Тема 6. Типология кратологических концепций
1. Парадигмальный подход к кратологическим концепциям.
2. Атрибутивно-сустанциальные кратологические концепции
3. Реляционные кратологисеские концепции.
Ый вопрос.
Американский эпистемолог Томас Кун в книге « Структура научных революций» ввёл понятие «научной парадигмы»: «… признанные всеми научные достижения, которые в течении определённого времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу».
Понятие «нормальной науки» (то есть зрелой, сформировавшейся)предполагает предполагает наличие в ней одной или нескольких конкурирующих парадигм.
Победа новой парадигмы не предполагает, что она сразу обнаруживает неоспоримые доказательства своей большей эффективности, а представляет долговременный процесс перехода молодых учёных к её использованию и постепенному вытеснению конкурирующих научных школ.
Характерно высказывание М. Планка: „Обычно новые научные истины побеждают не так, что их противников убеждают и они признают свою неправоту, редко случается, что Саул становится Павлом.На самом деле её противники постепенно вымирают, а подрастающее поколение усваивает истину сразу”.
В истории развития политических знаний выделяют четыре основных парадигмы: мировоззренческую (допарадигмальную), натуралистическую, социологическую, собственно политологическую ( консенсусно-конфликтную)
А.А.Дегтярев приводит в своей книге «Основы политической теории» взятую из американского учебника периодизацию развития методологии политической науки как применения той или иной комбинации и набора приоритетных средств политического познания:
1) классический период(до конца XIX века), связанный в основном
с дедуктивным, логико-философским и морально-аксиологическим подходами;
2) институциональный период(середина XIX — начало XX века), когда на передний план выходит историко-сравнительный и нормативно-институциональный методы;
3) бихевиористский период(50—70 гг.), когда активно стали использоваться количественные методы и
4) постбихевиористский период,характеризующийся сочетанием «традиционных» и «новых» методов.
Маргарет Мастерман в 1970 году («Природа парадигм») предложила понятие мультипарадигмальной науки, к числу которых относятся социальные науки, поскольку все они, в том числе политология, имеют междисциплинарный характер.
В нашем спецкурсе мы будем частично придерживаться парадигмального подхода к типологии кратологических концепций.
Например, в рамках социологической парадигме мы будем рассматривать, например, марксистскую и неомарксистские концепции власти, концепцию власти М. Вебера.
Антропологическую концепцию власти Э. Канетти, неофрейдисткие концепции власти мы будем рассматривать в рамках натуралистической парадигмы.
Но наряду с парадигмальной существует и другая типологизация, в соответствии с которой кратологические концепции подразделяются на атрибутивно-субстанциальные и реляционные.
Ой вопрос.
Атрибутивно-субстанциальные концепции трактуют власть как атрибут (неотъемлемое свойство) некоторой субстанции (сущности): человека, общества, организации.
Таким образом, к атрибутивным можно отнести некоторые концепции, которые мы определяем при парадигмальном подходе как социологические или натуралистические.
Одна из наиболее распространённых в рамках данного подхода системно-функциональная концепции общества ( Д. Истон, Г. Алмонд, Т Парсонс).
Соответственно выделяют несколько уровней осуществления власти в обществе (так называемая «топология власти»).
Первый макросоциальный - истолковывает власть как свойство или атрибут общественнорй системы в целом (Т.Парсонс).
Второй подход (мезосоциальный) рассматривает власть на уровне конкретных систем - семьи, организации, корпорации и т.п. (М.Крозье).
Третий подход (микросоциальный) характеризуется тем, что определяет власть как взаимодействие индивидов, действующих в рамках специфической социальной системы (М.Роджерс).
Ий вопрос.
Реляционные концепции рассматривают власть как следствие стихийно складывающихся отношений между различными социальными агентами, при которых влияние агентов является взаимным и направлено на изменение поведения других.
К реляционным концепциям относят, в первую очередь, бихевиористские (поведенческие) концепции власти.
К реляционным концепциям власти относят и новейшие постструктуралистские концепции "дисциплинарной власти" М.Фуко и "поля власти" П.Бурдье.