Чем определяются особое место и роль государства в политической системе общества?
Вструктуре политической системы общества государство является объективно необходимым ее составным элементом на протяжении всей истории общественного развития. О современном нам государстве, писал по этому поводу еще в начале века известный юрист Л. Гумплович, мы знаем, «потому, что живем в нем, на каждом шагу ощущаем его деятельность, пользуемся его покровительством и призываем его на помощь. Относительно других существующих теперь государств нам дают сведения и статистика и газеты. Относительно же тех, которые существовали и которых уже нет, — история человечества». Какими «высшими благами, кроме голой жизни, пользуется человек, - делал вывод автор, — свободой и собственностью, семьей и личными правами, — всем этим он обязан государству»1.
Что же касается политических партий и различных общественных организаций, имеющих политический характер, то они могут появляться на определенных этапах развития политической системы общества и, выполнив возложенные на них задачи, исчезать.
В жизни общества, в экономике государство всегда выступает как политическая организация. Однако не следует абсолютизировать его политический характер и рассматривать лишь как чисто политический институт. Дело в том, что в многогранной деятельности государства, равно
Гумплович Л. Общее учение о государстве. СПб., 1910. С. 35.
как и его различных органов, имеются не только «чисто» политические, но и неполитические аспекты. Например, «чисто» организационные, финансовые, организационно-технические (связанные с разработкой и установлением всякого рода технических стандартов, норм). Они хотя и ассоциируются с политической деятельностью государства, но сами по себе не являются таковыми.
Аналогичная картина наблюдается применительно к отдельным государственным органам — парламенту, правительству, министерствам и ведомствам, конституционному суду (в тех странах, где он есть) и другим судебным институтам. Будучи неотъемлемыми составными частями политического по своей сути и характеру государственного механизма, они в то же время выполняют отнюдь не только политические функции. И в силу этого являются не только политическими органами и организациями, но и выполняют неполитические — экономические, финансовые и иные функции, играющие в структуре политической системы общества разнообразные роли.
Чем же определяется особое место государства в политической системе общества и его особая роль?
Отвечая на этот вопрос, необходимо обратить внимание на следующее.
Во-первых,государство в любой стране и на любом этапе развития общества выступает как самая массовая, самая широкая организация. Оно объединяет или по крайней мере стремится объединить вокруг себя все слои населения. Это закрепляется в конституциях и других основополагающих правовых актах. Об этом особенно ярко свидетельствуют конституции таких государств, например, как Россия, США, Швеция и др.
В Конституции США это стремление закрепляется в следующей формуле: «Мы, народ Соединенных Штатов, в целях образования более совершенного Союза, утверждения правосудия, охраны внутреннего спокойствия, организации современной обороны, содействия общему благосостоянию и обеспечения нам и нашему потомству благ свободы, учреждаем и вводим эту Конституцию для Соединенных Штатов Америки».
В Конституции Швеции содержится положение, согласно которому «вся государственная власть в Швеции исходит от народа. Правление шведского народа основывается на свободном формировании мнений и на всеобщем и равном избирательном праве. Правление осуществляется посредством государственного строя, основанного на представительной и парламентской системе, и посредством коммунального самоуправления» (§ 1).
Конституция Российской Федерации провозглашает, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» и что «народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления» (ч. 1, 2 ст. 3).
В идеале каждое современное государство стремится к тому, чтобы его формальная социальная основа, каковую составляют все граждане или подданные государства, превратилась бы в его реальную основу, которая складывается из его твердых сторонников, убежденных последователей внутренней и внешней его политики.
Во-вторых, государство как официальный представитель всего общества является собственником, а в странах с социалистической экономикой — монополистом основных орудий и средств производства.
Так, государственная (общенародная) собственность считалась, согласно ст. 11 Конституции СССР 1977 г., общим достоянием всего советского народа, основной формой социалистической собственности. Наряду с ней существовали и другие формы собственности такие, как колхозно-кооперативная и собственность различных общественных организаций, которая была им необходима для успешного выполнения стоящих перед ними уставных задач. Данные формы собственности играли значительную роль в развитии экономики и совершенствовании экономической системы советского общества в целом. Однако ведущая, главенствующая роль при этом неизменно принадлежала государственной собственности.
В настоящее время статус государственной собственности в нашей стране кардинально изменился. Согласно Конституции Российской Федерации 1993 г. она признается лишь как одна из равных в правовом отношении форм собственности наряду с частной, муниципальной и иными формами. Конституция закрепляет, что «земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории» и что «земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности» (ст. 9).
Однако, несмотря на изменение статуса государственной собственности в России, она по-прежнему продолжает играть в жизнедеятельности государства значительную роль. Наличие такого рода собственности у государства, несомненно, выделяет его как структурный элемент в системе других составных элементов политической системы общества и создает ему широкую возможность для активного воздействия на экономическую и социально-политическую жизнь.
В-третьих, государство как особый структурный элемент политической системы общества располагает специальным аппаратом, представляющим собой совокупность разнообразных органов и организаций, взаимосвязанных едиными принципами образования и функционирования и объективно необходимых для выполнения стоящих перед государством на различных этапах развития общества целей и задач.
Разумеется, у политических партий и общественных организаций тоже есть свои хорошо отлаженные и постоянно действующие аппараты.
Без них невозможно было бы нормальное функционирование данных организаций. Однако, в отличие от государственного аппарата, они не имеют в своей структуре таких органов, как милиция, суд, прокуратура, органы государственной безопасности. Кроме того, партийные и общественные органы не обладают, как это имеет место у государственных органов, государственно-властными полномочиями.
В-четвертых, государство выделяется среди различных элементов политической системы общества тем, что располагает разветвленной системой юридических средств, дающих ему возможность управлять многими отраслями экономики и эффективно воздействовать на все общественные отношения. Обладая государственно-властными полномочиями, различные государственные органы не только издают в рамках своей компетенции соответствующие нормативно-правовые и индивидуальные акты, но и обеспечивают их реализацию. Это достигается разными способами — путем воспитания, поощрения и убеждения, осуществления постоянного контроля за точным соблюдением этих актов, применения в необходимых случаях мер государственного принуждения.
В-пятых, в политической системе общества государство выделяется тем, что обладает суверенитетом. Суверенность государственной власти выступает как один из признаков государства. Содержание этого признака заключается в верховенстве государственной власти по отношению ко всем гражданам и образуемым ими негосударственным организациям внутри страны и в независимости (самостоятельности) государства вовне, в проведении внешней политики и построении отношений с другими государствами.
Названные особенности не исчерпывают всей специфики государства как элемента политической системы общества среди всех других его структурных элементов. Но они дают общее представление о нем самом, а также о факторах, определяющих его место и роль в политической системе.
Данные особенности государства, помимо всего прочего, позволяют взглянуть на него не только с формально-юридической стороны, с учетом его основных признаков и черт, но и с практической стороны, с точки зрения выполняемых им функций.
Функции как основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью, содержанием, а также стоящими перед ним целями и задачами, позволяют четко судить об уровне активности государства внутри страны и на международной арене, точнее определить характер его взаимоотношений как основного элемента политической системы общества с другими ее элементами, глубже изучить динамику повседневной деятельности государства при различных обстоятельствах, в разных условиях и сферах жизни общества. 202