Нормы права. Понятие и основные признаки, отличающие нормы права от других социальных норм

1. Отечественная и зарубежная государственно-правовая теория и практика выработали немало представлений о норме права и ее опреде­лений. Известный русский юрист, профессор Московского университета С. А. Муромцев указывал, что юридическими нормами называются «обыкновенно правила, которые, определяя должные пределы и способ юридической защиты отношений, предписываются властью, регулирую­щей правовой быт народа: так называемым сознанием общества (обыч­ное право), законодателем (закон), юристами (право юристов)». Юриди­ческие нормы направляют в значительной степени действия тех органов и лиц, которые держат в своих руках «юридическую защиту отношений»: административных властей, суда, частных лиц — субъектов права. В силу этого юридические нормы составляют могущественный фактор правово­го порядка, и притом фактор непосредственный, ибо они непосредствен­но влияют на поведение этих субъектов права.

Нетрудно заметить, что в определении норм права С. А. Муромцев делал акцент на установлении ими «должных пределов и способов юри­дической защиты отношений», а также на регулятивной («направляю-

щей») функции юридических норм и их роли в установлении и поддер­жании правопорядка.

Примерно в то же время другой весьма авторитетный русский госу-дарствовед Н. М. Коркунов развивал идеи о том, что юридические нор­мы — прежде всего «суть правила должного», и в этом смысле они суть веления. Будучи правилами должного, пояснял он, нормы «не могут доз­волять, определять, описывать». Они всегда повелевают, всегда указывает, что и как должно быть сделано для разграничения сталкивающихся инте­ресов1.

В современной юридической литературе норма права тоже определя­ется как правило или мера должного поведения. Но вместе с тем выделя­ются и раскрываются и другие формально-юридические признаки и чер­ты правовых норм. Среди них: а) непосредственная связь норм права с государством (издаются или санкционируются государством); б) выра­жение ими государственной воли; в) всеобщий и представительно-обязы­вающий характер правовых норм; г) строгая формальная определенность предписаний, содержащихся в нормах права; д) многократность примене­ния и длительность действия правовых норм; е) их строгая соподчинен-ность и иерархичность; ж) охрана норм права государством; з) примене­ние государственного принуждения в случае нарушения содержащихся в нормах права велений.

Данные признаки и черты в той или иной мере отражаются в предла­гаемых разными авторами определениях нормы права. В частности, в од­них случаях нормы права рассматриваются как «установленные и обеспе­ченные государством правила поведения по отношению друг к другу, ука­затель, какие поступки они должны или могут совершать, а какие — нет, а также иные юридические правила, определяющие общие организацион­ные основы и принципы регулирования человеческого поведения»2. В других случаях под правовой нормой понимается также рассчитанное на «регулирование вида общественных отношений общее правило поведе­ния», установленное или санкционированное государством и охраняемое от нарушений с помощью мер государственного принуждения. Автор данного определения О. Э. Лейст подчеркивает, что норма права всегда есть «правило должного, обращенное в будущее»3.

В отличие от обычных команд, велений и распоряжений по конкрет­ным вопросам норма права адресована не отдельному лицу, а кругу лиц. Действие норм права не исчерпывается исполнением, а рассчитано на не­ограниченное число случаев, на многократное применение. Правовая

См.: Коркунов Н. М. Указ. соч. С. 260.

Общая теория права / отв. ред. А. С. Пиголкин. 2-е изд. М., 1998. С 159.

Теория государства и права. Курс лекций / отв. ред. М. Н. Марченко. Т. II. М., 1995. С. 70.

норма продолжает действовать после реализации ее в общественных от­ношениях и поведении людей.

2. Среди важнейших признаков и черт норм права следует особо ука­зать на их всеобщий характер. Норма права не предусматривает и не мо­жет предусмотреть в деталях каждое в отдельности жизненное обстоя­тельство. Она ориентируется лишь на типовые, вбирающие в себя сход­ные признаки и черты жизненные ситуации, при наличии которых воз­никает необходимость или потребность ее применения.

Норма права выступает в качестве своеобразной меры, равного мас­штаба, применяемого при оценке поведения людей. Она является крите­рием определения правильности или неправильности, точнее, правомер­ности или неправомерности действий различных субъектов правоотно­шений. Норма права выступает также в качестве своеобразного определи­теля соответствия или несоответствия воле законодателя образа действий и поведения в тех или иных предусмотренных нормами жизненных об­стоятельствах.

Степень общности норм права различна. В Российской Федерации, например, наиболее общий характер имеют Конституция, федеральные конституционные и федеральные законы. Они обращены ко всем без ис­ключения гражданам России, а некоторые из них - также к иностранцам и лицам без гражданства.

Таковы в Конституции РФ ст. 2, закрепляющая, что человек, его пра­ва и свободы «являются высшей ценностью» и что «признание, соблюде­ние и защита прав и свобод человека и гражданина» — обязанность госу­дарства; ст. 3 (ч. 4), предупреждающая, что «никто не может присваивать власть в Российской Федерации» и что захват власти или присвоение вла­стных полномочий преследуются по федеральному закону; ст. 54, провоз­глашающая, что закон, устанавливающий или отягчающий ответствен­ность, обратной силы не имеет и что «никто не может нести ответствен­ность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось пра­вонарушением».

На уровне субъектов Федерации наиболее общими являются нормы, обращенные к гражданам, проживающим на ее территории, а также к прибывающим в ее пределы лицам без гражданства и иностранцам.

К отличительным признакам и чертам нормы права как исходной ячейки всей системы права относится содержание и выражение в ней го­сударственной воли. В отечественной юридической литературе разных лет — в дореволюционных и послереволюционных источниках — на место государственной воли нередко ставилась воля монарха, господствующего слоя, элиты, наконец, господствующего класса. Исходя из этого норма права зачастую определялась в виде правила поведения, которое государ­ство «как организация классового господства признает необходимым для охраны интересов господствующего класса» и соблюдение которого оно обеспечивает всей мощью своей принудительной власти. 328

Между представлением о норме права как выразителе воли господ­ствующего слоя, группы или класса, с одной стороны, и как носителе го­сударственной воли — с другой, нет никакого, даже скрытого противоре­чия. Дело в том, что воля господствующего слоя, группы или класса для того, чтобы воплотиться в нормах права, стать их реальным содержани­ем, должна в обязательном порядке пройти через государственный нор-мотворческий механизм, трансформироваться в государственную волю. Разумеется, последняя в любом государстве носит не абстрактный, а вполне конкретный, соответствующий интересам власть имущих слоев, групп или классов характер и направлена на строго целевое в социаль­ном плане регулирование поведения всех участников правоотношений.

Важный признак и черта правовой нормы — ее представительно-обя­зывающий характер. Регулируя общественные отношения, норма права устанавливает (предоставляет) для одного участника этих отношений оп­ределенные полномочия или права, а на другого возлагает соотносящие­ся с ними юридические обязанности. Для одной стороны норма права предусматривает охраняемое и гарантируемое государством возможное поведение (право), а для другой стороны — обеспеченное угрозой госу­дарственного принуждения должное поведение (обязанность). Напри­мер, предоставляя гражданам России конституционное право на социаль­ное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законом, государство в то же время возлагает на органы государственно­го обеспечения соответствующие юридические обязанности.

Нормы права отличаются своей системностью и иерархичностью по отношению друг к другу, а также строго формальной определенностью.

Каждая норма права существует не сама по себе, не в изоляции от других норм, а в тесной взаимосвязи и взаимодействии, в единой системе с другими правовыми нормами. Кроме того, в отличие от иных социаль­ных норм, таких, скажем, как нормы морали, правовые нормы располага­ются не только по горизонтали, но и по вертикали.

Наконец, в числе специфических черт и особенностей норм права, как и самого права в целом, следует назвать их охрану и обеспеченность государственным принуждением. При этом речь идет не только и даже не столько о реально применяемом, сколько о потенциально существующем государственном воздействии на тех, кто не соблюдает требования норм права.

Наши рекомендации