Свободомыслие в отношении религии
Вистории духовной культуры находило выражение свободомыслие в отношении религии. Оно представляет собой духовное течение, содержанием которого является свободный независимый образ мысли, критическое отношение к религии, религиозному мировоззрению или к отдельным сторонам религиозного комплекса. С этой позицией было часто связано стремление к свободному, объективному познанию мира, общества, человека. Такая позиция могла возникать стихийно («стихийное свободомыслие»), но могла формироваться и сознательно, выражаться в теоретической форме («теоретическое свободомыслие»). Свободомыслие складывается под влиянием роста производства, расширения свободы деятельности в разных областях общества, развития естественных и гуманитар-
ных наук, образования, совершенствования искусства и нравственности. Исторически свободомыслие выступало и выступает в разных видах.
В связи с развитием свободомыслия развивались представления о свободе в аспекте религиозных отношений. Понимание (и требование) свободы в этом аспекте было неодинаковым, в разных исторических ситуациях наполнялось различным содержанием. При государственно-церковной системе, в которой церковь была государственной, церковная власть подчинялась государственной власти, возникала идея независимости церкви от государства, невмешательства государственной власти в религиозные дела, а при режиме подчинения государственной власти власти церковной — независимости государства от церкви. Господство какого-то религиозного направления и стеснение инаковерия обусловливало оформление принципа веротерпимости, свободы религиозной совести. Складывавшийся религиозный плюрализм приводил к мысли о необходимости признания свободы религии и вероисповедания. По мере становления и развития правовых государств формулировалось (и юридически оформлялось) равенство прав граждан независимо от вероисповедания. Эволюция религиозных систем, изменения в религиозном сознании, освобождение различных сфер общества и жизни человека от влияния религии способствовали появлению и развитию представлений о свободе мысли, совести, инаковерия, осознанию права на неверие, на неисповедание религии и т. п.
В ходе становления и развития мирового сообщества, начиная со второй половины XX в., принят ряд международных деклараций, заявлений, пактов, актов, хартий и т. д., в которых сформулирован важный принцип — свободы мысли, совести, религии и убеждений. Этот принцип принят многими государствами мира. Свобода мысли, совести, религии и убеждений характеризует прежде всего некоторые качества личности в разноаспектных измерениях.
Охарактеризуем кратко понятие «свобода совести». Свобода совести представляет собой возможность личности (объективная и субъективная) самостоятельно совершать свой мировоззренческий выбор в пользу религиозного или нерелигиозного мировоззрения в разных их видах, иметь соответствующие убеждения, формировать мотивы соответствующего действия и определять сами действия, проявлять толерантность (лат. — терпимость) к иным образам мысли, взглядам, убеждениям и готовность к общественному консенсусу (лат. — согласие). Свобода совести выражает внутреннюю суверенность личности, человеческого «Я».
В царской России все религии делились на три группы: государственная (православное вероисповедание), терпимые (католическая, протестантская, армяно-григор>ианская церкви, ислам, буддизм, язычество), и нетерпимые («секты» — духоборы, иконоборцы, молокане, иудействую-щие, скопцы). Православная Церковь обладала преимуществами. Вневе-роисповедное состояние государством не признавалось. В начале XX в. в ряде царских указов 1903—1905 гг. содержалось обещание даровать свободу вероисповедания, предписывалось устранение религиозных «стесне-
ний», были обещаны гражданские свободы, в том числе и свобода совести. Временное Правительство в августе 1917 г. издало постановление «О свободе совести», в котором под свободой понималась веротерпимость и декларировался принцип союза государства и Православной Церкви. Господствующее положение Православной Церкви обосновывалось тем, что православие является религией большинства населения России.
Первые декреты Советской власти изменили положение Православной Церкви. Обобщенно эти изменения сформулированы в декрете СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» (от 23 января 1918 г.). Главное содержание декрета зафиксировано в его названии. Каждому гражданину предоставлялась возможность исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Религиозные организации не имели права владеть собственностью, лишались прав юридического лица. Для удовлетворения религиозных потребностей верующих здания и предметы культа передавались в бесплатное пользование религиозных обществ. Была введена система светского образования. В учебных заведениях, где преподавались общеобразовательные предметы, не допускалось преподавание вероучений. Граждане могли обучать и обучаться религии частным образом. Конституции РСФСР 1918 г., СССР 1936 г., СССР 1977 г. формулировали положение о свободе совести в соответствии с конкретно-историческими условиями, но утверждали принцип отделения церкви от государства, право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.
С конца 20-х годов и в 30-е годы в ряде юридических актов ограничивалась сфера деятельности религиозных организаций, было утверждено право на осуществление единственной их функции — удовлетворение религиозных потребностей верующих в молитвенном здании. С середины 40-х годов наступает «потепление» в отношениях между государством и церковью; религиозным организациям было предоставлено право юридического лица в части аренды, строительства и покупки в собственность для церковных нужд домов, транспорта, утвари. Однако этот процесс был недолгим, что выразилось в постепенном сокращении религиозных организаций вплоть до начала 70-х годов.
В середине 80-х годов отменяются ограничения деятельности религиозных организаций, которые действовали в течение многих лет. Это давало возможность включения верующих граждан и религиозных объединений в общественную жизнь страны.
Конституция Российской Федерации 1993 г. провозгласила Российскую Федерацию светским государством. В соответствии с Конституцией никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные организации отделены от государства и равны перед законом. Закреплено равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, убеждений. Гражданин в случае, если
его убеждения и вероисповедание противоречат несению воинской службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
Особое значение для обеспечения свободы совести в России имеет Закон Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях», принятый Государственной Думой 19 сентября 1997 г. В Преамбуле Закона провозглашается принцип уважения христианства, ислама, буддизма, иудаизма и других религий, составляющих неотъемлемую часть наследия народов России, и в то же время признается особая роль православия в истории России, в становлении ее духовности и культуры. В ст. 1 гл. I утверждается: «В Российской Федерации гарантируется свобода совести и свобода вероисповеданий, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». В Законе утверждается, что государство обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. В то же время подчеркивается, что по просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация этих учреждений по согласованию с органами местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы. Религиозные организации имеют право юридического лица, совершают обряды и церемонии в культовых зданиях, местах паломничества, на кладбищах, в крематориях, учреждениях и проч; осуществляют выпуск религиозной литературы, ведут благотворительную и культурно-просветительскую деятельность, устанавливают международные связи и контакты и др.