Религия: ее сущность и функции

Слово «религия» происходит от латинского «religio» — совестливое от­ношение к чему-либо: совестливость, добросовестность; благочестие, ре-

лигиозное чувство, святость, почитание, богопочитание, культ. Римский политик и философ Цицерон (106—43 до н. э.) производил этот термин от глагола «relegere» (идти назад, возвращаться, снова читать, обдумы­вать, собирать, созерцать, бояться); латинский христианский апологет Лактанций (ок. 250 — после 325) — от глагола «religare» (вязать, связы­вать, привязывать, сковывать).

Религия — одна из сфер духовной культуры, способ практически-ду­ховного освоения мира обществом, группой, индивидом и личностью. Она необходимо возникает в ходе объективного процесса становления человека, общества и превращается в аспект их сущности и существова­ния. Религия имеет основы и предпосылки в определенных сторонах бы­тия Космоса, планеты Земля, общества, человечества, социальных групп и отдельного человека: ее появление и воспроизводство обусловлены от­ношениями несвободы, зависимости, господства — подчинения, иначе го­воря, теми отношениями, которые недоступны управлению, целенаправ­ленному регулированию.

Элементы и структура религии складываются и изменяются в ходе истории. В первобытном обществе религия как относительно самостоя­тельное образование еще не выделилась. Первобытные верования и свя­занные с ними ритуалы — фетишизм, тотемизм, магия, анимизм и др. — образовывали в слитной мифологической системе своеобразную проторе-лигию. В дальнейшем, став относительно самостоятельной областью ду­ховной жизни, религия все более структурировалась, в ней вычленялись элементы, складывались их связи. В существующих религиях выделяют­ся: религиозное сознание — обыденное и концептуальное; деятельность — культовая и внекультовая; отношения - культовые и внекультовые; орга­низации, в ряде религий принимающие форму церкви. Содержание рели­гии как области духовной жизни задается религиозным сознанием. Глав­ным компонентом этого сознания является религиозная вера. Она есть вера: а) в объективное существование существ, свойств, связей, событий, являющихся предметным содержанием религиозных образов, а также в образуемый ими особый мир; б) в возможность общения с этими суще­ствами, воздействия на них и получения от них помощи; в) в истинность соответствующих представлений, взглядов, догматов, текстов и т. д.; г) в действительное совершение определенных описанных в религиозных текстах событий, в их повторяемость, в наступление ожидаемого собы­тия, в причастность к ним; д) в религиозные авторитеты — «отцов», «учи­телей», «святых», «пророков», «харизматиков», «гуру», церковных иерар­хов, служителей культа и проч. Религиозная вера оживотворяет весь рели­гиозный комплекс.

Религия выполняет ряд функций. Она формирует мировоззрение, зада­ет Абсолюты, с точки зрения которых понимается человек, общество, мир, восполняет ограниченность, зависимость, ущербность бытия челове­ка, обеспечивает общение и тем преодолевает одиночество, утешает, об­легчает страдания. Религия осуществляет управление деятельностью и от­ношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Она мо-

жет в одном отношении объединять, а в другом — разъединять индиви­дов, группы, институты, узаконивать некоторые общественные порядки как соответствующие «высшему принципу» или, наоборот, утверждать не­правомерность каких-то из них. Являясь составной частью культуры, ре­лигия способствовала развитию определенных ее сторон — грамотности, письменности, книгопечатания, сети школ, различных видов искусства, храмостроительства и т. д. Но, с другой стороны, определенные слои культуры отторгались — многие компоненты языческой культуры, смехо-вая культура, портретная живопись в исламе, произведения, попадавшие в свое время в «Индекс запрещенных книг» католицизма, ряд научных от­крытий, свободомыслие и др. Позиции и практика религиозных органи­заций по многим вопросам развития культуры исторически меняются. В религиях переплетаются компоненты общечеловеческие, классовые, эт­нические, глобальные и локальные: в конкретных ситуациях могут актуа­лизироваться, выступать на передний план те или другие. Все это нахо­дит выражение и в социально-политических ориентациях; история пока­зывает, что в религиозных организациях обнаруживались разные пози­ции — прогрессивная, консервативная, регрессивная.

Наши рекомендации