Социальная политика евросоюза
Лиссабонский договор закрепляет важность проблем жизнеобеспечения граждан Евросоюза. В частности, при составлении бюджетного плана, Евросоюз учитывает потребности социальной сферы. Евросоюз совместно с Всемирным Банком участвует в концепции общего развития, в соответствии с которой социальная политика и экология – приоритеты 21-го века. Институты Евросоюза ориентируются на предупреждение негативных социальных последствий процессов интеграции и влияния экономического кризиса на социальную политику. В связи с этим они создали большое число специальных органов, фондов в сфере единого европейского социального пространства. По статистике Суд Евросоюза около 20% всех дел рассматривает, касающихся социальной сферы. Главным органом в социальной сфере является экономический и социальный комитет. Он представляет интересы различных категорий общества Евросоюза. Все решения по вопросам образования и культуры. Все решения в области образования, культуры, защиты прав человека принимаются институтами после предварительной консультации с экономическим и социальным комитетом, а иногда сам Комитет является инициатором актов Евросоюза. Например, Хартия об основных правах Евросоюза 2000 года. Большое значение в социальной сфере занимает работа следующих учреждений:
1) Европейский центр развития профессиональной подготовки (информационный обмен, научные исследования, решения трудящихся, сокращение безработицы);
2) Фонд улучшения условий жизни (реализация программ в сфере социального взаимодействия предпринимателей и профсоюзов);
3) Комитеты (Постоянный комитет по занятости, по свободному движению и занятости трудящихся, по специальному обеспечению трудящихся мигрантов, по вопросам безопасности, гигиены и охраны здоровья трудящихся на рабочем месте, по проблеме равенства прав и возможностей для мужчин и женщин, по социальной защите);
4) Фонды (Европейский социальный фонд, фонд сплочения, ориентации и гарантий сельского хозяйства);
5) Специальные инициативные программы («Занятость», «Адепт», «Тассис», «Леонардо Да Винчи», «Сократ»).
В связи с экономическим кризисом в Евросоюзе был дополнительно принят специальный план восстановления. Он предусматривает выделение ежегодно более 3 млрд евро на поддержку пострадавшим от кризиса в рамках европейского фонда преодоления последствий глобализации. Фонд поддерживает несколько программ европейской службы занятости и других указанных выше учреждений. Особую роль в регулировании сотрудничества в социальной сфере играют совместные программы Евросоюза и Юнеско.
Трудовое право Евросоюза
Европейский совет ежегодно рассматривает состояние занятости в Союзе и, на основе совместного ежегодного доклада Совета и Комиссии, принимает по этому вопросу заключения.
Исходя из заключений Европейского совета, Совет по предложению Комиссии и после консультации с Европейским парламентом, Экономическим и социальным комитетом, Комитетом регионов и Комитетом по вопросам занятости, ежегодно разрабатывает ориентиры, которые государства-члены учитывают в своей политике занятости. Каждое государство-член направляет Совету и Комиссии ежегодный доклад об основных мерах, которые оно предприняло для осуществления своей политики занятости. На основе докладов, и получив заключение Комитета по вопросам занятости, Совет в свете ориентиров в поддержку занятости ежегодно проверяет, как осуществляется политика занятости государств-членов. Если Совет считает это уместным по результатам своей проверки, то, действуя по рекомендации Комиссии, он может направлять в адрес государств-членов рекомендации.
Исходя из результатов данной проверки, Совет и Комиссия представляют Европейскому совету совместный ежегодный доклад о состоянии занятости в Союзе и о претворении в жизнь ориентиров в поддержку занятости.
Европейский парламент и Совет, постановляя в соответствии с обычной законодательной процедурой и после консультации с Экономическим и социальным комитетом и Комитетом регионов, могут принимать поощрительные меры, которые призваны благоприятствовать сотрудничеству государств-членов и оказывать поддержку их деятельности в сфере занятости с помощью инициатив по развитию обмена информацией и передовой практикой, предоставлению данных сравнительных анализов и советов, продвижению новаторских подходов и оценке накопленного опыта, в том числе с использованием экспериментальных проектов.
Данные меры не предусматривают гармонизации законодательных и регламентарных положений государств-членов.
Совет, постановляя простым большинством, после консультации с Европейским парламентом учреждает Комитет по вопросам занятости консультативного характера для развития координации между государствами-членами политики в сфере занятости и рынка труда. Комитет имеет своей задачей:
- наблюдать за развитием состояния занятости и политики занятости в Союзе и в государствах-членах;
- формулировать заключения по запросу Совета или Комиссии либо по своей собственной инициативе, и содействовать подготовке актов Совета. Под "актами" (франц.: deliberations) в данном случае имеются в виду документы разной правовой природы, принимаемые Советом по итогам коллегиального обсуждения: доклады Европейскому совету, рекомендации государствам-членам и ориентиры политики занятости.
При осуществлении своих полномочий Комитет консультируется с социальными партнерами.
Каждое государство-член и Комиссия назначают двух членов Комитета.