Антропологические теории в русской геополитике

Антропогеографический детерминизм Л. И. Мечникова

Родоначальником русской школы политической географии был Л.И. Мечников (1838—1888). Он подверг критике теорию «географического фатализма» и важнейшей задачей географии счи­тал изучение Земли в ее особых отношениях к человеку. Его основная работа «Цивилизация и великие реки» (1889) первоначально после его смер­ти была издана в Париже благодаря стараниям французского географа Э. Реклю. На русском языке книга впервые увидела свет в 1924 г.

Доктрина антропогеографического де­терминизма в анализе политического про­странства основана на положении Мечни­кова о том, что господство человека над пространством пропорционально степени способности использовать его. Он исходил из того, что человек в отличие от животных не только обладает способностью приспо­сабливаться к пространству обитания, но и приспосабливает само пространство к своим потребностям. Способность человека преоб­разовывать пространство под свои нужды развивается одновременно с прогрессом науки, искусства и промышленности. Влияние географической среды не происходит ав­томатически, оно опосредовано культурой и традициями. Переселя­ясь в новую страну человек приносил в новое местожительство нравы, обычаи, физические и моральные способности, раз­витые и приобретенные на старой родине.

Мечников полагал, что определяющим фактором в развитии общества всегда была вода, водные пространства, логика развития водных путей является и логикой развития цивилизаций. Особенности древних обществ Китая, Египта, Месопотамии определялись освое­нием великих рек, протекающих на их территории. Это была «реч­ная» цивилизация. Затем возникает средиземноморская цивилизация, особенности которой связаны с овладением морскими пространст­вами. С открытием Америки возникает глобальная «океаническая» цивилизация.

Являясь быст­рым природным средством коммуникации, вода играет особую роль в освоении человеком пространства, эволюция которого развивается по определенным законам.

1) Расширение геополитического пространства и покорение но­вых территорий неизменно требовали от людей солидарности и обще­го коллективного труда для борьбы с окружающими неблагоприятны­ми условиями физико-географической среды. «В этом заключается великий закон прогресса и залог успешного развития человеческой цивилизации». Начиная с XV в. с Великих географиче­ских открытий, океаны стали средством международного сообще­ния, важным каналом торгового и культурного обмена.

2) Человек в состоянии завоевать и контролировать только то пространство, которое соответствует уровню его культуры и степени его социально-политической организации. Одна и та же река, может составлять непреодолимое препятствие для некультурного народа и превращаться в средство сообщения у культурного народа.

Для освоения речных пространств человек использовал различ­ные формы социально-политической организации. Среди них Меч­ников выделял:

= для речных цивилизаций — деспотизм и рабство;

= для покорения морей — крепостничество, подневольный труд, оли­гархические и феодальные федерации;

= для господства на океанах потребуется уничтожение принуждения (свобода), ликвидация со­циальной дифференциации (равенство), утверждение солидарности согласованных индивидуальных сил (братство).

3) Закон возрастания солидарности людей в борьбе за покорение больших пространств. Тенденция наращивания солидарности людей в освоении жизненного пространства выражается в том, что природа, нуждаясь в солидарности людей, без которой она не смогла бы осуществить высшие формы жизни, вынуждена была использовать разные способы их социальной интеграции. Первоначально она объединила отдельные живые организмы в коллективы при помощи принуждения к необходимости, а затем, приучив как бы насильственно их к общественной жизни, она видоизменила формы общественной жизни посредством дифференциации и, наконец, когда отдельные личности достаточно созрели для сознательной и добровольной кооперации и объединения своего труда, исчезало и природное принуждение.

В главе «Географический синтез истории» Мечников формули­рует методологию геополитического исследования. Она ориентиро­вана на формирование целостного представления о фазах геополи­тического развития. По Мечникову, комплексное исследование включает в себя два метода:

1. аналитический метод. Он позволяет изучить влияние как от­дельных условий данного пространства, так и воздействие всей сово­купности условий физико-географической среды, включая, а) влия­ние географической широты и климата; б) влияние физической среды (геосферы, гидросферы, атмосферы); в) наконец, процесс адаптации среды (растительного и животного мира) к потребностям человека;

2. анпропогеографический синтез. Эта стадия исследования сле­дует за анализом. Синтез предполагал выявление влияния антропо-географической среды на политическую историю разных народов. С его помощью он пытался выявить наличие внутренней связи между различными историческими фазами в судьбе цивилизованных на­родов и той географической средой, в которой жили и развивались эти народы.

В эпоху глобализации и информационной революции антропо­логические доминанты геополитики становятся все более опреде­ляющими, ибо в центр геополитических технологий уверенно выхо­дит человек. За много лет вперед подобный вывод сформулировал Мечников как завещание современным геополитикам.

Концепция геополитического синтеза В.О. Ключевского

Русский историк В.О. Ключев­ской объединил географические и антропологические факторы в геополитиче­ском анализе. С одной стороны, он подвергает критике установки вульгарного географического детерминизма, утверждавшего прямую зависимость политики от географии. С другой — рассматривает географию в ка­честве одного из существенных факторов политической истории. Все это позволило Ключевскому вывести формулу:

...человеческая личность, людское общество и природа страны — три основные исторические силы, которые строят людское об­щежитие.

Особое значение в концепции Ключевского имеет тот факт, что внешняя природа всей совокупностью своих средств и влияний никогда и нигде не действует на все человечество одинаково. Ее влия­ние подчинено многообразным географическим изменениям: раз­ным частям человечества по его размещению на земном шаре она отпускает неодинаковое количество света, тепла, воды, болезней — даров и бедствий, а от этого и зависит степень влияния природных факторов и местные особенности нравов людей.

Особое значение Ключевский придавал роли народного темпе­рамента и его влиянию на ход политической истории, в особенно­сти с точки зрения территориальной политики государств. Территориальной экспансии необходим сильный народный темперамент, могучая сила духа и способность к государ­ственному строительству. Поэтому только в государстве народ ста­новится исторической личностью с ясно выраженным национальным характером и сознанием своего мирового значения. В концепции человеческого народный характер и государственное творчество при­знаются определяющими и доминирующими в геополитике, а геогра­фия и природа занимают важное, но все-таки подчиненное место.

Наши рекомендации