Возможные подходы к организации процедуры декларирования
Возможные подходы к организации процедуры декларирования
Возможный подход к использованию процедуры декларирования для выявления индикаторов коррупции предложен в Федеральном законе «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». В частности, предполагается на основе задекларированных сведений отслеживать соответствие стоимости сделок по приобретению должностным лицом и членами его семьи объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг на сумму, превышающую общий доход этого лица и его супруги (супруга) по основному месту их службы (работы) за 3 года, предшествующих совершению сделки. Данное решение кажется чрезмерно ограниченным, даже если оставить в стороне вызывающую серьезные сомнения методику расчета «официального дохода». Во-первых, закон не предполагает оценку соответствия прироста банковских сбережений и расходов на погашение долговых обязательств официальным доходам декларанта. Разработчики данного нормативного правового акта, слишком буквально пойдя за формулировкой «несоответствие расходов доходам», не учли, что незаконно приобретенные средства могут не только расходоваться на приобретение имущества, но и откладываться на банковских счетах и использоваться для погашения долгов. Во-вторых, в законе все индикаторы коррупции сведены исключительно к несоответствию расходов доходам. Между тем существует целый ряд иных важных индикаторов коррупции, например приобретение должностным лицом имущества по заведомо заниженной цене.
Меры по устранению конфликта интересов
К основным причинам конфликта интересов на гражданской службе можно отнести следующее:
§ нарушение основных требований к служебному поведению гражданских служащих;
§ невыполнение обязанностей гражданского служащего;
§ несоблюдение при их исполнении прав и законных интересов граждан, организаций, общества и государства; несоблюдение норм действующего законодательства;
§ нарушение ограничений и запретов, связанных с гражданской службой, в том числе установленных Законом о противодействии коррупции и др.
Среди условий, способствующих возникновению конфликта интересов на гражданской службе, можно назвать: высокий уровень неопределенности компетенции;
§ дублирование полномочий государственных органов, их структурных подразделений, государственных служащих; недостаточное информирование о деятельности органов государственной власти;
§ наличие противоречий между нормативными правовыми актами органов власти различного уровня, включение в них положений, способствующих созданию условий для коррупционного поведения, существующие пробелы в правовом регулировании;
§ несоблюдение служебной и организационной дисциплины;
§ отсутствие или недостаточное использование моральных и материальных ресурсов мотивации государственного служащего, дискриминацию и неодинаковое вознаграждение при выполнении равного объема служебных функций ввиду необъективности и неэффективности системы оплаты труда и др.
Специальные комиссии
Использование вышеперечисленных мер отнесено к компетенции представителя нанимателя. Поскольку конфликт интересов является категорией оценочной, что означает возможность разных подходов и разной оценки ситуации с его возникновением сторонами служебного контракта (гражданского служащего, представителя нанимателя), то в этом случае необходим кто-то третий, кто может и имеет право разрешать подобную ситуацию.
Поэтому для урегулирования конфликта интересов на гражданской службе предусматривается создание специальных комиссий по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов.
В соответствии со статьей 19 Закона о гражданской службе такая Комиссия образуется правовым актом государственного органа. В ее состав входят:
§ представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие;
§ представитель соответствующего органа по управлению государственной службой;
§ представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов – специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой.
Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов, определившее задачи комиссий, их состав и порядок работы, было утверждено Указом Президента Российской Федерации от 3 марта 2007 г. № 269. Вместе с тем, практика работы этих комиссий, созданных в соответствии с этим Указом, в целом показала формальный характер и неэффективность их деятельности.
С целью обеспечения действенного функционирования механизма предупреждения коррупции, выявления и разрешения конфликта интересов на государственной службе Указом Президента РФ от 1 июля 2010 г. № 821 утверждено новое Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. Данный акт призван унифицировать практику деятельности этих комиссий, изменить подход к их формированию, а также обеспечить прозрачность в работе.
Новшеством данного Указа является возложение на Комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов задач по осуществлению в государственном органе мер по предупреждению коррупции.
Среди новелл также можно отметить:
- включение в состав комиссий должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений в государственном органе;
- возможность вхождения в состав комиссий представителей общественных и профсоюзных организаций;
- изменение оснований проведения заседаний комиссий и ее полномочий, сроков, а также принимаемых ею решений.
Важным моментом является и то, что теперь комиссия может рекомендовать руководителю применить к государственному служащему, допустившему нарушение, конкретную меру ответственности.
Возможные подходы к организации процедуры декларирования
Возможный подход к использованию процедуры декларирования для выявления индикаторов коррупции предложен в Федеральном законе «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». В частности, предполагается на основе задекларированных сведений отслеживать соответствие стоимости сделок по приобретению должностным лицом и членами его семьи объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг на сумму, превышающую общий доход этого лица и его супруги (супруга) по основному месту их службы (работы) за 3 года, предшествующих совершению сделки. Данное решение кажется чрезмерно ограниченным, даже если оставить в стороне вызывающую серьезные сомнения методику расчета «официального дохода». Во-первых, закон не предполагает оценку соответствия прироста банковских сбережений и расходов на погашение долговых обязательств официальным доходам декларанта. Разработчики данного нормативного правового акта, слишком буквально пойдя за формулировкой «несоответствие расходов доходам», не учли, что незаконно приобретенные средства могут не только расходоваться на приобретение имущества, но и откладываться на банковских счетах и использоваться для погашения долгов. Во-вторых, в законе все индикаторы коррупции сведены исключительно к несоответствию расходов доходам. Между тем существует целый ряд иных важных индикаторов коррупции, например приобретение должностным лицом имущества по заведомо заниженной цене.