Выборы в Государственную думу в 1993 г.
Одновременно с референдумом состоялись выборы в Государственную думу. Выборы проводились по мажоритарно-пропорциональной системе. 225 депутатов избирались по одномандатным округам, 225 - по общефедеральным партийным спискам. В выборах участвовали 13 политических партий и объединений, 8 из них преодолели пятипроцентный барьер и получили места в Думе. В результате раскола демократических сил победу (25% голосов) одержала либерально-демократическая партия (ЛДПР) В. В. Жириновского. Хотя с учетом депутатов, избранных по одномандатным округам, "Выбор России" во главе с Е. Т. Гайдаром сформировал самую крупную фракцию, общество восприняло итоги выборов как поражение демократов.
В Думе сложился перевес оппозиционных сил: Аграрной партии (55 мест), КПРФ (45), объединения "Российский путь" (25).
Демократические партии были представлены "Выбором России" (76 мест), "Яблоком" Г. А. Явлинского (23) и "Союзом 12 декабря" (12).
Центристские позиции занимали Партия российского единства и согласия (ПРЕС) (30), объединение "Женщины России" (23).
ЛДПР (63 места) провозглашала державные лозунги, но поддерживала усиление президентской власти.
Президент и парламент в 1994 - 1995 гг.
Одним из первых актов Думы стало решение об амнистии арестованным в связи с августовским путчем 1991 г. и октябрьскими событиями 1993 г.
В дальнейшем левые фракции Думы неоднократно пытались добиться денонсации беловежских соглашений о ликвидации СССР и создании СНГ, начать процедуру импичмента президента. Однако им не удалось собрать необходимое большинство. Спикер Думы И. П. Рыбкин, избранный от аграрной партии, вел в целом центристскую политику.
Несмотря на политическое противостояние, Дума сумела принять Гражданский кодекс, законы о выборах Президента и депутатов парламента, об общих принципах устройства государственной власти, о местном самоуправлении, о гарантиях избирательных прав.
Развитие федерализма
По Конституции Россия является федеративным государством, включает 89 субъектов федерации, в число которых входят края, области, автономные республики, автономные области, автономные округа. При этом одни субъекты федерации (края и области) выделяются по территориальному признаку, другие (автономные республики, области и округа) - по национально-территориальному.
В 1992 - 1993 гг. федеративные отношения в России характеризовались преобладанием центробежных тенденций. В 1990 - 1991 гг. российская власть, стремясь заручиться поддержкой регионов в борьбе с союзным центром, предложила расширить их суверенитет. После распада СССР российские автономии, опираясь на национальные движения, стали добиваться передачи им многих полномочий федеральных властей. Начался "парад суверенитетов". Особенно сложное положение возникло в Татарстане, Башкирии, Якутии, Туве, в некоторых республиках Северного Кавказа. В 1992 г. в Татарстане состоялся референдум о государственном статусе республики. 60% проголосовавших высказались за государственную независимость Татарстана.
В феврале 1994 г. был подписан договор о разграничении полномочий между федеральной властью и Татарстаном, давший республике более широкие права, чем другим субъектам федерации вплоть до предоставления татарского гражданства и установления отношений с иностранными государствами. Только после этого в Татарстане были проведены выборы в Государственную думу РФ (в 1993 г. они не проводились, так как Федеральное собрание РФ было объявлено законодательным органом "иностранного государства"). В общей сложности в 1994 - 1995гг. было подписано 20 двусторонних договоров с российскими автономиями. В результате национально-территориальные субъекты Федерации приобрели большую самостоятельность, чем территориальные, что вызвало недовольство руководителей многих краев и областей. Вместе с тем готовность центра к компромиссам способствовала постепенному изживанию сепаратизма и изоляции экстремистских националистических сил.
Война в Чечне 1994 - 1996 гг.
Наиболее тяжелые последствия "парад суверенитетов" имел на Северном Кавказе. Весной 1990 г. конгресс чеченского народа провозгласил создание суверенной Чеченской республики Ичкерия. В октябре 1991 г. президентом Чечено-Ингушетии был избран отставной советский генерал Д. М. Дудаев, возглавивший сепаратистские силы. Ингушетия отделилась от Чечни - в июне 1992 г. была провозглашена Ингушская республика в составе РФ.
В Чечне под флагом борьбы за национальную независимость возник криминальный режим. Постоянным явлением стали нелегальная торговля нефтью, грабежи поездов, угоны самолетов, расправы над русскоязычными жителями. Это привело к обвальному падению производства, массовой безработице.
В 1993 г. в чеченском обществе сложилась широкая, но неоднородная оппозиция, начавшая вооруженную борьбу с дудаевским режимом. Летом 1993 г. Д. М. Дудаев разогнал избранный в 1991 г. парламент, а в августе 1994 г. объявил России "священную войну". В ноябре 1994 г. отряды чеченской оппозиции при поддержке российских офицеров-танкистов штурмовали Грозный. Штурм провалился.
После этого российское руководство приняло решение свергнуть режим Дудаева силой. В декабре 1994 г. российские войска вступили на территорию Чечни, имея приказ "восстановить конституционный порядок". Министр обороны П. С. Грачев утверждал, что для свержения Д. М. Дудаева достаточно "двух часов и одного парашютно-десантного полка". Оказалось, что сепаратисты имеют современное оружие советского и иностранного производства и прекрасно подготовлены к боевым действиям. "Восстановление порядка" обернулось кровопролитной войной с применением тяжелого вооружения. Чеченцы восприняли ввод войск как оккупацию и сплотились вокруг дудаевского режима. В российском обществе война, повлекшая огромные жертвы, была непопулярна. Низкий моральный дух российской армии сыграл решающую роль в ее неудачах.
В июне 1995 г. чеченские боевики во главе с Ш. Басаевым захватили больницу в г. Буденновске. Взяв в заложники пациентов и врачей, Ш. Басаев заставил российское руководство (премьер-министра В. С. Черномырдина) вступить с ним в прямые переговоры по телефону и обещать прекращение военных действий.
По мнению военных, начавшиеся переговоры не дали российской армии добить боевиков и позволили им перегруппировать свои силы, получить оружие и наемников из-за рубежа.