Государство, право и религия

Религия — это вера в сверхъестественное существо, в бога. "^го совокупность взглядов, идей, представлений на природу, общество и самого человека (мировоззрение) и совокупность правил поведения по отношению к богу, природе и другим людям, основанных на религиозном мировоззрении.

Религиозные нормы первобытного общества не составля­ли обособленной нормативной системы, они были вплетены 11 повседневную жизнь. Здесь существовали мононормы, ко­торые одновременно представляли собой нормы моральные, религиозные и выражались в форме обычаев, табу, ритуалов, мифов и т. п.

По мере развития общества, разделения труда деятель­ность [ю отправлению религиозных ритуалов, жертвоприно­шений, погребений институционализируется, появляется особая жреческая каста, верховный жрец. В качестве послед­него выступает обычно вождь-жрец, Светская и духовная власть еще не разделяются. Базилевс в древних Афинах, царь

4<99

Древнего Рима являются нс только военачальниками, судья­ми, но и верховными жрецами. У многих народов существует два царя (а иногда и более), один из которых осуществляет власть светскую, другой — духовную.

С появлением мировьк религий — христианства, ислама, буддизма — власть духовная, религиозная институционализи-руется в церкви — организации сложной, разветвленной, централизованной. Взаимоотношения государства и церкви на протяжении тысячелетий сложны и многообразны, их опи­саниям посвящены многие и многие сочинения. Поэтому ти­пизация этих отношений весьма сложна и затруднительна. Однако путем определенного упрощения, огрубления, схема­тизации этих отношений можно наметить основные их типы.

Прежде всего следует отметить, что любая власть должна иметь свой источник, свою опору. Власть республиканская видит свой источник в обществе, в народе, ибо это власть выборная. Власть монархическая, которая устанавливается на иных основаниях (наследование, переворот, свержение пред­шественника и т. п.), также нуждается в своей легитимации, оправдании своего существования. И на помощь ей приходит религия. Поэтому наиболее тесные связи светской и религи­озной власти мы видим в государствах монархических. Здесь зачастую происходит их слияние. В древних государствах мо­нарх обожествляется, считается богом земным (фараон в Египте, Ромул в Риме) или избранным богом (в Вавилоне, Индии, Китае и в других древневосточных государствах).

В новейшее время земным богом считался'император Японии. В декабре 1945 г. синтоистская религия Японии по директиве оккупационных властей была отделена от государ­ства, а в 1946 г. в новогоднем обращении к народу император отрекся от своего «божественного происхождения», но в на­стоящее время остается верховным жрецом синтоизма.

На протяжении столетий сложные отношения складыва­лись между светской и религиозной властью в христианских государствах. Христианская религия, как, впрочем, и любая другая, исходила из божественного происхождения всякой . власти (нет власти не от бога).

Католическая христианская религия институционализи-ровалась в жесткую, строго иерархическую организацию во главе с папой римским, охватывала своим влиянием многие государства. Церковная власть не знала границ государств.

Обладая большим влиянием, католическая церковь стреми­лась подчинить себе власть светскую (королей отдельнь1Х го­сударств), проводить идею цезарснапизма (папа одновремен­но и «цезарь», светский монарх). Церковь мыслилась как еди­ная духовная монархия. В знаменитой Булле 1302 г. папы Бо­нифация говорилось, что в руках папы находятся два меча (духовный и светский), светская власть (меч) должна нахо­диться в подчинении власти духовной, императоры и короли подчинены папе как вассалы Апостольского престола. Свет­ские законы могут быть отменены папой.

Римская церковь была могущественна экономически, и мела в своих руках огромные богатства, создавала рыцарские религиозные ордена, имела свои трибуналы. В борьбе с евро­пейскими монархами папы использовали такие сильнодейст­вующие средства, как наложение интердикта (запрет богос­лужений и обрядов в пределах определенного государства), отлучение от церкви императоров и королей. В XIII в. уста­навливается порядок коронации европейских монархов рим­ским папой.

Однако в итоге борьбы между духовной и светской властью светская власть освободилась от власти пап. Важную роль в ослаблении папской власти сыграла Реформация. Пос­ле Реформации в Европе складывается порядок полного су-черенитета светской власти. Короли назначают епископов, пользуются доходами с церковных земель. В Англии, напри­мер, образовалась самостоятельная англиканская церковь, церковные земли были обращены в государственную собст" ценность, главой церкви на основе принятых законов стал король Англии, высшим церковным органом стал государст­венный орган — Высокая комиссия. Законом определялся по­рядок богослужения. Короче говоря, светская власть подчи­нила себе власть духовную. Королева Англии и ныне является главой англиканской церкви.

Сложные отношения на протяжении веков складывались между государством и восточно-христианской православной церковью. В основном это был все-таки союз двух властей. Император Константин не только перенес столицу Римской империи в Константинополь, но и соединил силу империи с новой силой — христианской религией, тем самым упрочив и свою власть. Император Византии не обожествлялся, но считалось, что он получил власть от бога и является служи-

телем божьим. Церковь в Византии была крупной политиче­ской силой. Роль се главы — патриарха — значительна. Пат­риархи нередко становятся регентами малолетних императо­ров, вмешиваются в политическую борьбу за трон.

Единственным актом легитимации императора с VII в. становится венчание на престол в храме Святой Софии. Этот акт становится особенно важным, если учесть, что половина всех императоров Византии была лишена власти насильствен­но. Следовательно, вторая половина нуждалась в венчании на престол.

Однако и император сохранял некоторые полномочия церковной власти. Он мог низложить неугодного патриарха, имел право выбирать патриарха из трех кандидатур, рекомен­дованных церковными иерархами. Благодаря церкви импера­тор становился божественным, имел огромный авторитет, считался властителем Вселенной (ойкумены).

В Россию вместе с православной религией из Византии пришла и идея великого князя (царя), богом поставленного правителя и верховного судьи над православным народом, идея самодержавия (автократии). Самостоятельность (автоке-фальность) русской православной церкви во многом способ­ствовала становлению и укреплению централизованного Рос­сийского государства, сохранению его независимости.

Русская православная церковь никогда не ставила себя выше государства- Попытку если не возвысить, то поставить власть церковную на один уровень с государством сделал пат­риарх Никон. Никон считал себя равным царю Алексею, име­новал себя государем. Он встал в центре не только церковно­го, но и государственного правления. В отсутствие царя, когда тот отлучился на войну с Польшей (1654 г.), Никон правил как царь. К нему обращались как к «великому государю», го­товы были считать его выше царя. Однако в конце концов Никон был отстранен от патриаршества, и Церковный Собор (1667 г.) поставил государство выше церкви.

Реальное, полное подчинение церкви государству осу­ществил Петр I. После смерти патриарха Адриана Петр I не спешил с избранием нового патриарха. Церковными делами ведал монастырский приказ, а в 1721 г. Духовным регламен­том был учрежден Святейший синод. Эта духовная коллегия заменила власть патриарха. Представителем царя в Синоде

был обер-прокурор. Патриаршество было восстановлено только после февральской революции 1917 г.

Полное слияние власти государственной и религиозной наблюдается в исламских государствах. Пророк Мухаммед, основатель ислама, объединил арабские племена под лозун­гом борьбы с язычеством, создал арабское государство, он одновременно был военным и духовным вождем и верховным судьей, так же как и его последователи, первые четыре халифа, «заместители пророка», названные праведными.

В государствах, возникших впоследствии на развалинах Арабского халифата, власть духовная (имама) и светская (эмира) сосредоточивалась в едином лице. Эта власть рас­сматривалась как продолжение власти пророка Мухаммеда, данная Аллахом. Исламское государство и его глава рассмат­ривались как стоящие на службе ислама, исламского права, выполняя волю Аллаха.

Наличие двух относительно независимых друг от друга,главнейшихинститутов общества, государства и церкви, по­рождает и две правовыесистемы. В христианских государст­вах наряду со светским правом складывается правоканони­ческое, источником которого являются папские конституции, буллы,энциклики, декрсталии, рескрипты, решения церков­ныхсоборов и т. д. В 1500г. былсоставлен обширный свод канонического права(согриззпк сапотсО. Каноническое пра­во регулировало организациюцерковной власти, рассмотре­ниеспоров внутри церкви,отношения церковной собствен­ности,брачно-ссмейные отношения. Существовали церков­ные суды.Постепенно сфера канонического права сужалась, каки сфера церковных судов.

В православной церквитакже сложилоськаноническоеправо.По мере усиленияроли государствасфера канониче­ского права и церковной юрисдикции сужалась. Зачастую нормы канонического права, принятые церковью, нуждались всанкции монарха.

Итак, в истории монархических государствнаблюдаютсяразныемодели соотношения светской и духовной властей: их борьба заверховенство власти,верховенство церковной влас­ти надсветской, верховенство светскойвласти над религиоз­ной(духовной), их тесный союз и взаимная поддержка в раз­ных формах и полноеслияние властей.

| т

В республиканских государствах, как правило, церковь от­делена от государства.

В современных государствах наблюдается два основных вида статуса церкви:

1) наличие государственной церкви с привилегированным положением по сравнению с другими конфессиями: она осво­бождалась от налогов, получала субсидии от государства и т. д.;

2) режим отделения церкви от государства: признание не­вмешательства государства во внутрицерковную деятель­ность, отсутствие материальной помощи церкви, свобода со­вести. В свою очередь церковь не вмешивается в дела госу­дарства, каких-либо функций государственных не выполняет. Однако государство регламентирует деятельность религиоз­ных организаций путем принятия соответствующих законов. Церковь не участвует в политической жизни. Однако в ряде государств существуют христиан ско-демократические пар­тии, идеологической основой которых являются папские эн­циклики. Признается равноправие церквей. В ряде стран за­прещены тоталитарные религиозные организации (секты). В некоторых случаях отдается предпочтение какой-либо кон­фессии.

И наконец, в истории наблюдаются случаи преследования церкви и граждан по религиозным мотивам (преследование христиан в Древнем Риме, церкви и ее служителей в России в 20—30-х гг. XX в.). В Мексике церковь не наделена правом юридического лица. владения недвижимостью, запрещены религиозные обряды в общественных местах.

Наши рекомендации