Меркантилизм (идеология торговли), экономическая наука и экономическая политика
Путь от экономической мысли Аристотеля к экономической науке (классике) лежит через меркантилизм (от итал. mercante — купец) — первое экономическое мировоззрение. Меркантилизм по духу полностью соответствует тому, что Аристотель назвал хрематистикой, однако в иные времена (переходные от натурального хозяйства к товарному, или капитализму) существенно изменились и общественные нравы: обогащение стали признавать достойной человека целью.
В современных энциклопедиях, словарях и учебниках меркантилизм справедливо определяется как сложившееся в конце XV — середине XVI в. и значительно изменившееся во второй половине XVI — середине
XVIII в. мировоззрение купцов, в котором переплетаются наука (в зачаточном состоянии) и политика с преобладанием последней.
Следует подчеркнуть, что экономическая мысль развивается не случайно, а по необходимости — вслед за развитием самой экономики. Так, именно с превращением в результате появления мануфактур международной торговли (по-видимому, внутренний рынок начал складываться под воздействием внешнего) из случайного в постоянное занятие ранний меркантилизм, который принято называть монетарной системой, уступил место позднему меркантилизму — коммерческой, или мануфактурной, системе. Еще шаг, и появилась первая научная школа: физиократизм.
Интуитивно способствуя становлению капиталистического способа производства (превращению денег в капитал), меркантилизм заботится о привлечении в страну полноценных денег — золота и серебра. На раннем его этапе это обеспечивалось примитивной политикой: запретом вывоза благородных металлов, принуждением иностранных купцов расходовать в специально отведенных местах всю их выручку, наконец, знаменитая «порча монеты». На позднем этапе это более «тонкая» политика: запрет ввоза драгоценностей и иных предметов роскоши (чтобы деньги вкладывались не в них, а в мануфактуры), производство экспортной продукции и активный торговый баланс (превышение выручки от экспорта над затратами на импорт), наконец, «посредническая» торговля (логичнее было бы назвать ее «беспосреднической», так как речь идет о разрешении своим купцам вывозить деньги с тем, чтобы покупать за границей дешевле, чем это делают иностранные купцы, привозящие те же товары).
Для меркантилизма, независимо от стадии его развития, свойственно определение цели как богатства, а средства для ее достижения — как баланса, только монетаризм не признает иного баланса, кроме денежного, а коммерческая, или мануфактурная, система оперирует торговым балансом, в котором взаимно увязываются движение денег и движение товаров с целью получения прибыли. Нетрудно заметить, что купцы, воспользовавшись помощью государства на этапе раннего меркантилизма, на этапе зрелого меркантилизма уже берут инициативу на себя и пересматривают свои взгляды в направлении «невмешательства» государства и «свободы торговли» (не надо забывать, что речь идет о феодальном государстве кануна буржуазных революций).
Сравнивая меркантилизм как политику и как науку, следует иметь в виду их принципиальные различия: во-первых, политика невозможна без двойного стандарта («Что дозволено Юпитеру, не дозволено быку»), т. е. она не может частично не скрывать истину, тогда как наука призвана открывать истину и обосновывать ее как единственную, отметая заблуждения. Во-вторых, язык политики краток, она выражается лозунгами, которые часто меняет в зависимости от ситуации, тогда как наука всегда представляет собой стройную систему категорий, отражающую действительность как определенный (конкретный) строй отношений.
Меркантилизм, конечно, наукой можно назвать только с большими оговорками, но его историческая необходимость очевидна. Без поворота экономической мысли в сторону процесса производства, произошедшего на этапе развитого меркантилизма, экономическая классика (наука) не родилась бы.
Первыми в истории людьми, которые назвали себя экономистами, были физиократы во Франции XVIII в., чье восхождение совпадает с европейским Просвещением, в частности, с созданием французской Энциклопедии, облекшей идеи буржуазной революции в форму «естественного разума» и «естественного права». Для понимания существа экономической науки, исторически первой системой которой является физиокра-тизм, важно то, что «естественные» понятия явно претендуют на справедливость, т. е. объективность, непредвзятость суждений. Основополагающее достижение физиократов — знаменитая «экономическая таблица» (1763 и позже) Франсуа Кенэ, в которой он вывел балансовый метод на научную высоту. По существу это — идея межотраслевого баланса народного хозяйства, которая сегодня используется всеми промышленно развитыми странами в виде математических моделей как инструмента планирования.
Само слово «физиократия» обозначает оппозицию меркантилизму, призыв вернуться на землю (купцы, как известно, предпочитают морскую стихию, позволяющую в случае опасности быть привлеченным к ответственности за нарушение чужих прав «спрятать концы в воду»), и строить общественные отношения в соответствии с «естественным разумом», т. е. не закрывая глаза на то, откуда берется богатство нации. Источник этого богатства Кенэ называет производительным трудом, а людей, им занятых, — производительным классом, в отличие от других классов, на которые делится нация. Два других класса называются соответственно классом собственников (имеется в виду собственность на землю — основное средство производства) и бесплодным классом (так Кенэ не жалует всех горожан).
Доказательство своего тезиса глава первой научной школы берет «из жизни». Он рассуждает примерно так. Труд земледельца очевидно приумножает богатство, например, из одного зерна выращивается колос со многими зернами, ухаживание за скотом дает привес, приплод и т. д. Если же обратиться к тому, как поступают с продуктом земли в городе, то типичная картина, например, производство мебели: большая часть древесины идет в отходы и лишь незначительная ее часть приобретает полезную форму мебели. Сегодня каждый школьник найдет что возразить, но для того времени рассуждение выглядело убедительно. Правда, на стадии позднего физиократизма А. Р. Ж. Тюрго под натиском промышленной революции был вынужден признать, что горожане — не бесплодный (в смысле нахлебничества) класс, а класс, берущий у нации столько же, сколько и дающий, но пойти на признание за промышленным трудом
производительности, т. е. способности именно увеличивать богатство, и он не смог — слишком большое впечатление оказывал на разум экономический рост в его натуральном измерении.
Идея экономической таблицы проста: если расходуют (потребляют) все классы общества, а доход нации увеличивает (производит) только один класс, то следует так распределять продукт между всеми классами нации (необходимость воспроизводства нации в том виде, в каком она существует, под сомнение не ставится), чтобы обеспечить рост производительности труда фермеров, или производительного класса, в интересах всех.
Таким образом, главное отличие физиократизма от меркантилизма состоит в признании принципа примата производства, или в установлении того факта, что источник роста богатства нации находится не в сфере обращения, а в сфере производства. А помог открыть и обосновать этот принцип воспроизводственный подход: рассмотрение продукта данного акта (периода) производства как условия следующего за ним акта (периода) производства. Ведь если бы непроизводительные классы общества потребляли больше, чем необходимо для обеспечения более высокой производительности труда в каждом последующем акте (периоде) производства, то богатство нации не увеличивалось бы.
Впоследствии ученики Ф. Кенэ - А. Р. Ж. Тюрго и особенно А. Смит — поставили и начали теоретически решать проблему деления труда на производительный и непроизводительный, или на производительный только по форме и производительный по форме и по содержанию. Решить названную проблему удалось только К. Марксу, но если бы не предшественники, которым он отдает дань уважения на протяжении всех четырех томов «Капитала», ему не отчего было бы оттолкнуться собственно в теории. Марксу же принадлежит заслуга четкого различения труда и собственности с выделением своеобразной переходной формы — предпринимательской деятельности, или реализации капитала-функции, противоположного капиталу-собственности.
Физиократизм, как и меркантилизм, является и наукой, и политикой, но уже с преобладанием науки. Преобладание науки не означает, что политические лозунги совпадают с открытыми и обоснованными наукой законами «естественного разума», выраженными в строгой форме: научная строгость — не в краткости, наука использует столько слов, сколько необходимо для доказательства истины и разоблачения, или опровержения, заблуждений, и для политики это неприемлемо.
Образно говоря, политика заимствует у науки вершки без корешков, ту часть научной системы, которая обращена к практике и характеризует формы, в которых экономическая истина проявляется на поверхности общества и отражается в сознании «агентов» производства в целом, т. е. в единстве процессов производства и обращения. Как срезанные цветы радуют глаз меньше времени, чем цветы на корню, так и употребление 144
политикой выхваченных из контекста научных категорий, как своих, недолговечно. Как вянут и перестают радовать глаз срезанные цветы, так опошляются, вульгаризируются, превращаются в предрассудки и приносят не пользу, а вред научные категории, оторванные от своей основы — необходимых исторических фактов и соответствующей их развитию логики.
Другими словами, развитая экономика немыслима без функции управления ею так же, как большой симфонический оркестр — без дирижера. Естественным экономическим центром общества и таким же естественным его политическим центром является государство. Экономическая наука отражает этот факт хотя бы уже тем, что называется политической экономией.
Экономическая политика сегодня скрывается от объективного, научного исследования. Она относительно самостоятельна и сегодня сама себе судья. Особенно хорошо это видно в том факте, что правительства промышленно развитых стран никогда не несут ответственности за жертвы и разрушения, понесенные нациями в период проведения «экономических реформ». Наша страна здесь не исключение.
Сегодня более чем необходима наука экономической политики — не как подмена, а как дополнение науки политической экономии. Нет сомнений, что она появится в самом ближайшем будущем. В перекрестье политической экономии и экономической политики истина общественного прогресса должна открыться полнее, пока же кажется, что все, чего в мировой истории коснулась (сам собой получился каламбур: коснулась — стало косным) рука политики, все, что стало официальным, тут же (или по прошествии недолгого времени) обернулось разрухой и стало разлагаться. Конечно, это не так: политика (государство), как и все сущее, развивается и в новой конкретно-исторической форме существенно отличается от себя в старой форме (кому, например, требуется доказывать, что буржуазное государство — это не то же самое, что феодальное государство, а социалистическое государство — не то, что буржуазное?), однако каждая конкретно-историческая форма проходит «по кругу», т. е. наблюдается ее становление, развитие и отмирание.