Критикуя неэффективность жестко централизованных
политико-административных систем, М. Крозье подчеркивал: "Подлинный смысл этой централизации заключается в воздвижении непроницаемого экрана между теми, кто имеет право принимать решения, и теми, интересы которых они затрагивают".
Не принимаемые в расчет интересы находят выражение в одних только неофициальных коммуникациях; между системами
Официальных и неофициальных коммуникаций непрерывно возрастает разрыв.
"В результате те, кто стоит в стороне от рычагов управления, имеют ценную социальную информацию, но лишены возможности ее использовать, а те, кто имеет такую возможность, лишены информации".
Социальный кризис, выразившийся в майско-июньских событиях 1968 г. во Франции, Крозье считает результатом этого разрыва между объемом наличной информации и той ее частью, которая была затребована для принятия решений.
«Взрыв» явился не результатом экономического "кризиса перепроизводства", а результатом перепроизводства идей, не поместившихся в официальных каналах коммуникаций.
В соответствии с концепцией бюрократии, власть в организациихарактеризуется следующими осмобенностями:
Власть А над В соответствует способности А добиться того, чтобы в его переговорах с В условия обмена были для А благоприятными».
В зависимости от иерархии «неопределённостей», которую контролирует актор, будет возрастать его власть
2. Игра во власть состоит в борьбе за то,чтобы оставить себе большую свободу, сделав своё поведение менее предвидимым для противника, чем поведение противника для себя.
Власть одного игрока в переговорах с другими равнозначна контролю над источником «неопределённости».
Роль организационных «принуждений» заключается в косвенном ограничении свободы поведения «игроков» в рамках «правил игры», вменяемых организацией.
Этому служит отделение секторов, где действие полностью предвидимо, от секторов, где доминирует «неопределённость».
3. Те сектора, на которые не распространяются «правила игры» и которые вне зоны контроля «неопределённостей» могут представлять собой «параллельную власть».
Как пример, М. Крозье приводит сектор «ремонтных рабочих» на табачной фабрике, от которого зависели все остальные сектора, а он сохранял автономию.
4. Неустранимость властных отношений в абсолютизации «ситуаций неопределённости», которая скрывается в самой необходимости действия.
Ый вопрос.
Микросоциальный подход к проблеме власти (М. Роджерс, Т. Кларк)акцентирует зависимость власти от социального статуса индивида, который в свою очередь зависит от преобладающих в конкретном обществе ценностей :
1. Власть определяется как способность (потенциал) индивидов, обладающих различными ролями и статусами ставить условия, принимать решения, и предпринимать действия, которые являются определяющими для существования других индивидов в данной социальной системе.
2.Изменение ролей, производных от социального статуса, может изменить количество власти индивида, то есть расширить круг используемых им ресурсов для влияния на других.
3.Ресурсами, предопределяющими социальный статус, являются: принадлежность к политическим учреждениям, доступ к влиятельным лицам, членством в различных комитетах, гибкий рабочий график, обладанием различного рода собственностью (имущество, земля, СМИ), физическая привлекательность, здоровье, родословная, количество детей религиозность, харизма.
4.Те или иные предметы приобретают статус ресурсов в соответствии с существующими в данной системе преобладающими ценностями
Тема 9. Институциональные концепции власти.
1. Концепция государствакак «первого среди равных»М. Ориу.
2. Политическое значение государства в концепции Карла Шмитта.
3. Сушность политического в концепции Жюльена Фрёнда.
Ый вопрос.
Морис Ориу (1856—1929). Окончил факультет права в университете Бордо. Впоследствии стал профессором и деканом факультета права Тулузского университета. Основное сочинение: «Основы публичного права» (1929)
1. Общество– совокупность институтов, а институт – это объединение индивидов, предстающее в своей деятельности как идея дела или предприятия, осуществляемая правовыми средствами.
Например, коммерческое предприятие построено на идее прибыльной спекуляции, госпиталь — на идее сострадания.
2. Ориу выделял два типа институтов:
- персонифицированные (корпоративные) - государство, церковь, партии, т.е. какие-то организации;
- неперсонифицированные (вещные)– юридические нормы, отношения, ценности и т.д.
Различие между ними усматривалось в том, что первые инкорпорированы в социальные коллективы, тогда как вторые не имеют собственной организации и могут применяться в рамках любых объединений.
3. Признаки персонифицированного института:
- это совокупность индивидов, объединенных совместной деятельностью на основе общих интересов;
- индивиды осознают свои социальные функции. Они не только включены в коллектив, но и понимают это и свои функции;
- юридический характер соединения индивидов. Индивиды строят свои отношения на основе каких-то норм;
(Слово «юридические» он расширяет как типичный социолог права, имея в виду социальные нормы вообще)
- наличие власти у данного коллектива.
Под властью он понимает силу общественного влияния.
4. "Государство — это юридическая персонификация нации, приведенной к упорядоченному и уравновешенному режиму".
Государство, подчеркивал Ориу, реализует идеи покровительства гражданского общества, защиты частной собственности как сферы свободы индивидов.
(Упорядоченный уравновешенный режим – имеется в виду либеральна демократия)
5. Вопрос о соотношении государства и других социальных институтов Ориу решал по формуле "первый среди равных".
Настало время, писал он, "рассмотреть государство не как суверенитет, но как институт институтов".
Государство – важнейший из корпоративных институтов.
Корпоративные институты особенно важны тем, что воплощают усилия групп и являются противодействием, призванным уравновесить действия индивидов.
Необходимость подобного рода противовесов Ориу объяснял тем, что частные предприниматели стремятся к накоплению капиталов и концентрации в своих руках экономической власти.
Свобода предпринимательской деятельности, полагал он, приводит к нарушению равновесия в обществе.
6. Ориу доказывал необходимость признать государственное вмешательство. Задача государства — направлять и контролировать экономическую жизнь общества, оставаясь в то же время общенациональным институтом, т.е. нейтральной посреднической силой.
Ой вопрос.
Карл Шмитт (1888-1985)окончил юрфак Берлинского университета, в 1921-1945 годах преподавал в университетах Мюнхена, Бонна, Кёльна, Берлина.
Был членом НСДАП и активно сотрудничал с режимом,пока не был арестован американцами и прожил 2 года в лагере «для важных особ».
До конца 70-х не имел паспорта и был лишён права преподавать.Но затем популярность вернулась.
Труды:«Диктатура» (1921), «Легальность и легитимность» (1932), «Политическая теология» (1922),«Номос Земли» ( 1946), «Понятие политического» (1928).
Политическое