Режим» и «политический плюрализм»?
1. Впроцессе познания окружающей человека политической действительности важное значение имеют политические категории и понятия. Среди них обращают на себя внимание «политические отношения».
По своей изначальной природе и характеру политические отношения представляют собой разновидность общественных отношений. Как и все другие общественные отношения, они: а) имеют волевой характер, возникают не стихийно, а сознательно, по воле людей; б) имеют целевой характер, образуются в связи с решением вполне определенных — локальных или глобальных задач; в) в основе образования их лежат определенные социальные ценности и интересы; г) имеют индивидуализированный, конкретный характер, проявляющийся, в частности, в том, что субъектами этих отношений являются вполне конкретные граждане, должностные лица, государство в целом, различные политические партии и общественно-политические объединения, отдельные институты; д) опосредуются, закрепляются и регулируются с помощью различных социальных норм, включая нормы права и морали.
Важнейшей отличительной особенностью политических отношений по сравнению с социальными, экономическими, идеологическими и другими отношениями является возникновение и развитие их в связи с политикой и по поводу политики.
Политика при этом понимается в самом широком смысле слова как сфера деятельности различных ее субъектов, связанная с отношениями между различными слоями общества, классами, этническими группами, нациями и другими социальными общностями, в основе которой лежит проблема завоевания, удержания или использования политической, и в особенности государственной власти. 186
Там, где невозможно захватить государственную власть, политические партии, другие субъекты политики, вступая в различные отношения друг с другом, стремятся оказывать влияние на процесс формирования и функционирования государственной власти.
Политические отношения составляют весьма важную часть всех общественных отношений. Характер их и особенности процесса их возникновения, становления и развития обусловливаются типом государственной власти (рабовладельческая, феодальная и т. п.), особенностями государственного режима (демократический, автократический и т. д.), а также другими факторами.
Находясь в неразрывной связи и взаимодействии с экономическими, социальными и иными отношениями, политические отношения оказывают на них значительное влияние, подвергаясь, в свою очередь, с их стороны обратному влиянию.
В особенности это касается взаимосвязи и взаимодействия политических отношений с экономическими. Политические отношения, политика оказывают постоянное воздействие на экономические отношения, экономику. А последняя, со своей стороны, предопределяет в конечном счете тип, характер и другие основные параметры самой политики.
2. Важной политической категорией является категория «политической борьбы»или, как ее чаще именуют, «политического конфликта».
Вотечественной и зарубежной политической и социологической науке сложилось целое направление исследования конфликтов, возникающих в различных сферах жизни общества1, включая политическую, а также между различными субъектами политических и иных отношений.
Политический конфликт определяется как противоборство двух или нескольких субъектов политических отношений, обусловленное несовместимостью (противоположностью) их интересов, потребностей, систем ценностей и знаний2.
Политический, так же как и любой иной, конфликт всегда связан с наличием определенных, как правило, весьма спорных, противоречивых внутренних и внешних обстоятельств и всегда имеет свой предмет. Под предметом политического конфликта понимаются объективно возникающие или же воображаемые потенциальными субъектами конфликта политические проблемы, служащие причиной спора и противостояния сторон.
В зависимости от используемых критериев политические конфликты подразделяются на различные виды. Например, в зависимости от продолжительности (временной критерий) конфликты классифицируются на длительные, долгосрочные и краткосрочные; в зависимости от характера
См., например: Основы конфликтологии. М., 1997.
Политология. Курс лекций. 4-е изд. / отв. ред. М. Н. Марченко. М., 2004. С. 377.
субъектов, участвующих в политических конфликтах, — на конфликты отдельных политических институтов (например, партий, государств и т. п.); в зависимости от используемых ресурсов — на конфликты идеологические, социально-политические, политико-экономические и др.
Среди авторов, занимающихся изучением конфликтов, нет единого мнения по вопросу, касающемуся их роли и значения в политической и иных сферах жизни общества. Спектр мнений весьма широк. Он охватывает собой суждения, сводящиеся, с одной стороны, к полному признанию позитивной роли политических и иных конфликтов в жизни общества, а с другой — к их полному отрицанию. Истина, как обычно, находится на «золотой середине». Все оценки последствий тех или иных политических и других конфликтов должны основываться на знании характера и содержания этих конфликтов (искусственно создаваемые или естественно возникающие на базе противоречия между старым, отжившим и новым, нарождающимся), на понимании их природы, а также на учете многих других факторов.
3. Значительную роль в системе политических знаний играет категория «политический режим».
Под политическим режимом понимается совокупность методов или способов осуществления политической власти в той или иной стране.
Политический режим охватывает собой все без исключения составные части политической системы общества — ее структурные элементы, включая государство, политические партии и различные общественно-политические объединения.
По своему характеру, социальной природе и другим характеристикам политический режим весьма близко примыкает к государственному режиму. В научной и учебной литературе он нередко отождествляется с государственным режимом.
В академическом плане, на уровне первоначального изучения политического режима, такое отождествление вполне допустимо. В подобном допущении нет принципиально значимых изъянов, ибо государственный режим, хотя и не распространяется на всю сферу политической жизни общества (например, на внутрипартийные или межпартийные связи), однако он является ядром, основой всей политической жизни общества и политического режима. Именно государственный режим в основе своей определяет сущность, содержание и наиболее важные формы проявления политического режима.
Что же касается более глубокого, научного познания политического режима, то отождествление его с государственным режимом является некорректным, а следовательно — и недопустимым. Государственный режим, распространяющийся лишь на внутригосударственную сферу жизни общества - весьма важную, но тем не менее лишь составную часть всей политической сферы, не может отождествляться и подменять собой 188
весь политический режим, распространяющийся на всю сферу политической жизни общества и всю политическую систему.
4. С развитием отечественной политической науки в ее повседневный научный оборот был введен термин и понятие «политический плюрализм».
Визначальном своем значении плюрализм (от лат. pluralis — множественный) означает философскую позицию, согласно которой в мире существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия (называется плюрализмом в онтологии) или же — оснований и форм знаний (плюрализм в гносеологии)1.
Применительно к политической сфере жизни общества плюрализм означает множественность политических партий, общественно-политических движений и объединений, разделяющих различные политические взгляды, политические программы и установки, различные политические течения.
В реальной действительности, на практике политический плюрализм следует рассматривать как принцип построения и функционирования политической системы общества.
Данный принцип не только провозглашается, но и конституционно закрепляется в некоторых странах. Так, в Конституции Российской Федерации признается и закрепляется «идеологическое многообразие» и «политическое многообразие, многопартийность» (пп. 1, 3 ст. 13).
Это означает, что в стране признается существование не только официальной идеологии и политики (правящей партии и проправительственных институтов, фактически разделяющих официальные взгляды), но и оппозиционных им политических институтов и идеологии.
Практическая реализация принципа политического плюрализма наряду с другими, аналогичными ему принципами, несомненно, свидетельствует о демократическом характере политической системы общества и существующего в стране политического режима.