Режим» и «политический плюрализм»?

1. Впроцессе познания окружающей человека политической дейст­вительности важное значение имеют политические категории и понятия. Среди них обращают на себя внимание «политические отношения».

По своей изначальной природе и характеру политические отношения представляют собой разновидность общественных отношений. Как и все другие общественные отношения, они: а) имеют волевой характер, возни­кают не стихийно, а сознательно, по воле людей; б) имеют целевой харак­тер, образуются в связи с решением вполне определенных — локальных или глобальных задач; в) в основе образования их лежат определенные социальные ценности и интересы; г) имеют индивидуализированный, конкретный характер, проявляющийся, в частности, в том, что субъекта­ми этих отношений являются вполне конкретные граждане, должност­ные лица, государство в целом, различные политические партии и об­щественно-политические объединения, отдельные институты; д) опосре­дуются, закрепляются и регулируются с помощью различных социальных норм, включая нормы права и морали.

Важнейшей отличительной особенностью политических отношений по сравнению с социальными, экономическими, идеологическими и дру­гими отношениями является возникновение и развитие их в связи с поли­тикой и по поводу политики.

Политика при этом понимается в самом широком смысле слова как сфера деятельности различных ее субъектов, связанная с отношениями между различными слоями общества, классами, этническими группами, нациями и другими социальными общностями, в основе которой лежит проблема завоевания, удержания или использования политической, и в особенности государственной власти. 186

Там, где невозможно захватить государственную власть, политиче­ские партии, другие субъекты политики, вступая в различные отношения друг с другом, стремятся оказывать влияние на процесс формирования и функционирования государственной власти.

Политические отношения составляют весьма важную часть всех обще­ственных отношений. Характер их и особенности процесса их возникно­вения, становления и развития обусловливаются типом государственной власти (рабовладельческая, феодальная и т. п.), особенностями государст­венного режима (демократический, автократический и т. д.), а также дру­гими факторами.

Находясь в неразрывной связи и взаимодействии с экономическими, социальными и иными отношениями, политические отношения оказыва­ют на них значительное влияние, подвергаясь, в свою очередь, с их сто­роны обратному влиянию.

В особенности это касается взаимосвязи и взаимодействия политиче­ских отношений с экономическими. Политические отношения, политика оказывают постоянное воздействие на экономические отношения, эконо­мику. А последняя, со своей стороны, предопределяет в конечном счете тип, характер и другие основные параметры самой политики.

2. Важной политической категорией является категория «политиче­ской борьбы»или, как ее чаще именуют, «политического конфликта».

Вотечественной и зарубежной политической и социологической нау­ке сложилось целое направление исследования конфликтов, возникаю­щих в различных сферах жизни общества1, включая политическую, а так­же между различными субъектами политических и иных отношений.

Политический конфликт определяется как противоборство двух или нескольких субъектов политических отношений, обусловленное несовмести­мостью (противоположностью) их интересов, потребностей, систем цен­ностей и знаний2.

Политический, так же как и любой иной, конфликт всегда связан с наличием определенных, как правило, весьма спорных, противоречи­вых внутренних и внешних обстоятельств и всегда имеет свой предмет. Под предметом политического конфликта понимаются объективно воз­никающие или же воображаемые потенциальными субъектами конфлик­та политические проблемы, служащие причиной спора и противостояния сторон.

В зависимости от используемых критериев политические конфликты подразделяются на различные виды. Например, в зависимости от продол­жительности (временной критерий) конфликты классифицируются на длительные, долгосрочные и краткосрочные; в зависимости от характера

См., например: Основы конфликтологии. М., 1997.

Политология. Курс лекций. 4-е изд. / отв. ред. М. Н. Марченко. М., 2004. С. 377.

субъектов, участвующих в политических конфликтах, — на конфликты от­дельных политических институтов (например, партий, государств и т. п.); в зависимости от используемых ресурсов — на конфликты идеологиче­ские, социально-политические, политико-экономические и др.

Среди авторов, занимающихся изучением конфликтов, нет единого мнения по вопросу, касающемуся их роли и значения в политической и иных сферах жизни общества. Спектр мнений весьма широк. Он охва­тывает собой суждения, сводящиеся, с одной стороны, к полному призна­нию позитивной роли политических и иных конфликтов в жизни общест­ва, а с другой — к их полному отрицанию. Истина, как обычно, находится на «золотой середине». Все оценки последствий тех или иных политиче­ских и других конфликтов должны основываться на знании характера и содержания этих конфликтов (искусственно создаваемые или естест­венно возникающие на базе противоречия между старым, отжившим и новым, нарождающимся), на понимании их природы, а также на учете многих других факторов.

3. Значительную роль в системе политических знаний играет катего­рия «политический режим».

Под политическим режимом понимается совокупность методов или способов осуществления политической власти в той или иной стране.

Политический режим охватывает собой все без исключения состав­ные части политической системы общества — ее структурные элементы, включая государство, политические партии и различные обществен­но-политические объединения.

По своему характеру, социальной природе и другим характеристикам политический режим весьма близко примыкает к государственному ре­жиму. В научной и учебной литературе он нередко отождествляется с го­сударственным режимом.

В академическом плане, на уровне первоначального изучения поли­тического режима, такое отождествление вполне допустимо. В подобном допущении нет принципиально значимых изъянов, ибо государственный режим, хотя и не распространяется на всю сферу политической жизни общества (например, на внутрипартийные или межпартийные связи), од­нако он является ядром, основой всей политической жизни общества и политического режима. Именно государственный режим в основе сво­ей определяет сущность, содержание и наиболее важные формы проявле­ния политического режима.

Что же касается более глубокого, научного познания политического режима, то отождествление его с государственным режимом является не­корректным, а следовательно — и недопустимым. Государственный ре­жим, распространяющийся лишь на внутригосударственную сферу жиз­ни общества - весьма важную, но тем не менее лишь составную часть всей политической сферы, не может отождествляться и подменять собой 188

весь политический режим, распространяющийся на всю сферу политиче­ской жизни общества и всю политическую систему.

4. С развитием отечественной политической науки в ее повседнев­ный научный оборот был введен термин и понятие «политический плюра­лизм».

Визначальном своем значении плюрализм (от лат. pluralis — множест­венный) означает философскую позицию, согласно которой в мире суще­ствует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия (называется плюрализмом в онтологии) или же — оснований и форм знаний (плюрализм в гносеологии)1.

Применительно к политической сфере жизни общества плюрализм оз­начает множественность политических партий, общественно-полити­ческих движений и объединений, разделяющих различные политические взгляды, политические программы и установки, различные политические те­чения.

В реальной действительности, на практике политический плюрализм следует рассматривать как принцип построения и функционирования по­литической системы общества.

Данный принцип не только провозглашается, но и конституционно закрепляется в некоторых странах. Так, в Конституции Российской Феде­рации признается и закрепляется «идеологическое многообразие» и «по­литическое многообразие, многопартийность» (пп. 1, 3 ст. 13).

Это означает, что в стране признается существование не только офи­циальной идеологии и политики (правящей партии и проправительствен­ных институтов, фактически разделяющих официальные взгляды), но и оппозиционных им политических институтов и идеологии.

Практическая реализация принципа политического плюрализма на­ряду с другими, аналогичными ему принципами, несомненно, свидетель­ствует о демократическом характере политической системы общества и существующего в стране политического режима.

Наши рекомендации