Каков правовой статус членов российского парламента?
Эффективность деятельности Федерального Собрания и соответственно уровень реализации его функций во многом зависят от профессиональной подготовки и активности его членов — депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации.
Правовой статус их как членов парламента России, нередко именуемых в юридической литературе парламентариями, определяется соответствующими статьями Конституции РФ, Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (в ред. 1993 г.).
В соответствии с действующим законодательством член Совета Федерации и депутат Государственной Думы, кроме основных конституционно закрепленных прав и свобод человека и гражданина, наделяются также дополнительными правами и обязанностями. Характер и содержание их обусловлены исключительно принадлежностью тех или иных лиц к высшему законодательному и представительному органу страны — Федеральному Собранию. Полномочия этих лиц, так же как и их обязанности, имеют временный характер и прекращаются вместе с прекращением их парламентской деятельности.
Среди парламентских полномочий, принадлежащих членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы, следует выделить право законодательной инициативы, в соответствии с которым каждый парламентарий управомочен вносить по любым вопросам проект закона, который палата обязана рассмотреть.
В числе других прав парламентариев следует назвать право принимать участие в работе палат Федерального Собрания - в их пленарных заседаниях, в работе создаваемых ими органов, различных комитетов, рабочих групп, комиссий. Каждому члену Совета Федерации и депутату Государственной Думы принадлежит право решающего голоса при принятии решения на пленарных заседаниях своих палат, комитетов и комиссий, членами которых они являются.
Каждый парламентарий имеет право на получение всей необходимой для выполнения его парламентских функций официальной информации: право на инициирование парламентского запроса, направляемого от име-
ни палаты различным государственным органам и органам местного самоуправления; право на непосредственное обращение членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы в государственные органы, общественные объединения и органы местного самоуправления по вопросам, касающимся их деятельности; право на инициирование парламентских слушаний по различным социально значимым вопросам.
Все члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью, или депутатским иммунитетом. Объем и характер депутатской неприкосновенности не зависят от вида и форм конкретной депутатской деятельности и имеют временный характер. Неприкосновенность парламентариев распространяется только на период осуществления ими парламентских полномочий и заканчивается с окончанием срока их пребывания в Федеральном Собрании. Неприкосновенность членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы является весьма важной гарантией их деятельности и самостоятельности самого парламента.
Суть неприкосновенности парламентариев заключается в том, что они не могут быть задержаны, арестованы и подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления. Они также не могут быть подвергнуты личному досмотру, за исключением тех случаев, когда это особо предусматривается федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
Вопрос о лишении неприкосновенности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы решается самими палатами по представлению Генерального прокурора. По каждому случаю лишения неприкосновенности соответствующей палатой принимается мотивированное постановление.
В случае признания судом виновности члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы в совершении преступления у него досрочно прекращаются парламентские полномочия. Юридическим основанием для их досрочного прекращения является вступивший в законную силу обвинительный судебный приговор.
Другими основаниями для досрочного прекращения полномочий парламентария являются: смерть; признание решением суда недееспособным; признание в судебном порядке безвестно отсутствующим; утрата российского гражданства; письменное заявление депутата о сложении своих полномочий; поступление депутата на государственную службу; вхождение депутата в руководящие органы коммерческих организаций и др.
Наряду с предоставленными для выполнения парламентских функций полномочиями члены российского парламента наделяются также дополнительными обязанностями. Некоторые из них фактически совпадают с их правами, точнее - являются обратной стороной парламентских прав. Это, в частности, право и одновременно обязанность принимать 306
участие в заседаниях соответствующей палаты, в работе создаваемых ею комитетов и комиссий.
Другие обязанности существуют безотносительно их привязки к тем или иным конкретным правам. Это, например, обязанность парламентариев представлять в свою палату декларацию о доходах наряду с ее представлением в налоговую инспекцию; обязанность соблюдать правила парламентской этики; обязанность проводить определенную работу в избирательных округах, поддерживать постоянную связь с избирателями и др.
Говоря о правовом статусе членов парламента Российской Федерации в целом, нельзя не обратить внимание также на его особенности, имеющие место в каждой из палат. Они обусловлены теми различиями, которые существуют в конституционно-правовом статусе Государственной Думы и Совета Федерации, а также реальной неодинаковой ролью, которую они играют в механизме осуществления законодательной власти в современной России. Сравнивая их активность в законодательной сфере, нельзя не прийти к выводу о том, что Государственная Дума обладает большими законодательными полномочиями, нежели Совет Федерации. В соответствии с Конституцией РФ Государственная Дума может принимать ряд обычных законов самостоятельно, без участия Совета Федерации. В то же время Совет Федерации не имеет таких полномочий.