Управление таможенным делом. Управление персоналом
Управление таможенным делом. Управление персоналом
Субботина Татьяна Николаевна
Этапы развития практики управления персоналом
Основные концепции управления персоналом
Государственная кадровая политика и её направления
Принципы и методы управления персоналом на государственной службе
Организационная структура системы управления персоналом государственной службы
Кадровое и документационное обеспечение системы управления персоналом
Нормативно-правовое обеспечение функционирования отдела кадров в таможенных органах
Сущность, цели и типы кадровой политики организации
9. Кадровое планирование в системе работы с персоналом в таможенных органах
Профессиональный отбор персонала в таможенных органах: основные этапы. Источники найма
Порядок проведения конкурса на замещение вакантной должности государственное гражданской службы в таможенных органах
Основные технологии управления развитием персонала в таможенных органах
Адаптация персонала в таможенных органах
14. Концепции профессионального обучения. Основные формы и виды обучения на примере таможенного органа
Порядок проведения аттестации в таможенных органах, её цели и виды
Патриотическое воспитание должностных лиц таможенных органов Российской Федерации
Антикоррупционная составляющая в процессе управления должностными лицами таможенных органов Российской Федерации
Система профессионального развития персонала
19. Система профессиональной подготовки таможенных кадров. Виды и формы обучения
Управление карьерой персонала. Виды карьеры
Определение кадрового резерва в таможенных органах, принципы. Нововведение в кадровой работе
Особенности управления социальным развитием в таможенных органах
Оплата труда в таможенных органах Российской Федерации
Показатели эффективности деятельности кадровой службы в таможенных органах
Методы управления.
Наряду с принципами работы с персоналом государственной и муниципальной службы широко используются методы управления. Под методами понимаются способы, средства, приемы достижения какой-либо цели. Применительно к персоналу организации они выражаются в способах направления его деятельности на решение стоящих перед ним задач.
Экономические методы призваны стимулировать деятельность персонала, повышать материальную заинтересованность в эффективности его работы. В этих целях применяются такие приемы и средства, как повышение оплаты труда в зависимости от его качества и сложности, выплата премий работникам, добросовестно и с высокой эффективностью выполняющим свой служебный долг, применение других средств стимулирующего характера, в том числе предоставление работникам различных льгот и преимуществ, вытекающих из специфики выполняемых ими служебных функций. Как показывает практика, материальная заинтересованность служащих в результатах труда, создание в государственных органах конкурентной среды оказывают самое благотворное влияние на деятельность персонала.
Социально-психологические методы представляют собой способы воздействия на сознание и поведение людей в целях социализации членов общества, формирования у персонала социальной солидарности, творческого отношения к делу, инициативы, создания деловой обстановки в трудовых коллективах. В практике управления используются методы социально-психологического анализа и проектирования развития персонала государственной службы, создания условий для индивидуального развития личности каждого работника, сочетания личных и коллективных интересов при приоритете интересов государства и его органов.
Административные методы — это установление административных норм принятия решений и распоряжений, контроля за их осуществлением, работа с кадрами управленческого аппарата (отбор, подбор, ротация, управление карьерой, оценка и др.), привлечение способных работников к принятию управленческих решений, поддержание у персонала государственной и муниципальной службы высокого уровня организованности, порядка и исполнительской дисциплины. В целях дисциплинирования персонала административные методы нередко претворяются мерами принуждения, в чем-то ущемляющими интересы индивида, требующими от него действий, не всегда отвечающих его личным стремлениям. Учитывая специфику административных мер, которые нередко уподобляются хирургическому инструменту, ими следует пользоваться крайне осторожно, соблюдая правило: не навреди. Ведь любые методы управления, в том числе административные, призваны возвышать личность, раскрывать ее возможности, превращать в активного персонала государственной и муниципальной службы.
Правовые методы основаны на регулирующей роли норм права, установленных для определенных видов деятельности. Правовые методы включают в себя:
— императивные (обязательные к исполнению);
— диспозитивные (предписывающие, что можно делать, а чего делать нельзя);
— рекомендательные (указывающие, как поступить в соответствии с нормами права в той или иной управленческой, служебной ситуации);
— поощрительные (одобряющие деятельность служащих, творчески руководствующихся нормами права).
Правовые методы являются важным средством формирования у персонала государственных органов правосознания, правовой ответственности и культуры. Особо важны осознание всеми служащими норм права и повседневное руководство ими в служебной деятельности. Как отмечал известный правовед И.А.Ильин, «вся жизнь человека и вся судьба его слагаются при участии правосознания и под его руководством; мало того, жить — значит для человека жить правосознанием, в его функции и в его терминах: ибо оно остается всегда одной из великих форм человеческой жизни»1. Все это свидетельствует о большом значении правовых методов в управлении персоналом государственной и муниципальной службы. Они вводят деятельность персонала служащих в законные рамки и придают ей правовой характер.
Морально-этические методы — это способы нравственного регулирования действий человека во всех сферах жизнедеятельности, в том числе в труде, в отношениях с окружающими, в быту. Реализация морально-этических методов предполагает опору на нравственные ценности членов организации, их соответствие понятиям добра; нравственные нормы, приобретающие характер императива, долженствования, предопределяющие поведение человека в различных, в том числе служебных, обстоятельствах; нравственные санкции, связанные с одобрением или осуждением поступков человека в зависимости от того, совпадают или не совпадают они с требованиями морали. Морально-этические методы формируют у людей, в том числе у персонала государственной и муниципальной службы, моральное сознание, нравственные убеждения, нацеливают их на честное и добросовестное выполнение служебного долга.
Таковы основные методы управления человеком в государственной и муниципальной службе. В управленческой практике они, как правило, сопрягаются, выступают в комплексе, что не исключает выдвижения на первый план методов, которые в силу сложившихся условий могут приобретать приоритетное значение. Важно в связи с этим, чтобы управленческие кадры постоянно контролировали складывающуюся ситуацию и использовали преимущественно те методы управления, которые способствуют достижению максимального результата.
Выводы
В управленческой практике принципы и методы выступают как взаимодополняющие требования в работе с персоналом государственной и муниципальной службы. Их классификация опирается на определенные основания, позволяющие выделять общие и частные принципы управления, группировать известным образом методы воздействия на персонал организации. Эффективность применения принципов и методов определяется соответствием общим закономерностям развития общества, государства, его институтов и переводом их в определенные правила управленческой деятельности.
Многое зависит также от искусства управления человеком в организации со стороны руководителей, их умения учитывать в полной мере особенности государственных и муниципальных служащих, характер их менталитета, уровень образования, социального и материального благополучия, настрой на конкретные дела и т.п. Только высокопрофессиональные и опытные кары способны искусно применять принципы, использовать разнообразные методы управления и добиваться успеха в управленческой деятельности.
Управление таможенным делом. Управление персоналом