Каков правовой статус членов российского парламента?

Эффективность деятельности Федерального Собрания и соответст­венно уровень реализации его функций во многом зависят от профессио­нальной подготовки и активности его членов — депутатов Государствен­ной Думы и членов Совета Федерации.

Правовой статус их как членов парламента России, нередко именуе­мых в юридической литературе парламентариями, определяется соответ­ствующими статьями Конституции РФ, Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерально­го Собрания Российской Федерации» (в ред. 1993 г.).

В соответствии с действующим законодательством член Совета Феде­рации и депутат Государственной Думы, кроме основных конституцион­но закрепленных прав и свобод человека и гражданина, наделяются так­же дополнительными правами и обязанностями. Характер и содержание их обусловлены исключительно принадлежностью тех или иных лиц к высшему законодательному и представительному органу страны — Фе­деральному Собранию. Полномочия этих лиц, так же как и их обязанно­сти, имеют временный характер и прекращаются вместе с прекращением их парламентской деятельности.

Среди парламентских полномочий, принадлежащих членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы, следует выделить право законодательной инициативы, в соответствии с которым каждый парла­ментарий управомочен вносить по любым вопросам проект закона, кото­рый палата обязана рассмотреть.

В числе других прав парламентариев следует назвать право прини­мать участие в работе палат Федерального Собрания - в их пленарных заседаниях, в работе создаваемых ими органов, различных комитетов, ра­бочих групп, комиссий. Каждому члену Совета Федерации и депутату Го­сударственной Думы принадлежит право решающего голоса при приня­тии решения на пленарных заседаниях своих палат, комитетов и комис­сий, членами которых они являются.

Каждый парламентарий имеет право на получение всей необходимой для выполнения его парламентских функций официальной информации: право на инициирование парламентского запроса, направляемого от име-

ни палаты различным государственным органам и органам местного са­моуправления; право на непосредственное обращение членов Совета Фе­дерации и депутатов Государственной Думы в государственные органы, общественные объединения и органы местного самоуправления по во­просам, касающимся их деятельности; право на инициирование парла­ментских слушаний по различным социально значимым вопросам.

Все члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы об­ладают неприкосновенностью, или депутатским иммунитетом. Объем и характер депутатской неприкосновенности не зависят от вида и форм конкретной депутатской деятельности и имеют временный характер. Не­прикосновенность парламентариев распространяется только на период осуществления ими парламентских полномочий и заканчивается с окон­чанием срока их пребывания в Федеральном Собрании. Неприкосновен­ность членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы явля­ется весьма важной гарантией их деятельности и самостоятельности са­мого парламента.

Суть неприкосновенности парламентариев заключается в том, что они не могут быть задержаны, арестованы и подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления. Они также не могут быть подвергнуты личному досмотру, за исключением тех случаев, когда это особо предусматривается федеральным законом для обеспечения без­опасности других людей.

Вопрос о лишении неприкосновенности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы решается самими палатами по пред­ставлению Генерального прокурора. По каждому случаю лишения непри­косновенности соответствующей палатой принимается мотивированное постановление.

В случае признания судом виновности члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы в совершении преступления у него дос­рочно прекращаются парламентские полномочия. Юридическим основа­нием для их досрочного прекращения является вступивший в законную силу обвинительный судебный приговор.

Другими основаниями для досрочного прекращения полномочий парламентария являются: смерть; признание решением суда недееспособ­ным; признание в судебном порядке безвестно отсутствующим; утрата российского гражданства; письменное заявление депутата о сложении своих полномочий; поступление депутата на государственную службу; вхождение депутата в руководящие органы коммерческих организаций и др.

Наряду с предоставленными для выполнения парламентских функ­ций полномочиями члены российского парламента наделяются также до­полнительными обязанностями. Некоторые из них фактически совпада­ют с их правами, точнее - являются обратной стороной парламентских прав. Это, в частности, право и одновременно обязанность принимать 306

участие в заседаниях соответствующей палаты, в работе создаваемых ею комитетов и комиссий.

Другие обязанности существуют безотносительно их привязки к тем или иным конкретным правам. Это, например, обязанность парламента­риев представлять в свою палату декларацию о доходах наряду с ее пред­ставлением в налоговую инспекцию; обязанность соблюдать правила пар­ламентской этики; обязанность проводить определенную работу в изби­рательных округах, поддерживать постоянную связь с избирателями и др.

Говоря о правовом статусе членов парламента Российской Федера­ции в целом, нельзя не обратить внимание также на его особенности, имеющие место в каждой из палат. Они обусловлены теми различиями, которые существуют в конституционно-правовом статусе Государствен­ной Думы и Совета Федерации, а также реальной неодинаковой ролью, которую они играют в механизме осуществления законодательной власти в современной России. Сравнивая их активность в законодательной сфе­ре, нельзя не прийти к выводу о том, что Государственная Дума обладает большими законодательными полномочиями, нежели Совет Федерации. В соответствии с Конституцией РФ Государственная Дума может прини­мать ряд обычных законов самостоятельно, без участия Совета Федера­ции. В то же время Совет Федерации не имеет таких полномочий.

Наши рекомендации