Пространство свободы, безопасности и законности в Евросоюзе
Союз образует пространство свободы, безопасности и правосудия при уважении основных прав и различных правовых систем и традиций государств-членов. Союз старается обеспечить высокий уровень безопасности с помощью мер, направленных на предотвращение преступности, расизма, ксенофобии и на борьбу с ними, мер по обеспечению координации и сотрудничества полицейских, судебных и других компетентных органов, а также путем взаимного признания судебных решений по уголовным делам и, если необходимо, посредством сближения уголовных законодательств. Европейский совет определяет стратегические ориентиры для составления программ законодательной и оперативной деятельности в сфере пространства свободы, безопасности и правосудия.
Политика в отношении пограничного контроля, предоставления убежища и иммиграции
Союз развивает политику, которая стремится:
a) обеспечить отсутствие любого контроля в отношении лиц независимо от их национального гражданства при пересечении ими внутренних границ;
b) обеспечить проведение контроля в отношении лиц и эффективное наблюдение при пересечении внешних границ;
c) постепенно ввести в действие интегрированную систему управления внешними границами.
Европейский парламент и Совет, постановляя в соответствии с обычной законодательной процедурой, принимают меры по следующим вопросам:
a) общая политика в отношении виз и иных документов для краткосрочного пребывания;
b) проверки, которым подлежат лица, пересекающие внешние границы;
c) условия, на которых граждане третьих стран могут свободно передвигаться по Союзу в период краткосрочного пребывания;
d) любые меры, необходимые для постепенного создания интегрированной системы управления внешними границами;
e) отсутствие контроля в отношении лиц независимо от их национального гражданства при пересечении ими внутренних границ.
Союз развивает общую политику по вопросам предоставления убежища, дополнительной защиты и временной защиты, которая стремится предоставить адекватный статус любому гражданину третьей страны, нуждающемуся в международной защите, и обеспечить соблюдение принципа невысылки. Эта политика должна соответствовать Женевской конвенции от 28 июля 1951 г. и Протоколу от 31 января 1967 г. о статусе беженцев, а также другим уместным международным договорам.
Европейский парламент и Совет, постановляя в соответствии с обычной законодательной процедурой, принимают меры в отношении общей европейской системы предоставления убежища.
Судебное сотрудничество по гражданским делам
Союз развивает судебное сотрудничество по гражданским делам с трансграничными последствиями, которое основано на принципе взаимного признания судебных и внесудебных решений. Данное сотрудничество может включать в себя принятие мер по сближению законодательных и регламентарных положений государств-членов.
Европейский парламент и Совет, постановляя в соответствии с обычной законодательной процедурой, принимают меры, призванные обеспечить:
a) взаимное признание и исполнение между государствами-членами судебных и внесудебных решений;
b) трансграничное извещение о судебных и внесудебных актах;
c) взаимную совместимость правил, действующих в государствах-членах в сфере конфликта законов и юрисдикций;
d) сотрудничество в области получения доказательств;
e) эффективный доступ к правосудию;
f) устранение препятствий нормальному осуществлению процедур по гражданским делам, при необходимости, способствуя взаимной совместимости гражданско-процессуальных норм, действующих в государствах-членах;
g) развитие альтернативных методов разрешения споров;
h) поддержку обучению судейского корпуса и судебного персонала.
Судебное сотрудничество по уголовным делам
Судебное сотрудничество по уголовным делам основано в Союзе на принципе взаимного признания приговоров и судебных решений и включает в себя сближение законодательных и регламентарных положений государств-членов.
Европейский парламент и Совет, постановляя в соответствии с обычной законодательной процедурой, принимают меры, направленные на:
a) установление правил и процедур с целью обеспечить признание во всем Союзе любых форм приговоров и судебных решений;
b) предотвращение и разрешение конфликтов юрисдикций между государствами-членами;
c) поддержку обучения судейского корпуса и судебного персонала;
d) облегчение сотрудничества между судебными или эквивалентными органами государств-членов в рамках уголовного преследования и исполнения решений.
Минимальные правила - правовые стандарты, которые государства-члены при необходимости могут повышать в своем внутреннем законодательстве, но ниже которых не может опускаться ни одно из них. Они касаются следующих вопросов:
a) взаимная допустимость доказательств между государствами-членами;
b) права лиц в уголовном процессе;
c) права жертв преступности;
d) другие специальные аспекты уголовного процесса, которые Совет предварительно определит посредством решения; в целях принятия данного решения Совет постановляет единогласно после одобрения Европейского парламента.
Полицейское сотрудничество
Союз развивает полицейское сотрудничество, к участию в котором привлекаются все компетентные органы государств-членов, в том числе полицейские, таможенные и иные специализированные репрессивные службы в сферах предотвращения или выявления уголовных правонарушений и проводимых по ним расследований.
Европейский парламент и Совет, постановляя в соответствии с обычной законодательной процедурой, могут устанавливать меры по следующим вопросам:
a) сбор, хранение, обработка, анализ уместной информации и обмен ею;
b) поддержка обучения персонала, а также сотрудничество в обмене кадрами, обеспечении оборудованием и криминалистических исследованиях;
c) общие следственные методы, относящиеся к выявлению тяжких форм организованной преступности.
Назначением Европола является поддержка и усиление деятельности полицейских органов и иных репрессивных служб государств-членов, а также их взаимного сотрудничества в предотвращении и противодействии тяжкой преступности, затрагивающей два или большее число государств-членов, терроризма и тех форм преступности, которые посягают на общие интересы, выступающие объектом политики Союза.
Европейский парламент и Совет, постановляя посредством регламентов в соответствии с обычной законодательной процедурой, определяют структуру, функционирование, сферу деятельности и задачи Европола. Данные задачи могут включать:
a) сбор, хранение, обработку, анализ информации, передаваемой, в частности, органами государств-членов либо третьих стран или инстанций, и обмен подобной информацией;
b) координацию, организацию и осуществление расследований и оперативных мероприятий, проводимых совместно с компетентными органами государств-членов или в рамках совместных следственных групп, при необходимости, во взаимодействии с Евроюстом.
Упомянутые регламенты также закрепляют порядок контроля за деятельностью Европола со стороны Европейского парламента; к участию в данном контроле привлекаются национальные парламенты.
Любая оперативная деятельность Европола должна проводиться во взаимосвязи и по соглашению с органами государства-члена или государств-членов, территория которых затрагивается. Принудительные меры могут осуществляться только компетентными национальными органами.
Шенгенское право
Шенгенские соглашения - это форма продвинутого сотрудничества между государствами - членами Союза, которые стремятся к ускоренному созданию пространства свободы, безопасности и правосудия. Первоначальными участниками данных соглашений были пять стран (Франция, ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург). Впоследствии к Шенгенским соглашениям присоединились остальные государства-члены, кроме Великобритании и Ирландии.
В 1999 г. "Шенгенские достижения" (Шенгенские соглашения плюс изданные на их основе правовые акты) были признаны составной частью права Европейского Союза, которую обязаны ввести в действие на своей территории все страны, вступающие в состав этой организации.
Великобритания и Ирландия на основании специальных решений Совета Европейского Союза позднее также присоединились к Шенгенским соглашениям, но лишь в части, касающейся борьбы с преступностью. На основании специальных договоренностей ассоциированными участниками Шенгенских соглашений стали еще три страны, не входящие в состав Европейского Союза, - Исландия, Норвегия и Швейцария.
Шенгенские соглашения были подписаны во второй половине 1980-х гг., т.е. еще до заключения Договора о Европейском Союзе (1992 г.). Слово "шенгенские" в их названии указывает на место подписания этих документов: небольшая деревня и одноименный замок Шенген (Schengen), расположенные в государстве Люксембург на пересечении его границ с Францией и ФРГ.
Всего существует два Шенгенских соглашения, подписанных соответственно в 1985 и 1990 гг. Первое - Соглашение о постепенной отмене проверок на общих границах (Шенгенское соглашение 1985 г.) - носило предварительный характер и на сегодняшний день утратило значение. Второе - Конвенция о применении Шенгенского соглашения (Шенгенская конвенция 1990 г.) - сохраняет большую роль по сей день. Именно в Шенгенской конвенции:
- закреплен принцип прозрачности внутренних границ, т.е. границ между государствами - членами Союза: "Внутренние границы можно пересекать в любом месте, не подвергаясь какому бы то ни было личному контролю" (ст. 2);
- введены единые условия въезда на территорию Союза иностранцев и единая ("шенгенская") виза;
- содержатся нормы правоохранительной направленности, объединенные в специальный раздел "Полиция и безопасность" (раздел III Шенгенской конвенции);
- предусмотрено создание "Шенгенской информационной системы", благодаря которой в единую компьютеризированную сеть были объединены правоохранительные базы данных разных государств-членов.
На основании Шенгенской конвенции функционировал также специальный орган - Шенгенский исполнительный комитет, состоявший из министров внутренних дел государств-участников. Данный Комитет издал множество правовых актов по вопросам пересечения внутренних и внешних границ, борьбы с преступностью, которые образуют составную часть "Шенгенских достижений" (англ. Schengen acquis; франц. acquis de Schengen). В 1999 г. Исполнительный комитет был ликвидирован, а его полномочия перешли к Совету - главному законодательному институту Европейского Союза. В настоящее время активно развивается процесс замены "Шенгенских достижений", включая Шенгенские соглашения, нормативными актами Совета Европейского Союза и Европейского парламента. Так, в период 2006-2009 гг. взамен Шенгенской конвенции и актов Шенгенского исполнительного комитета были изданы:
- Шенгенский кодекс о границах 2006 г, в котором собраны все основные правила относительно пересечения как внутренних (между государствами-членами), так и внешних (с третьими странами) границ ЕС. Именно в Шенгенском кодексе о границах (ст. 5) закреплены теперь единые условия въезда в ЕС иностранцев, которые также применяются при выдаче Шенгенской визы;
- законодательство о Шенгенской информационной системе второго поколения 2006-2007 гг. Шенгенская информационная система второго поколения базируется на передовых технических принципах, обеспечивающих ей большую надежность, вместимость и скорость передачи данных по сравнению с Шенгенской информационной системой первого поколения, учрежденной Шенгенской конвенцией 1990 г.;
- Визовый кодекс ЕС 2009 г. После вступления в силу (5 апреля 2010 г.) он заменил собой соответствующие нормы Шенгенской конвенции и актов Шенгенского исполнительного комитета, посвященных единой (Шенгенской) визе. В соответствии с Визовым кодексом Европейская комиссия должна издать новую практическую инструкцию о выдаче виз, адресованную консульствам всех шенгенских государств.
Итак, после 2010 г. большинство норм, первоначально содержавшихся в Шенгенских соглашениях, закрепляются в нормативных актах Европейского Союза, изданных его законодательными институтами. Шенгенские соглашения все более превращаются в своеобразный "исторический памятник", который представляет интерес не столько в практическом, сколько в историко-правовом контексте.