Государство, право и религия
Религия — это вера в сверхъестественное существо, в бога. "^го совокупность взглядов, идей, представлений на природу, общество и самого человека (мировоззрение) и совокупность правил поведения по отношению к богу, природе и другим людям, основанных на религиозном мировоззрении.
Религиозные нормы первобытного общества не составляли обособленной нормативной системы, они были вплетены 11 повседневную жизнь. Здесь существовали мононормы, которые одновременно представляли собой нормы моральные, религиозные и выражались в форме обычаев, табу, ритуалов, мифов и т. п.
По мере развития общества, разделения труда деятельность [ю отправлению религиозных ритуалов, жертвоприношений, погребений институционализируется, появляется особая жреческая каста, верховный жрец. В качестве последнего выступает обычно вождь-жрец, Светская и духовная власть еще не разделяются. Базилевс в древних Афинах, царь
4<99
Древнего Рима являются нс только военачальниками, судьями, но и верховными жрецами. У многих народов существует два царя (а иногда и более), один из которых осуществляет власть светскую, другой — духовную.
С появлением мировьк религий — христианства, ислама, буддизма — власть духовная, религиозная институционализи-руется в церкви — организации сложной, разветвленной, централизованной. Взаимоотношения государства и церкви на протяжении тысячелетий сложны и многообразны, их описаниям посвящены многие и многие сочинения. Поэтому типизация этих отношений весьма сложна и затруднительна. Однако путем определенного упрощения, огрубления, схематизации этих отношений можно наметить основные их типы.
Прежде всего следует отметить, что любая власть должна иметь свой источник, свою опору. Власть республиканская видит свой источник в обществе, в народе, ибо это власть выборная. Власть монархическая, которая устанавливается на иных основаниях (наследование, переворот, свержение предшественника и т. п.), также нуждается в своей легитимации, оправдании своего существования. И на помощь ей приходит религия. Поэтому наиболее тесные связи светской и религиозной власти мы видим в государствах монархических. Здесь зачастую происходит их слияние. В древних государствах монарх обожествляется, считается богом земным (фараон в Египте, Ромул в Риме) или избранным богом (в Вавилоне, Индии, Китае и в других древневосточных государствах).
В новейшее время земным богом считался'император Японии. В декабре 1945 г. синтоистская религия Японии по директиве оккупационных властей была отделена от государства, а в 1946 г. в новогоднем обращении к народу император отрекся от своего «божественного происхождения», но в настоящее время остается верховным жрецом синтоизма.
На протяжении столетий сложные отношения складывались между светской и религиозной властью в христианских государствах. Христианская религия, как, впрочем, и любая другая, исходила из божественного происхождения всякой . власти (нет власти не от бога).
Католическая христианская религия институционализи-ровалась в жесткую, строго иерархическую организацию во главе с папой римским, охватывала своим влиянием многие государства. Церковная власть не знала границ государств.
Обладая большим влиянием, католическая церковь стремилась подчинить себе власть светскую (королей отдельнь1Х государств), проводить идею цезарснапизма (папа одновременно и «цезарь», светский монарх). Церковь мыслилась как единая духовная монархия. В знаменитой Булле 1302 г. папы Бонифация говорилось, что в руках папы находятся два меча (духовный и светский), светская власть (меч) должна находиться в подчинении власти духовной, императоры и короли подчинены папе как вассалы Апостольского престола. Светские законы могут быть отменены папой.
Римская церковь была могущественна экономически, и мела в своих руках огромные богатства, создавала рыцарские религиозные ордена, имела свои трибуналы. В борьбе с европейскими монархами папы использовали такие сильнодействующие средства, как наложение интердикта (запрет богослужений и обрядов в пределах определенного государства), отлучение от церкви императоров и королей. В XIII в. устанавливается порядок коронации европейских монархов римским папой.
Однако в итоге борьбы между духовной и светской властью светская власть освободилась от власти пап. Важную роль в ослаблении папской власти сыграла Реформация. После Реформации в Европе складывается порядок полного су-черенитета светской власти. Короли назначают епископов, пользуются доходами с церковных земель. В Англии, например, образовалась самостоятельная англиканская церковь, церковные земли были обращены в государственную собст" ценность, главой церкви на основе принятых законов стал король Англии, высшим церковным органом стал государственный орган — Высокая комиссия. Законом определялся порядок богослужения. Короче говоря, светская власть подчинила себе власть духовную. Королева Англии и ныне является главой англиканской церкви.
Сложные отношения на протяжении веков складывались между государством и восточно-христианской православной церковью. В основном это был все-таки союз двух властей. Император Константин не только перенес столицу Римской империи в Константинополь, но и соединил силу империи с новой силой — христианской религией, тем самым упрочив и свою власть. Император Византии не обожествлялся, но считалось, что он получил власть от бога и является служи-
телем божьим. Церковь в Византии была крупной политической силой. Роль се главы — патриарха — значительна. Патриархи нередко становятся регентами малолетних императоров, вмешиваются в политическую борьбу за трон.
Единственным актом легитимации императора с VII в. становится венчание на престол в храме Святой Софии. Этот акт становится особенно важным, если учесть, что половина всех императоров Византии была лишена власти насильственно. Следовательно, вторая половина нуждалась в венчании на престол.
Однако и император сохранял некоторые полномочия церковной власти. Он мог низложить неугодного патриарха, имел право выбирать патриарха из трех кандидатур, рекомендованных церковными иерархами. Благодаря церкви император становился божественным, имел огромный авторитет, считался властителем Вселенной (ойкумены).
В Россию вместе с православной религией из Византии пришла и идея великого князя (царя), богом поставленного правителя и верховного судьи над православным народом, идея самодержавия (автократии). Самостоятельность (автоке-фальность) русской православной церкви во многом способствовала становлению и укреплению централизованного Российского государства, сохранению его независимости.
Русская православная церковь никогда не ставила себя выше государства- Попытку если не возвысить, то поставить власть церковную на один уровень с государством сделал патриарх Никон. Никон считал себя равным царю Алексею, именовал себя государем. Он встал в центре не только церковного, но и государственного правления. В отсутствие царя, когда тот отлучился на войну с Польшей (1654 г.), Никон правил как царь. К нему обращались как к «великому государю», готовы были считать его выше царя. Однако в конце концов Никон был отстранен от патриаршества, и Церковный Собор (1667 г.) поставил государство выше церкви.
Реальное, полное подчинение церкви государству осуществил Петр I. После смерти патриарха Адриана Петр I не спешил с избранием нового патриарха. Церковными делами ведал монастырский приказ, а в 1721 г. Духовным регламентом был учрежден Святейший синод. Эта духовная коллегия заменила власть патриарха. Представителем царя в Синоде
был обер-прокурор. Патриаршество было восстановлено только после февральской революции 1917 г.
Полное слияние власти государственной и религиозной наблюдается в исламских государствах. Пророк Мухаммед, основатель ислама, объединил арабские племена под лозунгом борьбы с язычеством, создал арабское государство, он одновременно был военным и духовным вождем и верховным судьей, так же как и его последователи, первые четыре халифа, «заместители пророка», названные праведными.
В государствах, возникших впоследствии на развалинах Арабского халифата, власть духовная (имама) и светская (эмира) сосредоточивалась в едином лице. Эта власть рассматривалась как продолжение власти пророка Мухаммеда, данная Аллахом. Исламское государство и его глава рассматривались как стоящие на службе ислама, исламского права, выполняя волю Аллаха.
Наличие двух относительно независимых друг от друга,главнейшихинститутов общества, государства и церкви, порождает и две правовыесистемы. В христианских государствах наряду со светским правом складывается правоканоническое, источником которого являются папские конституции, буллы,энциклики, декрсталии, рескрипты, решения церковныхсоборов и т. д. В 1500г. былсоставлен обширный свод канонического права(согриззпк сапотсО. Каноническое право регулировало организациюцерковной власти, рассмотрениеспоров внутри церкви,отношения церковной собственности,брачно-ссмейные отношения. Существовали церковные суды.Постепенно сфера канонического права сужалась, каки сфера церковных судов.
В православной церквитакже сложилоськаноническоеправо.По мере усиленияроли государствасфера канонического права и церковной юрисдикции сужалась. Зачастую нормы канонического права, принятые церковью, нуждались всанкции монарха.
Итак, в истории монархических государствнаблюдаютсяразныемодели соотношения светской и духовной властей: их борьба заверховенство власти,верховенство церковной власти надсветской, верховенство светскойвласти над религиозной(духовной), их тесный союз и взаимная поддержка в разных формах и полноеслияние властей.
| т
В республиканских государствах, как правило, церковь отделена от государства.
В современных государствах наблюдается два основных вида статуса церкви:
1) наличие государственной церкви с привилегированным положением по сравнению с другими конфессиями: она освобождалась от налогов, получала субсидии от государства и т. д.;
2) режим отделения церкви от государства: признание невмешательства государства во внутрицерковную деятельность, отсутствие материальной помощи церкви, свобода совести. В свою очередь церковь не вмешивается в дела государства, каких-либо функций государственных не выполняет. Однако государство регламентирует деятельность религиозных организаций путем принятия соответствующих законов. Церковь не участвует в политической жизни. Однако в ряде государств существуют христиан ско-демократические партии, идеологической основой которых являются папские энциклики. Признается равноправие церквей. В ряде стран запрещены тоталитарные религиозные организации (секты). В некоторых случаях отдается предпочтение какой-либо конфессии.
И наконец, в истории наблюдаются случаи преследования церкви и граждан по религиозным мотивам (преследование христиан в Древнем Риме, церкви и ее служителей в России в 20—30-х гг. XX в.). В Мексике церковь не наделена правом юридического лица. владения недвижимостью, запрещены религиозные обряды в общественных местах.