Чем определяются особое место и роль государства в политической системе общества?

Вструктуре политической системы общества государство является объективно необходимым ее составным элементом на протяжении всей истории общественного развития. О современном нам государстве, писал по этому поводу еще в начале века известный юрист Л. Гумплович, мы знаем, «потому, что живем в нем, на каждом шагу ощущаем его деятель­ность, пользуемся его покровительством и призываем его на помощь. От­носительно других существующих теперь государств нам дают сведения и статистика и газеты. Относительно же тех, которые существовали и ко­торых уже нет, — история человечества». Какими «высшими благами, кро­ме голой жизни, пользуется человек, - делал вывод автор, — свободой и собственностью, семьей и личными правами, — всем этим он обязан го­сударству»1.

Что же касается политических партий и различных общественных организаций, имеющих политический характер, то они могут появляться на определенных этапах развития политической системы общества и, вы­полнив возложенные на них задачи, исчезать.

В жизни общества, в экономике государство всегда выступает как по­литическая организация. Однако не следует абсолютизировать его полити­ческий характер и рассматривать лишь как чисто политический инсти­тут. Дело в том, что в многогранной деятельности государства, равно

Гумплович Л. Общее учение о государстве. СПб., 1910. С. 35.

как и его различных органов, имеются не только «чисто» политические, но и неполитические аспекты. Например, «чисто» организационные, фи­нансовые, организационно-технические (связанные с разработкой и уста­новлением всякого рода технических стандартов, норм). Они хотя и ассо­циируются с политической деятельностью государства, но сами по себе не являются таковыми.

Аналогичная картина наблюдается применительно к отдельным госу­дарственным органам — парламенту, правительству, министерствам и ве­домствам, конституционному суду (в тех странах, где он есть) и другим судебным институтам. Будучи неотъемлемыми составными частями по­литического по своей сути и характеру государственного механизма, они в то же время выполняют отнюдь не только политические функции. И в силу этого являются не только политическими органами и организация­ми, но и выполняют неполитические — экономические, финансовые и иные функции, играющие в структуре политической системы общества разнообразные роли.

Чем же определяется особое место государства в политической систе­ме общества и его особая роль?

Отвечая на этот вопрос, необходимо обратить внимание на следую­щее.

Во-первых,государство в любой стране и на любом этапе развития об­щества выступает как самая массовая, самая широкая организация. Оно объединяет или по крайней мере стремится объединить вокруг себя все слои населения. Это закрепляется в конституциях и других основопола­гающих правовых актах. Об этом особенно ярко свидетельствуют консти­туции таких государств, например, как Россия, США, Швеция и др.

В Конституции США это стремление закрепляется в следующей фор­муле: «Мы, народ Соединенных Штатов, в целях образования более со­вершенного Союза, утверждения правосудия, охраны внутреннего спо­койствия, организации современной обороны, содействия общему благо­состоянию и обеспечения нам и нашему потомству благ свободы, учреж­даем и вводим эту Конституцию для Соединенных Штатов Америки».

В Конституции Швеции содержится положение, согласно которому «вся государственная власть в Швеции исходит от народа. Правление шведского народа основывается на свободном формировании мнений и на всеобщем и равном избирательном праве. Правление осуществляет­ся посредством государственного строя, основанного на представитель­ной и парламентской системе, и посредством коммунального самоуправ­ления» (§ 1).

Конституция Российской Федерации провозглашает, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федера­ции является ее многонациональный народ» и что «народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной вла­сти и органы местного самоуправления» (ч. 1, 2 ст. 3).

В идеале каждое современное государство стремится к тому, чтобы его формальная социальная основа, каковую составляют все граждане или подданные государства, превратилась бы в его реальную основу, ко­торая складывается из его твердых сторонников, убежденных последова­телей внутренней и внешней его политики.

Во-вторых, государство как официальный представитель всего общест­ва является собственником, а в странах с социалистической экономи­кой — монополистом основных орудий и средств производства.

Так, государственная (общенародная) собственность считалась, со­гласно ст. 11 Конституции СССР 1977 г., общим достоянием всего совет­ского народа, основной формой социалистической собственности. Наря­ду с ней существовали и другие формы собственности такие, как колхоз­но-кооперативная и собственность различных общественных организа­ций, которая была им необходима для успешного выполнения стоящих перед ними уставных задач. Данные формы собственности играли значи­тельную роль в развитии экономики и совершенствовании экономиче­ской системы советского общества в целом. Однако ведущая, главенст­вующая роль при этом неизменно принадлежала государственной собст­венности.

В настоящее время статус государственной собственности в нашей стране кардинально изменился. Согласно Конституции Российской Фе­дерации 1993 г. она признается лишь как одна из равных в правовом от­ношении форм собственности наряду с частной, муниципальной и ины­ми формами. Конституция закрепляет, что «земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей тер­ритории» и что «земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственно­сти» (ст. 9).

Однако, несмотря на изменение статуса государственной собственно­сти в России, она по-прежнему продолжает играть в жизнедеятельности государства значительную роль. Наличие такого рода собственности у го­сударства, несомненно, выделяет его как структурный элемент в системе других составных элементов политической системы общества и создает ему широкую возможность для активного воздействия на экономиче­скую и социально-политическую жизнь.

В-третьих, государство как особый структурный элемент политиче­ской системы общества располагает специальным аппаратом, представ­ляющим собой совокупность разнообразных органов и организаций, взаимосвязанных едиными принципами образования и функционирова­ния и объективно необходимых для выполнения стоящих перед государ­ством на различных этапах развития общества целей и задач.

Разумеется, у политических партий и общественных организаций то­же есть свои хорошо отлаженные и постоянно действующие аппараты.

Без них невозможно было бы нормальное функционирование данных ор­ганизаций. Однако, в отличие от государственного аппарата, они не име­ют в своей структуре таких органов, как милиция, суд, прокуратура, орга­ны государственной безопасности. Кроме того, партийные и обществен­ные органы не обладают, как это имеет место у государственных орга­нов, государственно-властными полномочиями.

В-четвертых, государство выделяется среди различных элементов по­литической системы общества тем, что располагает разветвленной систе­мой юридических средств, дающих ему возможность управлять многими отраслями экономики и эффективно воздействовать на все обществен­ные отношения. Обладая государственно-властными полномочиями, раз­личные государственные органы не только издают в рамках своей компе­тенции соответствующие нормативно-правовые и индивидуальные акты, но и обеспечивают их реализацию. Это достигается разными способа­ми — путем воспитания, поощрения и убеждения, осуществления посто­янного контроля за точным соблюдением этих актов, применения в необ­ходимых случаях мер государственного принуждения.

В-пятых, в политической системе общества государство выделяется тем, что обладает суверенитетом. Суверенность государственной власти выступает как один из признаков государства. Содержание этого призна­ка заключается в верховенстве государственной власти по отношению ко всем гражданам и образуемым ими негосударственным организациям внутри страны и в независимости (самостоятельности) государства во­вне, в проведении внешней политики и построении отношений с други­ми государствами.

Названные особенности не исчерпывают всей специфики государст­ва как элемента политической системы общества среди всех других его структурных элементов. Но они дают общее представление о нем самом, а также о факторах, определяющих его место и роль в политической сис­теме.

Данные особенности государства, помимо всего прочего, позволяют взглянуть на него не только с формально-юридической стороны, с уче­том его основных признаков и черт, но и с практической стороны, с точ­ки зрения выполняемых им функций.

Функции как основные направления деятельности государства, обу­словленные его сущностью, содержанием, а также стоящими перед ним целями и задачами, позволяют четко судить об уровне активности госу­дарства внутри страны и на международной арене, точнее определить ха­рактер его взаимоотношений как основного элемента политической сис­темы общества с другими ее элементами, глубже изучить динамику повсе­дневной деятельности государства при различных обстоятельствах, в раз­ных условиях и сферах жизни общества. 202


Наши рекомендации