Мессианские геополитические концепции

Панправославная идея - «Москва — Третий Рим»

Идея исключительности России, ее особого предназначения в ми­ровой истории была сформулирована в концепции русского месси­анства. Мессианская панправославная идея «Москва — Третий Рим» возникла на рубеже XV—XVI вв.

Этому способствовал объединитель­ный процесс Русских земель вокруг Москвы в XIV—XVI вв., кото­рый привел к интенсивному экономическому, политическому и культурному развитию, формированию национального самосозна­ния. В этих условиях нужна была духовная опора, способная интег­рировать земли Московского государства после 200-летнего господства татаро-монгольского ига, обеспечить цивилизационную идентичность ее населения.

Духовной геополитической доминантой со времен Киевской Ру­си выступало христианство, которое было принято в 988 г. и оказа­ло большое влияние на ее культуру. Через христианство Русь оказа­лась приобщенной к культуре античного мира и Византии.

Русская православная церковь первоначально находилась в подчинении Константинопольской. Однако в 1439 г. Константинопольская церковь, надеясь на помощь стран Западной Европы в борьбе с турками, заклю­чила с римско-католической церковью Флорентийскую унию, по которой признавалось главенство папы римского над всей христианской церко­вью. Однако вскоре Флорентийская уния была разорвана. Русская пра­вославная церковь стала автокефальной — самостоятельно избирающей своего главу. После взятия в 1453 г. турками Константинополя и паде­ния Византийской империи лишь Московское царство оставалось неза­висимым православным государством.

Брат последнего византийского императора Константина Фома Палеолог нашел со своей семьей убежище в Риме. Папа римский Павел II предло­жил дочь Фомы Палеолога Софью в супружество Ивану III (овдовев­шему в 1467 г.), надеясь посредством этого брака вновь присоединить Москву к Флорентийской унии. Брак состоялся в 1472 г., но он не оп­равдал надежд папы римского и в то же время сыграл большую роль в возвышении монархической власти в Москве благодаря родству велико­го князя с византийской царевной и ее личным властным качествам. Великий князь стал как бы преемником византийского императора, по­читавшегося главою всего православного мира. В сношениях с малыми соседними землями был узаконен титул царя всея Руси. С конца XV в. на печатях Московского государства появился византийский герб — двуглавый орел, который комбинировался с прежним московским гер­бом — изображением Георгия Победоносца. Распространилось сказание о том, что «шапка Мономаха», хранящаяся в настоящее время в Мос­ковском Кремле, была прислана в Киев императором Константином Мономахом для венчания на царство великого князя киевского Влади­мира Мономаха, от которого якобы ведут свой род московские государи.

Возвышение Московского государства как нового центра Русских земель вместе с заключением брака Ивана III с Софьей Палеолог привели к тому, что теперь Москва считалась наследницей Кон­стантинополя (Второго Рима). Москва провозглашается Третьим Римом — последним и вечным царством всего православного мира.

Панправославное мессианство, покровительство единоверным народам получило яркое выражение в послании игумена псковского Елеазарова монастыря Филофея, в котором он писал, что «два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывать». Следует заметить, что Третий Рим не заменяет, не повторяет своих предшественников, он представляет собой новое царство взамен двух падших.

Панславизм

Мощной составляющей политического романтизма начала XIX в. была уверенность в том, что люди, говорящие на родственных язы­ках, объединяются в одну наднациональную семью. Эта идея легла в основу ряда движений, название которых начинается со слова пан, что по-гречески значит «все».

Панславизм представляет собой течение идейно-политической мысли в славянских странах, в котором обосновывается единство славянских народов и необходимость их союза для совместного решения актуальных международных проблем, возникающих в опре­деленные исторические периоды. Панславизм по­мог балканским народам при поддержке России сбросить австро-венгерское и турецкое иго. Первоначально, в Чехии, Хорватии, Сербии и Черногории в конце ХVIII — начале XIX в., панславизм возник как общественно-политическое движение славянских наро­дов, ставящее цель достижения независимости. Славянские народы в Центральной и Восточной Европе и на Балканах в подавляющем большинстве находились под иноземным гнетом Турции и Австро-Венгрии. Позже панславизм приобрел черты философии и идеоло­гии порабощенных славянских народов, обосновывающих их право на государственное самоопределение. Несмотря на то, что пансла­визм не был однороден, его главной идеей была идея славянской солидарности.

Идеи «славянской взаимности» распространял известный дея­тель чешского национального движения и ученый Павел Шафарик (1795—1861). Его поддерживал один из основателей славяноведения чех Йосеф Добровский (1753—1829).

Особым направлением панславизма был «иллиризм», который развивался югославянскими по­литическими деятелями: поэтом Людевитом Гаем (1809—1872), ис­ториком Иваном Кукулевичем Сакцинским (1816—1889). Эти хорватские мыслители обосновывали создание Великой Иллирии, охватывающей все южнославянские и часть неславянских территорий. Их населе­ние они рассматривали как один народ, происшедший от коренных жителей Древней Иллирии.

В панславизме развивалась и русофиль­ская линия. Наиболее четко она проявилась у сербского просвети­теля Вука Караджича (1787—1864) и черногорского правителя и просветителя Петра Негоша (1813—1851). Их объединительная идея была обращена к единственной независимой славянской державе — великой России.

В самой России отношение к панславизму было неоднородным. Одни авторы рассматривали панславизм как оппозицию всему агрессивному романо-германскому. Другие мыслители подчеркивали иллюзорность и несбыточность утопич­ность и вред идей панславизма.

Наши рекомендации