Причины внимания к геополитике в древнем обществе
Интерес к проблемам геополитики в обществах Древнего Востока и Античности возник объективно по ряду причин.
1) Любая цивилизация, ставшая мировой державой, возникала первоначально в определенном центре, для которого вся остальная территория, населенная «варварами», служила в качестве объекта экспансии и арены расширения жизненного пространства. Правомерность подобного утверждения показывает опыт китайцев, персов, арабов, монголов, оттоманцев, создавших великие империи путем территориальной экспансии.
2) В условиях экстенсивного роста экономики пространственная экспансия представляла собой одну из главных форм самовоспроизводства, продления существования любой цивилизации, доказательства ее пригодности к истории. Поэтому естественно, что любая цивилизация или мировая держава неизбежно приобретала имперский характер.
3) Все ранние цивилизации возникали на реках, которые часто жестко задавали формы жизнедеятельности примитивного общества. Существовали и иные факторы, которые обусловили осмыслить роль природных условий в эволюции общества.
В I тыс. до н. э. на нашей планете произошли два важных события. Во-первых, небольшое похолодание, не сравнимое с предшествующим Великим оледенением и получившее название похолодания железного века. Во-вторых, революционный переворот в сознании людей. К тому времени утратили былой блеск Крито-Микенская цивилизация, Древний Египет, царства Двуречья. Угасли цивилизации, но не люди, просто они стали другими. В древнейших цивилизациях люди жили не одно тысячелетие, не осознавая своего отличия от природы, преобразованной их усилиями.
Осевое время Ясперса
Немецкий философ, историк и психолог Карл Ясперс (1883—1969) первым высказал предположение о реальных изменениях повсюду — в Европе, на Ближнем Востоке, в Индии и Китае — человек стал осознавать бытие в целом, самого себя в границах своих возможностей и назвал это время осевым. Прежние мифологические (сверхъестественные) представления о мире постепенно заменялись рациональными (с помощью объективной логики) и моральными. Произошло открытие того, что позже стали называть Разумом и Личностью, появилось ощущение Времени и Пространства: «Человек уже не замкнут в себе. Он не уверен в том, что знает самого себя, и поэтому открыт для новых безграничных возможностей. Он способен теперь слышать и понимать то, о чем до этого момента никто не спрашивал и что никто не возвещал. Неслыханное становится очевидным».
Согласно Ясперсу, все народы, жившие на просторах Евразии в I тыс. до н.э., можно условно разделить на исторические и неисторические. К осевым, или историческим, народам ученый отнес китайцев, индийцев, иудеев и греков, все остальные — неисторические, по словам ученого, «народы, не знавшие прорыва». В осевое время исторические народы разделились на западные и восточные. В результате появились два полюса мировоззрения, созданные не просто географически разделенными этносами (греки — на западе, китайцы — на крайнем востоке Евразийского континента), но даже и не подозревавшими о существовании друг друга.
Интеллектуальная революция должна была свершиться во многих древнейших мировых цивилизациях. Например, в Древнем Египте общество достигло высокого уровня самоорганизации и культуры. Благодаря развитой письменности там широко распространилась грамотность, и на этой основе мог произойти подлинный прорыв в общественном сознании. Однако этого не случилось. В интеллектуальной жизни Египта были покой и застой. Почему? В осевое время исторические народы — прежде всего греки и китайцы — испытали потрясение, потребовавшее изменений во всех сферах жизни. Таким поворотным событием стало похолодание железного века, сделавшее климат прохладнее и суше. Подобного стресса в жизни египтян не было. Поэтому не было и последствий его преодоления: бурного роста новых городов, отделения города от деревни, значительного имущественного расслоения общества. Не потребовалось резко усложнять хозяйственную и политическую организацию общества, развивать транспорт, связь, торговлю. Напротив, в Древней Греции и Древнем Китае возникли разнообразные философские течения, шли дискуссии о сущности бытия, представлениях о мире и о себе.