Религия: ее сущность и функции
Слово «религия» происходит от латинского «religio» — совестливое отношение к чему-либо: совестливость, добросовестность; благочестие, ре-
лигиозное чувство, святость, почитание, богопочитание, культ. Римский политик и философ Цицерон (106—43 до н. э.) производил этот термин от глагола «relegere» (идти назад, возвращаться, снова читать, обдумывать, собирать, созерцать, бояться); латинский христианский апологет Лактанций (ок. 250 — после 325) — от глагола «religare» (вязать, связывать, привязывать, сковывать).
Религия — одна из сфер духовной культуры, способ практически-духовного освоения мира обществом, группой, индивидом и личностью. Она необходимо возникает в ходе объективного процесса становления человека, общества и превращается в аспект их сущности и существования. Религия имеет основы и предпосылки в определенных сторонах бытия Космоса, планеты Земля, общества, человечества, социальных групп и отдельного человека: ее появление и воспроизводство обусловлены отношениями несвободы, зависимости, господства — подчинения, иначе говоря, теми отношениями, которые недоступны управлению, целенаправленному регулированию.
Элементы и структура религии складываются и изменяются в ходе истории. В первобытном обществе религия как относительно самостоятельное образование еще не выделилась. Первобытные верования и связанные с ними ритуалы — фетишизм, тотемизм, магия, анимизм и др. — образовывали в слитной мифологической системе своеобразную проторе-лигию. В дальнейшем, став относительно самостоятельной областью духовной жизни, религия все более структурировалась, в ней вычленялись элементы, складывались их связи. В существующих религиях выделяются: религиозное сознание — обыденное и концептуальное; деятельность — культовая и внекультовая; отношения - культовые и внекультовые; организации, в ряде религий принимающие форму церкви. Содержание религии как области духовной жизни задается религиозным сознанием. Главным компонентом этого сознания является религиозная вера. Она есть вера: а) в объективное существование существ, свойств, связей, событий, являющихся предметным содержанием религиозных образов, а также в образуемый ими особый мир; б) в возможность общения с этими существами, воздействия на них и получения от них помощи; в) в истинность соответствующих представлений, взглядов, догматов, текстов и т. д.; г) в действительное совершение определенных описанных в религиозных текстах событий, в их повторяемость, в наступление ожидаемого события, в причастность к ним; д) в религиозные авторитеты — «отцов», «учителей», «святых», «пророков», «харизматиков», «гуру», церковных иерархов, служителей культа и проч. Религиозная вера оживотворяет весь религиозный комплекс.
Религия выполняет ряд функций. Она формирует мировоззрение, задает Абсолюты, с точки зрения которых понимается человек, общество, мир, восполняет ограниченность, зависимость, ущербность бытия человека, обеспечивает общение и тем преодолевает одиночество, утешает, облегчает страдания. Религия осуществляет управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Она мо-
жет в одном отношении объединять, а в другом — разъединять индивидов, группы, институты, узаконивать некоторые общественные порядки как соответствующие «высшему принципу» или, наоборот, утверждать неправомерность каких-то из них. Являясь составной частью культуры, религия способствовала развитию определенных ее сторон — грамотности, письменности, книгопечатания, сети школ, различных видов искусства, храмостроительства и т. д. Но, с другой стороны, определенные слои культуры отторгались — многие компоненты языческой культуры, смехо-вая культура, портретная живопись в исламе, произведения, попадавшие в свое время в «Индекс запрещенных книг» католицизма, ряд научных открытий, свободомыслие и др. Позиции и практика религиозных организаций по многим вопросам развития культуры исторически меняются. В религиях переплетаются компоненты общечеловеческие, классовые, этнические, глобальные и локальные: в конкретных ситуациях могут актуализироваться, выступать на передний план те или другие. Все это находит выражение и в социально-политических ориентациях; история показывает, что в религиозных организациях обнаруживались разные позиции — прогрессивная, консервативная, регрессивная.