интерес до уровня «общего».
Социальная общность с развитым национальным самосознанием, как правило, не поступается своими национальными интересами добровольно, на основе нравственных соображений или призывов к гуманизму, к учету интересов другой стороны - других национальных групп и общностей. Конфликт национальных интересов часто выливается в вооруженные столкновения и военные конфронтации. В этих условиях важнейшей задачей политиков является умение сочетать национальные интересы с перспективой сохранения мира на земле.
Национальный интерес - категория абстрактная и субъективная, поскольку её параметры определяются картиной мира и ценностной системой, господствующей в данном обществе и государстве. Политику можно рассматривать как средство реализации национальных интересов.
Нередко государственные интересы противопоставляют национальным и общественным (интересам гражданского общества), признавая их взаимосвязь, все же считают целесообразным определять их в рамках дихотомии «национальный интерес - государственный интерес».
Дихотоми́я (греч. «надвое» + «деление») — раздвоенность, деление на две части, не связанные между собой.
В лексиконе международной политики, говоря о национальном интересе, как правило, имеют в виду государственный интерес и, наоборот, под государственным интересом подразумевают национальный интерес.
Национально-государственные интересы формируются в соответствии с геополитическими параметрами, ресурсными возможностями, национально-культурными традициями и т.д. государства.
Формирование национальных интересов представляет собой постепенный и длительный исторический процесс, осуществляющийся в сложном переплетении экономических, социальных, национально-психологических и иных факторов, в совокупности определяющих содержание и характер национально-исторического опыта данного народа или страны.
Главная составляющая национального интереса - это императив самосохранения государства.
Но сама концепция национального интереса пронизана ценностными нормами и идеологическим содержанием. Это особенно верно в отношении ложно понятых и превратно сформулированных национальных интересах (война США во Вьетнаме, СССР в Авганистане и др.).
Внешнюю политику любого государства можно считать реалистичной в той мере, в какой она построена с учетом интересов других сторон, вовлеченных в систему международных отношений. Этот момент приобретает особую значимость в современном мире, где определение национальных интересов любого отдельно взятого государства предполагает обязательный учет интересов других государств, а в чем-то и интересов всего мирового сообщества.
Концепция национальной безопасности
Успех внешней политики государства зависит от четкости формулирования национальных интересов и от понимания путей и средств реализации этих интересов. Среди приоритетных целей государства на международной арене, на первом месте стоит обеспечение безопасности страны или национальной безопасности во всех ее формах и проявлениях.
Различают безопасность общественную и государственную, экономическую, социальную, политическую, экологическую, военную и т.д.
В широком смысле безопасность - это обеспечение гражданам государства нормальных условий для самореализации, защита их жизни, свободы и собственности от посягательств со стороны отдельного человека, организации или самого государства.
Безопасность - это такое состояние отношений между государствами, при котором им не угрожает опасность войны, либо другое посягательство извне. С этих позиций безопасность рассматривают неделимо в различных масштабах:
›национальная безопасность - в границах одного государства;
›региональная безопасность - в рамках того или иного района мира;
›международная, всеобщая безопасность - в глобальных, мировых рамках.
Национальная безопасность - категория политической науки, которая характеризует состояние социальных институтов, обеспечивающее их эффективную деятельность по поддержанию оптимальных условий существования и развития личности и общества.
Впервые в политическом лексиконе понятие «национальная безопасность» было употреблено в 1904 г. в послании президента Т.Рузвельта Конгрессу США, где он обосновал присоединенные зоны Панамского канала интересами «национальной безопасности». В последующие годы эта проблема стала стержневой в исследованиях американских политологов.
Источник понятия «национальная безопасность» американские авторы видят в теории «национальных интересов». Этот подход был предложен социологом У.Липпманом. Большинство исследований определяют национальную безопасность через силу, то есть преобладание мощи над другими государствами, либо с позиций взаимодействия государств, то есть создания оптимальных условий развития всей системы международных отношений.
В нашей стране осмысление проблемы национальной безопасности с начала 1990 г. предпринималось в рамках Комитета ВС СССР по обороне и госбезопасности; были созданы Фонд национальной и международной безопасности, ряд инициативных групп.
Национальная безопасность Российской Федерации - это безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.
В России разработана Концепция национальной безопасности, утвержденная Указом Президента Российской Федерации 10 января 2000 года, № 24.
Концепция национальной безопасности Российской Федерации - система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.
Под национальной безопасностью подразумевается, прежде всего, физическое выживание данного государства, защита и сохранение его суверенитета и территориальной целостности, способность адекватно реагировать на любые реальные и потенциальные внешние угрозы.
Национальная безопасность тесно связана с безопасностью общественно-политической системы страны. Национальная безопасность как категория политической науки отражает связь безопасности с нацией, то есть с определенной территориально-государственной общностью, основанной на устойчивых социально-политических, экономических, культурных и иных связях.
Национальная безопасность характеризует состояние нации как целостной системы, включающей общественные отношения и общественное сознание, институты общества и их деятельность, способствующие и препятствующие реализации национальных интересов в конкретной исторически сложившейся обстановке. Суть национальных интересов состоит, в первую очередь, в противодействии и компенсации любых деструктивных возмущений, формируемых внутри общества или за его пределами, которые препятствуют потребностям жизнедеятельности и развития личности и общества.
Национальная безопасность - это защищенность государства от внешних и внутренних угроз, устойчивость к неблагоприятным воздействиям извне, обеспечение таких внутренних и внешних условий существования страны, которые гарантируют возможность стабильного прогресса общества и его граждан.
В национальной безопасности выделяются три уровня безопасности: личности, общества и государства, значимость которых определяется характером общественных отношений, политическим устройством, степенью внутренних и внешних угроз. В критические для нации периоды может доминировать безопасность общества или государства. Как правило, авторитарные и тоталитарные режимы, постоянно создающие такие критические условия выдвигают на первый план безопасность государства за счет безопасности личности. Для демократических обществ наиболее ценна свобода и безопасность личности. Для демократического общества безопасность государства и общества является не самоцелью, а функцией обеспечения свободы и безопасности личности.
Безопасность государства достигается наличием эффективного механизма управления и координацией деятельности политических сил и общественных групп, а также действенных институтов их защиты.
Безопасность общества предполагает наличие общественных институтов, норм, развитых норм общественного сознания, позволяющих реализовать права и свободы всех групп населения и противостоять действиям, ведущим к расколу общества (в том числе и со стороны государства).
Безопасность личности состоит в формировании комплекса правовых и нравственных норм, общественных институтов и организаций, которые позволили бы ей развивать и реализовать социально значимые способности и потребности, не испытывая противодействия государства и общества.
Структурными элементами системынациональной безопасности являются: политическая, экономическая, военная, экологическая, информационная безопасность и безопасность культурного развития нации.
Политическая безопасность состоит в способности и возможности нации и создаваемых ею государственных институтов самостоятельно решать вопросы государственного устройства, независимо проводить внутреннюю и внешнюю политику в интересах личности и общества на позициях устойчивого политического суверенитета.
Экономическая безопасность характеризуется независимостью и неподчиненностью внешним силам, уровнем развития производительных сил и экономических отношений, направленных на реализацию потребностей личности и общества, наличием развитой инфраструктуры и полезных ископаемых, квалифицированной рабочей силы и системы её подготовки, а также характером интеграции в систему мировых хозяйственных связей.
Военная безопасность характеризует возможность обеспечения интересов национальной безопасности средствами вооруженного насилия. Внешний аспект военной безопасности отражает способность нации противодействовать или сдерживать воздействие военной силы из-за рубежа. Внутренний аспект связан с деструктивным проявлением гонки вооружения, милитаризации общественного сознания, усилением политической роли армии внутри страны.
Важное место в концепции национальной безопасности занимают проблемы безопасности культурного развития нации, экологической, информационной безопасности, поскольку связаны с потребностями общества и личности. На основе концепции формируется система национальной безопасности, представляющая совокупность законодательных и исполнительных органов, правовых норм, обеспечивающих оптимальные и стабильные условия для жизнедеятельности и развития личности и общества.
Концепция национальной безопасности, так же как внешнеполитические и геополитические концепции, представляет собой производную от концепции национальных интересов. Концепция национальной безопасности строится с учетом как внешних угроз, исходящих извне и связанных с попытками поработить или подчинить государство, так и внутренних угроз, связанных с состоянием самого общества и коренящихся в самом обществе.
Различают угрозы реальные и потенциальные; глобальные, региональные и локальные.
Понятие безопасности включает следующие аспекты:
♦ обеспечение физического существования, территориальной неприкосновенности и целостности государства от внешних и внутренних угроз;
♦ гарантии от внешнего вмешательства во внутренние дела;
♦ предотвращение потенциальных и непредвиденных угроз самому образу жизни.
Концепция национальной безопасности строится с учетом всех геополитических факторов, влияющих на пути, формы и средства реализации национальных целей.
Первостепенная задача концепции национальной безопасности - это определение и разработка приоритетных направлений, комплекса мер и средств предотвращения, прежде всего крайних форм внешней и внутренней угроз - войны с другими государствами и гражданской войны.
Государство располагает разными средствами и путями реализации этой цели. Один из самых очевидных из них - применение или угроза применения насилия. Знаменитый афоризм Клаузевица - война есть продолжение политики иными средствами.
С развитием научно-технического прогресса национальная безопасность отдельного государства стала зависимой от международной безопасности, безопасности всего мирового сообщества. В современных условиях национальная безопасность государства зависит не только от мощи и боеспособности вооруженных сил, но и от целого ряда других факторов - экономического могущества, конкурентоспособности индустрии, качества системы образования, благосостояния граждан, состояния их умонастроений и т.д.
Среди современных источников реальной угрозы для безопасности государств можно назвать: терроризм, распространение оружия массового уничтожения, межэтнические и межконфессиональные конфликты, деградацию окружающей среды, замедление или остановку экономического роста.
В свете этих обстоятельств все большее признание получает стратегия коллективной безопасности. Эта стратегия подразумевает создание системы, в которой каждое входящее в неё государство согласно с тем, что его безопасность является делом всех, и присоединяется к коллективным действиям по отражению агрессии.
Возникает проблема интегрирования военно-политической безопасности и социально-экономической политики в глобальном масштабе. Безопасность и благосостояние - два аспекта, которые взаимосвязаны, постоянно влияют друг на друга и на эффективность самого социально-экономического порядка на всем земном шаре.
Лекция 15 "МИРОВЫЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ"
Лекция 15 "МИРОВЫЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ"
1. Модели цикличности геополитического развития
Теория геополитических циклов
После открытия российским экономистом Н. Д. Кондратьевым долгосрочных циклов развития мирового хозяйства многие исследователи принялись по аналогии разрабатывать тему циклов мирового политического развития.
В последние десятилетия научное сообщество занималось созданием циклической парадигмы развития природы и общества. Известнейший исследователь цивилизаций англичанин А. Тойнби выделял в своей «А Stady of History» 115—120-летний цикл «великих войн», разделяя его на: 1 — прелюдию войны; 2 — саму великую войну; 3 — передышку после нее; 4 — ее эпилог; 5 — всеобщий мир. Этот цикл охватывает жизнь четырех поколений людей, что, по мнению ряда исследователей войн, является достаточным сроком, чтобы, подзабыв опыт великой войны, люди этот опыт повторили вновь.
Известнейший в данной области научных разработок Дж. Голдстайн выделял 40—50-летние циклы «больших войн» с XVII в. по первую половину XX в. В отличие от А. Тойнби он разбивает XVII—XX вв. на «эры» от завершения одной «великой войны» до конца следующей, объединяя их в одном восходящем движении (это означает, что от одного поколения к последующим передаются страдания предыдущей «великой войны»).
Известный современный геоисторик и социолог И. Валлерстайн определяет три цикла гегемонии, для каждого из которых обязательно прохождение через три фазы: мировая война, гегемония одной из великих держав и упадок. Первый — нидерландский — цикл гегемонии продолжался с 1618 по 1672 г.; второй — британский — с 1792 по 1896 г.; третий — американский — начался с 1914 г.
Большую известность получила книга американского историка П. Кеннеди «Подъем и упадок великих держав», в которой анализировались причины подъемов и упадков ведущих государств мира. Интересна идея Кеннеди о причине упадка как «об имперском перенапряжении» великих держав, которые сталкиваются с недостаточностью разного вида стратегических ресурсов, необходимых для поддержания своего глобального превосходства.
Многие исследователи этой проблемы пытались установить, имеется ли зависимость между мирохозяйственными и геополитическими процессами развития. Очевидно, эта зависимость имеет коррелятивный характер: на определенных исторических отрезках неравновесное состояние можно объяснить то перевесом влияния мирохозяйственных, то всемирно-политических факторов.
Российский исследователь В. Л. Цымбурский считает, что до XIX в. главенствующие европейские государства не были хозяйственным авангардом, а утверждали свои преимущественные позиции в мире военным путем. Эволюция этих государств, по Цым-бурскому, в основном была подчинена сверхдлинным военным циклам.
«Склеивание этих ролей (военных и хозяйственных.) намечается с тех пор, как достижение Англией высшего мирохозяйственного положения совмещается с ее интеграцией в сверхдлинные военные циклы».
// google_protectAndRun("render_ads.js::google_render_ad", google_handleError, google_render_ad); Многие исследователи склоняются к тому, что геополитическая система мира развивается циклически, постоянно видоизменяясь, переходя от одного к другому «мировому порядку», в котором коренным образом меняется баланс сил между великими державами, возникают новые зоны конфликтов, меняется институциональная структура глобальной системы, которая включает систему межгосударственных договоров, коалиций, ключевых институтов, поддерживающих мировой порядок (например, Лига Наций, ООН).
Длинные циклы развития мировой геополитики Дж. Модельского и В. Томпсона
Американские политологи Дж. Модельски и В. Томпсон в своих работах утверждают, что глобальные экономические процессы по времени сопряжены с длинными мировыми политическими циклами, называемыми «циклами лидерства». Смена этих циклов периодически изменяет структуру мирового политического устройства, способствуя выдвижению новых великих держав и географических зон их влияния.
Анализ данных с начала первой промышленной революции до окончания «Великой депрессии» XX в. о динамике доли ведущих стран в промышленном производстве мира свидетельствует о неравномерности развития, подъемах и спадах великих держав, о цикличности «географического отбора» тех или иных держав на роль хозяйственных лидеров в мире.
Доля ряда стран в мировом промышленном производстве (%)
Государства | Годы | |||||||
Европа в целом | 23,2 | 28,1 | 34,2 | 53,2 | 61,3 | |||
Великобритания | 1,9 | 4,3 | 9,5 | 19,9 | 22,9 | 21,5 | 18,5 | 13,6 |
Германия Франция | 2,9 4,0 | 3,5 4,2 | 3,5 5,2 | 4,9 7,9 | 8,5 7,8 | 10,1 7,3 | 13,2 6,8 | 14,8 6,1 |
Россия Австро-Венгрия | 5,0 2,9 | 5,6 3,2 | 5,6 3,2 | 7,0 4,2 | 7,6 4,4 | 7,9 4,5 | 8,8 4,7 | 8,3 4,7 |
Италия США Китай Индия | 2,4 0,1 32,8 24,5 | 2,5 0,8 33,3 19,7 | 2,3 2,4 29,8 17,6 | 2,5 7,2 19,7 8,6 | 2,5 14,7 12,5 2,8 | 2,5 17,0 | 2,5 23,6 | 2,4 32,0 |
Япония | 3,8 | 3,5 | 2,8 | 2,6 | 2,4 | |||
Источник: Kennedy P.M. The Rise and Fall of the great Powers. Economic Changes and military Conflicts from 1500 to 2000. London, 1988. P. 149, 200-201. |
Доля великих держав в мировом промышленном производстве в начале и конце «Великой депрессии» (%) | |||||
Государства | Годы | ||||
США | 45,0 | 43,3 | 31,8 | 35,1 | 28,7 |
СССР | 3,0 | 5,0 | 11,5 | 14,1 | 17,6 |
Германия | 4,4 | 11,1 | 10,6 | 11,4 | 13,2 |
Великобритания | 8,0 | 9,4 | 10,9 | 9,4 | 9,2 |
Франция | 5,2 | 6,6 | 6,9 | 4,5 | 4,5 |
Япония | 2,0 | 2,5 | 3,5 | 3,5 | 3,8 |
Источник: Kennedy P.M. The Rise and Fall of the great Powers. Economic Changes and military Conflicts from 1500 to 2000. London, 1988. P. 330. |
Длинные мировые политические циклы определяются как последовательность подъема и упадка великих держав. Подъем великой державы назван Модельским и Томпсоном этапом обучения, а упадок — этапом лидерства. Каждый из двух этапов авторы подразделяют на четыре фазы.
Первый этап (обучение) включает в себя:
• Определение основных мировых проблем, требующих решения.
• Создание коалиций союзников.
• Принятие решений на мировом уровне.
• Проведение их в жизнь.
Второй этап (упадок) состоит из следующих фаз:
• Мировая война.
• Поражение великой державы.
• Утрата мировой легитимности.
• Распад.
Согласно этой теории, в основе глобального лидерства лежат такие факторы, как мобильные военные силы, передовая экономика, открытое общество, реагирование на мировые проблемы при помощи нововведений. Под нововведениями понимаются новые продукты и методы производства, открытие новых рынков и источников сырья, создание пионерных форм организации бизнеса. При этом авторы, ссылаются на видного австрийского экономиста XX в. Й. Шумпетера.
Модельски и Томпсон отмечают, что длинные циклы можно представить как процесс обучения, фазы которого последовательно оптимизируют использование каждого из указанных факторов, хотя все они действуют одновременно. В фазовой цепи «принятие решений на макроуровне — мировая война» упор следует делать на развитие мобильных военных сил. В фазовой цепи «проведение решений в жизнь—положение великой державы» главное — передовая экономика и ее место в международном разделении труда. «Определению основных проблеем — утрате лигитимности» соответствуют наращивание инновационного потенциала и гибкость в подходе к новым проблемам. Фаза «создание коалиций союзников—распад» требует ресурсов открытого общества.