Раздел iii. экономическая жизнь общества
Что такое экономика? Ее понятие и различные смысловые
Значения
1. Встрогом научном и философском смыслах экономика — это прежде всего отношения между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.
Строгость данного определения выражена двумя последними словами - «материальных благ». Именно отношения по поводу материальных благ объективно, по необходимости связывают всех людей воедино, т. е. делают (или не делают) их обществом.
Объективная необходимость, с одной стороны, сродни тому, что в физике называется сопротивлением материалов. В каждый данный момент изо всех известных способов преобразования трудом вещества природы в конкретную вещь, т. е. в материальное благо, есть один — наиболее экономичный, требующий минимальных затрат. Он, естественно, предпочтителен для нормального, находящегося в здравом уме человека. Но для удовлетворения необходимых общественных потребностей требуется совокупность вещей, между производством которых и разделяется весь труд. Каждому человеку, в конечном счете, находится такое место в системе общественного разделения труда, которое обеспечивает минимальные затраты труда (экономию) на производство совокупного общественного продукта, т. е. в масштабе всего общества. Таким образом люди как бы обмениваются способностями в процессе производства: каждый занимается тем, что ему удается лучше других, и производит это что-то для всех, потому что другие производят так же и для него. Адам Смит называл это своеобразным «меновым союзом», связывающим разделенных конкретным (частным) трудом людей воедино, в общество.
Общество объективно — не сумма индивидов или каких-либо имеющих свое особое лицо социальных групп и не «договор» между ними, предполагающий их равенство в качестве субъектов права, т. е. лиц, обладающих свободной волей и действующих в своем интересе. Человек не способен даже просто выжить в одиночку, вне связей с другими людьми, вне общества. В доказательство можно сослаться на науку, которой неизвестны археологические факты, свидетельствующие об обратном: любые вещи, или возникшие не естественным путем, а в результате труда предметы, указывают на совместный труд и тем самым на общество, частью которого является конкретный человек.
Но если это так, то общество есть полная и целостная совокупность отношений между людьми. Конкретный человек при таком взгляде получает относительное (изменяющееся) определение через его признание
(или непризнание) обществом в лице других конкретных людей, с которыми он прямо либо косвенно общается.
Люди производят и нематериальные блага, но их производство, во-первых, сопряжено (если не исчерпывается им) с обращением, или распределением, обменом и потреблением, материальных благ (например, хранение, транспортировка, расфасовка, упаковка, все виды «общественного счетоводства», техническое обслуживание, ремонт). Во-вторых, оно во многом носит сомнительный характер: «массовая культура» не выдерживает суда истории по причине растления человека, отвлечения его от духовного и душевного труда, направленного на развитие личности через усвоение классики. В-третьих, наиболее представительные нематериальные блага — духовные блага — производятся «случайно», в единственном числе, но этого бывает достаточно на века и тысячелетия. Такова классика во всех ее видах — искусства, религии, философии, математики, морали, политики, права, науки. Если бы люди не научились хранить и накапливать духовную культуру, то материальное производство осталось бы на примитивнейшем уровне, поскольку производство материальных благ есть в значительной мере (хотя и в порядке обратной связи) сознательное применение идеологии во всех ее формах, но особенно в форме так называемых социальных нормативов.
Процесс производства материальных благ, или отношения между людьми по поводу производимых материальных благ, естественно дополняется процессом их обращения, или отношениями между людьми по поводу произведенных материальных благ. Обращение вторично по отношению к производству, иначе надо было бы признать материальными благами то, что и без труда существует в природе. Люди, конечно, пользуются и «дарами» природы, но это — капля в море, практически все необходимое для нормального развития общества, как писал К. Маркс, производится им внутри и посредством определенной его организации, т. е. строя общественных отношений.
Как только продукт совместного труда оказывается готов, возникает вопрос о его присвоении, о собственности на него, или о его распределении между участниками производства. Вопрос этот непрост, в связи с чем уже в древнем праве возникли категории общей совместной и общей долевой собственности — как два принципиально разных пути решения. Практически в обоих случаях речь идет об установлении справедливого порядка пользования.
Но это для натурального хозяйства, своеобразным «пережитком» которого является и современное семейное, или домашнее, хозяйство. А в случае товарного хозяйства продукт вообще не нужен производителю для потребления, или пользования, и распределение имеет смысл только для последующего обмена своей доли на другой товар либо на деньги, в обмен на которые в конечном счете товаропроизводитель приобретает вещи, необходимые ему для потребления.
Экономический смысл потребления заключается в воспроизводстве потребителя в качестве производителя. Так, например, наемный работник, потребляя необходимые для этого продукты (предметы потребления), отчасти воспроизводит свою рабочую силу, или способность к труду. Отчасти потому, что для воспроизводства рабочей силы главным является непосредственное участие человека в производительном труде.
2. В сознании людей экономика находит свое отражение в виде образов и категорий. Их целостную «картину» сегодня тоже называют экономикой, тогда как до «перестройки и нового мышления» в этом случае употреблялись такие термины, как «политическая экономия», «экономическая наука», «экономическое учение», «учение о народном хозяйстве», «экономическая теория», «экономическая политика», «хозяйственное право», «хозяйственная этика», «философия хозяйства» и т. п. Таким образом, поколения в нашей стране сегодня говорят на разных языках. Плохо это, а не то, что слово «экономика» употребляется не в одном смысле. На то человеку и дан разум, чтобы разбираться в смыслах — мыслить и смыслить, размышлять и разуметь.
Что касается нормативного закрепления за каждым словом только одного смысла, то в масштабе нации и надолго это в принципе как невозможно, так и не способно привести к желаемому результату — устранению разночтения и последующих разномыслия и разнодействия, — поскольку в этом случае та же проблема воспроизводится на более низком уровне: различий в словарном запасе.
Экономика в смысле экономического знания выглядит следующим образом. Во-первых, экономическое знание выражается как в виде образов, так и в виде категорий и законов. Во-вторых, есть экономическая мысль, т. е. неполное или нецелостное (фрагментарное) отражение действительности, и экономическая теория, т. е. полное и целостное знание. В-третьих, выделяются эмпирическое (непосредственно чувственное, из личного опыта, живосозерцательное) и теоретическое знание экономики, не возможное без дополнения живого созерцания учетом статистики и абстрактным мышлением. В-четвертых, различаются гипотетические (логически выстроенные, исходя из единого принципа, но не проверенные на практике) и классические, или проверенные практикой, экономические теории. В-пятых, есть философские, научные либо правовые теории экономики и прочие экономические теории, в которых слова имеют более образный, чем категорический смысл.
Из всего богатства экономического знания следует выделить экономическую науку как самое строгое знание (в этом как его преимущество, так и недостаток: переходные эпохи, которые хронологически на порядок преобладают над эпохами классической зрелости, т. е. безоговорочного господства, какой-либо конкретно-исторической формы, невозможно отразить строгими научными категориями). В целостной системе научного знания принято выделять его классы с предметной (объектной) точки 138
зрения. Сегодня неоспоримо деление всей науки на две основные отрасли: естествознание и обществоведение, а также деление естествознания на физику, химию и биологию. Субординация знания внутри обществоведения — дело будущего, однако против того, что в нем аналогичное физике в естествознании место занимает экономическая наука мало кто возражает. Таким образом, это та печка, от которой приходится танцевать исследователю общества, какую бы специализацию он ни выбрал.
3. Третий смысл экономики — самый сложный, поскольку он, с одной стороны, относительно самостоятелен и выражается системой категорий, с другой стороны, он «снимает», как говорят философы-диалектики, т. е. включает в себя в подчиненном виде, первые два смысла. Получается три в одном. Но получается не всегда, а только в конечном счете.
Любое экономическое мировоззрение, т. е. полное отражение экономики, уже находящееся в голове действующего, чувствующего и мыслящего человека, воспринимается им наряду с живо созерцаемой и преобразуемой реальностью, которая тоже отражается в его голове. Естественно, происходит наложение свежевоспринимаемой действительности на духовно усвоенную субъектом (обществом, его отдельным классом или общественным индивидом) картину мира. В результате возможны два варианта: рождающее своеобразный «стереоэффект» совпадение и, напротив, несовпадение как в деталях, так и по существу. Только в случае совпадения общество становится действительным и разумным субъектом экономики (хозяйства). Тогда можно говорить о научной экономике (т. е. об экономике, основанной на выдержавшей проверку практикой науке), о правовой экономике, о философской экономике и т. д. Как видно, эти сочетания воспринимаются еще с сопротивлением, хотя, например, идею правовой экономики со времени «перестройки» в нашей стране постоянно «раскручивают», что требует огромных финансовых средств.
История распоряжается так, что ум порождает не только техническое, или внешне целесообразное простое умение — навык, но и глубоко понятое сложное умение, которое позволяет достигшему высшего мастерства субъекту импровизировать, и далее с необходимостью превращается в раз-ум и раз-умение, т. е. в революционный переход от данного способа производства к новому, лучшему. Естественно, сначала у общества нет навыка производить новым способом, но впоследствии он приобретается в результате как накопления опыта, так и обучения, и все повторяется на более высоком уровне. Можно представить себе историю в виде песочных часов, которые всякий раз, когда весь песок высыпается, переворачиваются «невидимой рукой», и отсчет времени начинается сызнова. Из расчета выпадает только время самого переворота.
Капитализм — самый революционный способ производства. Его созревание (1825 г.) ознаменовано тем, что раз в каждые 9—11 лет он коренным образом изменял технический базис производства, что влекло за собой изменение системы общественного разделения труда и, соответственно, социальной структуры общества, или деления его на классы, сосло-
вия (профессии) и т. д. Наш советский социализм трудно сравнивать с капитализмом, поскольку в нашей экономической истории до «перестройки» так и не произошло событие, подобное первому в мире промышленному циклическому кризису перепроизводства 1825 г. в Англии, однако самое большое во всемирной истории «экономическое чудо» — социалистическая индустриализация нашей страны в условиях не до конца преодоленной послевоенной разрухи и блокады со стороны империалистических (промышленно наиболее развитых) государств — не может не впечатлять, особенно на фоне нашей нынешней деиндустриализации.
Общественное сознание, как правило, отстает от общественного бытия (уровня развития экономики, народного хозяйства) «по определению», поскольку сознание (по-немецки Bewusstsein) есть осознанное бытие (по-немецки Sein). Но отставание отставанию рознь: одно дело — по объективным причинам, другое — в результате безграмотной политики. Например, сегодня в мире капиталистический способ производства не просто господствует, а «царит, но не правит», поскольку находится на своей высшей (с точки зрения хронологии, числовой шкалы времени) и последней (с точки зрения истории) стадии. Наука сделала этот факт достоянием общественности почти 100 лет назад, когда вслед за «Империализмом» Дж. Гобсона (Англия) и «Финансовым капиталом» Р. Гильфер-динга (Австрия) увидел свет «Империализм, как высшая стадия капитализма» В. И. Ленина (1916). Никаких опровержений нет и быть не может. Однако «в помощь» «развивающимся» странам «промышленно высокоразвитые» страны в лице «международных финансовых институтов» — прежде всего Международного валютного фонда и Мирового банка (бывшего Международного банка реконструкции и развития) — распространяют «рекомендации» (как условие предоставления финансовых средств) проводить реформы экономики, направленные на построение капитализма свободной конкуренции, что заведомо обрекает «новые индустриальные» страны на роль статистов в «мировой» экономике, зато странам-«ли-дерам» дает односторонние преимущества.
Сегодня, когда в мире, несмотря на как бы действующие национальные антимонопольные законодательства и соответствующие антимонопольные правительственные структуры, господствуют транснациональные корпорации (монополии), реально претендовать на суверенитет и равенство в международных экономических отношениях могут только монополии, и если в «недоразвитой» стране их нет в качестве результата эволюционного развития, то заменой им может служить только государственная монополия, которая при любом экономическом строе является естественной.