Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации

Все субъекты Российской Федерации – неотъемлемая часть России, они не обладают правом на сецессию. Статус субъекта РФ не может быть изменен в одностороннем порядке. Субъекты РФ обладают собственной государственной властью. Так же субъекты РФ самостоятельно устанавливают деление своей территории, создают административно-территориальные единицы. Все субъекты РФ равноправны, имеют собственный предмет ведения, свои конституции (уставы) и законодательство, участвуют в решении федеральных вопросов, имеют свою собственность. Субъекты РФ имеют свое наименование и символы.

Вместе с общими признаками, статус различных субъектов РФ имеет свои особенности. Республики, согласно части 2 статьи 5 Конституции РФ – государства, но они не суверенны. Имеют свои конституции и законодательство. Республики, как уже указывалось, вправе устанавливать свои государственные языки (часть 2 статьи 68 Конституции РФ) – такого права нет у других субъектов РФ. Края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа не характеризуются как государства, имеют свои уставы и законодательство.

В Российской Федерации существуют сложносоставные субъекты, в состав которых входят другие субъекты РФ. В настоящее время из четырех автономных округов два входят в состав Тюменской области (Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий) и один входит в состав Архангельской области (Ненецкий автономный округ).

Конституция РФ предусматривает три варианта создания нового субъекта РФ. Согласно ч. 1 ст. 137 Конституции изменения в ст. 65 Конституции, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании ФКЗ о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.

В соответствие с ФКЗ от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта – процедура, предусматривающая изменение состава субъектов Российской Федерации в результате присоединения к Российской Федерации иностранного государства или его части.

Образование в составе Российской Федерации нового субъекта – процедура, предусматривающая изменение состава субъектов Российской Федерации не связанная с принятием в Российскую Федерацию иностранного государства или его части. Образование в составе Федерации нового субъекта может быть осуществлено в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов Российской Федерации. Образование нового субъекта может повлечь за собой прекращение существования субъектов Российской Федерации, территории которых подлежат объединению.

Так, в составе Российской Федерации образовались новые субъекты РФ в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа с 1 марта 2008 г., в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа с 1 января 2008 г., в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа с 1 июля 2007 г., в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа с 1 января 2007 г. и в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа с 1 декабря 2005 г.

Изменение конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации (например, преобразование республики в область или наоборот) по состоянию на декабрь 2015 г. не разу не осуществлялось. При этом, изменение просто наименования субъекта Российской Федерации, не влечет за собой образование в составе Российской Федерации нового субъекта, так как не происходит изменения конституционно-правового статуса субъекта Федерации (к примеру, если край меняет наименование, он все равно остается краем).

Наши рекомендации