Что собой представляет гражданское общество?
Термин «гражданское общество» появился еще в античную эпоху. Многие философы отождествляли гражданское общество и государство.
Руссо связывал появление гражданского общества с возникновением частной собственности. Он писал: «Первый, кто огородил участок земли, придумал заявить: «Это мое!» — и нашел людей достаточно простодушных, был подлинным основателем гражданского общества»3. Кант под гражданским обществом подразумевал всеобщее правовое общество. Он считал, что «только в нем возможно наибольшее развитие природных задатков»4.
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 169-170.
Документы истории Великой французской революции: В 2 т. Т. 1. С. 314—315.
Roussau J.-J. Discours sur l'origine et les fondements de rinegalite parmi les hommes. Paris, 1965.
4 Кант И. Соч.: В 6 т. Т. 5. М. 1966. С. 465. 58
Большое значение анализу гражданского общества придавал Гегель. Пожалуй, он впервые в философии подробно рассмотрел атрибутивные характеристики гражданского общества. Его возникновение Гегель связывает с семьей. С течением времени, пишет немецкий философ, семья разбивается на множество семей, отношения которых друг к другу представляют уже не некое внутреннее единство, а нечто внешнее. Это положение Гегель называет ступенью дифференциации, когда утрачивается нравственность, являвшаяся базой семьи. Здесь совершается переход от семьи к гражданскому обществу. «Гражданское общество есть дифференциация, которая выступает между семьей и государством, хотя развитие гражданского общества наступает позднее, чем развитие государства; ибо в качестве дифференциации оно предполагает государство, которое оно, чтобы пребывать, должно иметь перед собой как нечто самостоятельное»1. Гегель считает, что лишь в современном ему мире создано гражданское общество, в котором каждый для себя является целью, а остальные для него как бы не существуют. Но без взаимодействия с другими нельзя добиться своей цели. Поэтому они используются как средство. Очевидно, Гегель имеет в виду буржуазное общество.
В гражданском обществе, отмечает Гегель, исчезают прежние формы отношений между людьми, когда традиции и обычаи выступали в роли правового механизма решения вопросов. В нем, скажем, проблемы собственности решаются посредством договоров и выполнения формальностей, которые порою кое-кому кажутся излишними. Но с этим надо считаться, так как формальности и договоры фиксируют волю индивида, которая должна быть признана другими индивидами. В этом Гегель видит позитивный элемент гражданского общества. Здесь же суд обретает свой действительный смысл, когда член гражданского общества имеет права и обязанности перед судом. Но он должен знать законы, потому что в противном случае право ему ничем не поможет.
Маркс много писал о гражданском обществе, но придавал этому термину совершенно другой смысл. Он под гражданским обществом подразумевал производственные отношения. В «Немецкой идеологии» вместо понятия производственных отношений употребляется понятие формы общения. Вот что Маркс говорит о гражданском обществе: «Форма общения, на всех существовавших до сих пор исторических ступенях обусловливаемая производительными силами и в свою очередь их обусловливающая, есть гражданское общество...»2 Оно «обнимает все материальное общение индивидов в рамках определенной ступени развития производительных сил. Оно обнимает всю торговую и промышленную жизнь данной ступени и постольку выходит за пределы государства и нации, хотя, с другой стороны, оно опять-таки должно выступать вовне в виде нацио-
1 Гегель В. Ф. Философия права. М, 1990. С. 228. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 35.
нальности и строиться внутри в виде государства. Выражение «гражданское общество» возникло в XVIII в., когда отношения собственности уже высвободились из античной и средневековой общности (Gemeinwesen). Буржуазное общество (burgerliche Gesellschaft) как таковое развивается только вместе с буржуазией; однако тем же именем всегда обозначалась развивающаяся непосредственно из производства и общения общественная организация, которая во все времена образует базис государства и всякой иной идеалистической надстройки»1. Как видно, немецкий термин «burgerliche Gesellschaft» обозначает как буржуазное общество, так и гражданское общество.
Поскольку Маркс вместо понятия формы общения начал применять категорию производственных отношений, он под гражданским обществом подразумевал буржуазное общество, т. е. общество, в котором следует различать bourgeois (буржуа) — члена гражданского общества и citoyen — гражданина государства. Буржуа как члена гражданского общества не следует путать с буржуем, т. е. человеком, эксплуатирующим другого человека.
Таким образом, гражданское общество формируется вместе с капиталистическим способом производства. Почему? Потому что именно при капитализме человек получает возможность действовать свободно в рамках существующих законов, выражать свои позиции по тем или иным вопросам, создавать политические партии, профессиональные союзы и организации, различного рода движения (молодежные, женские, спортивные и др.) и т. д. Иначе говоря, капитализм предполагает наличие не только официальных структур и институтов, но и неофициальных. Неофициальные структуры автономны, они функционируют в соответствии с принятыми в государстве законами. Они могут формировать общественное мнение. С ними считаются официальные органы власти. Такое общество потому и называется гражданским,что все граждане государства могут проявлять себя, могут открыто выражать свое отношение к тем или иным действиям официальных властей, могут протестовать против тех или иных решений государственных органов. И нередко под влиянием неофициальных структур официальные структуры вынуждены пересматривать свои решения.
Нельзя не отметить, что в классическом виде гражданское общество может существовать только в демократических государствах. Понятно, что в диктаторских капиталистических государствах не приходится говорить о гражданском обществе, хотя формально в таких государствах могут существовать и неофициальные структуры. Но они существуют в основном для внешнего потребления или подпольно. Само собой разумеется, формирование гражданского общества немыслимо в имперских государствах, т. е. в государствах, где доминирует политическое насилие. Кро-
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 35. 60
ме того, гражданское общество не формируется там, где доминируют естественные (кровнородственные) и личные, а не социальные связи.
Таким образом, гражданское общество — это такое общество, в котором наряду с официальными существуют неофициальные структуры в виде различных политических партий, организаций, движений, комитетов, ассоциаций, обществ, собраний и т. д., действующие в рамках существующих законов и оказывающие заметное влияние на официальные органы власти.