Политические права и свободы граждан

Вотечественном и зарубежном правоведении существует несколько вариантов классификации основных прав и свобод граждан. Одной из наи­более распространенных из них является классификация их в зависимо­сти от сфер жизнедеятельности граждан, от областей, в которых склады­ваются их права и свободы.

Согласно данной классификации различаются следующие три груп­пы прав и свобод: а) основные права граждан в области экономической и социально-культурной сферы жизни общества; б) основные права

См.: Философский энциклопедический словарь. М., 1993. С. 503.

и свободы граждан в области государственной и обществен­но-политической жизни ив) личные права и свободы граждан.

Вторую группу прав и свобод граждан в научной литературе нередко именуют политическими правами и свободами граждан.

Согласно действующей Конституции Российской Федерации к их числу следует отнести такие права и свободы граждан, которые не только официально провозглашаются, но и конституционно закрепляются.

Это прежде всего права на участие граждан в осуществлении государ­ственной власти. Данное право непосредственно вытекает из ст. 3 Кон­ституции России, в соответствии с которой «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Народ, согласно Конституции, осуществля­ет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления (п. 2 ст. 3).

С правом на участие граждан в осуществлении государственной вла­сти неразрывно связано также право на участие в управлении делами госу­дарства. Это право может быть реализовано гражданами России в соот­ветствии со ст. 32 Конституции как через своих представителей (депута­тов, выборных должностных лиц), так и непосредственно.

Конституция при этом особо закрепляет принцип равного доступа всех граждан к государственной службе. Данное конституционное поло­жение полностью соответствует требованиям Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого Генеральной Ассамбле­ей ООН в декабре 1966 г., согласно которому каждый гражданин должен без какой бы то ни было дискриминации и необоснованных ограничений «допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государствен­ной службе».

Принцип равного доступа граждан к государственной службе означа­ет наличие у них равных прав на занятие любой должности в соответст­вии со своими способностями и соответствующей профессиональной подготовкой без какой-либо дискриминации.

Ограничения в доступе к государственной службе, согласно россий­скому законодательству, в частности Положению о федеральной государ­ственной службе от 22 декабря 1993 г., могут допускаться лишь в следую­щих случаях: а) признание лица в судебном порядке недееспособным или ограниченно дееспособным; б) лишение гражданина судом права за­нимать государственные должности в течение определенного времени;

в) наличие заболевания, установленного в заключении медицинского уч­
реждения, препятствующего выполнению должностных обязанностей;

г) наличие близкого родства или свойства (родители, супруги, дети и др.)
с государственными служащими, если их служба связана с непосредст­
венной подчиненностью или непосредственной подконтрольностью од­
ного другому, и др.

К политическим правам и свободам граждан России, помимо назван­ных, следует отнести также: право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также уча­ствовать в референдумах (п. 2 ст. 32 Конституции РФ); право на обраще­ние как в государственные органы, так и в органы местного самоуправле­ния граждан лично или коллективно (ст. 33); право граждан на создание объединений, включая право создавать профессиональные союзы для за­щиты своих интересов (п. 1 ст. 30); право граждан «собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование» (ст. 31); право каждого гражданина «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию лю­бым законным способом», обладать «гарантированной свободой мысли и слова» (пп. 1, 4 ст. 29) и др.

Политические права и свободы являются весьма важными составны­ми частями политико-правового статуса граждан и играют труднопере-оценимую роль в жизни общества и государства.

Наши рекомендации