Что собой представляет гражданское общество?

Термин «гражданское общество» появился еще в античную эпоху. Многие философы отождествляли гражданское общество и государство.

Руссо связывал появление гражданского общества с возникновением частной собственности. Он писал: «Первый, кто огородил участок земли, придумал заявить: «Это мое!» — и нашел людей достаточно простодуш­ных, был подлинным основателем гражданского общества»3. Кант под гражданским обществом подразумевал всеобщее правовое общество. Он считал, что «только в нем возможно наибольшее развитие природных за­датков»4.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 169-170.

Документы истории Великой французской революции: В 2 т. Т. 1. С. 314—315.

Roussau J.-J. Discours sur l'origine et les fondements de rinegalite parmi les hommes. Paris, 1965.

4 Кант И. Соч.: В 6 т. Т. 5. М. 1966. С. 465. 58

Большое значение анализу гражданского общества придавал Гегель. Пожалуй, он впервые в философии подробно рассмотрел атрибутивные характеристики гражданского общества. Его возникновение Гегель свя­зывает с семьей. С течением времени, пишет немецкий философ, семья разбивается на множество семей, отношения которых друг к другу пред­ставляют уже не некое внутреннее единство, а нечто внешнее. Это поло­жение Гегель называет ступенью дифференциации, когда утрачивается нравственность, являвшаяся базой семьи. Здесь совершается переход от семьи к гражданскому обществу. «Гражданское общество есть дифферен­циация, которая выступает между семьей и государством, хотя развитие гражданского общества наступает позднее, чем развитие государства; ибо в качестве дифференциации оно предполагает государство, которое оно, чтобы пребывать, должно иметь перед собой как нечто самостоятель­ное»1. Гегель считает, что лишь в современном ему мире создано граж­данское общество, в котором каждый для себя является целью, а осталь­ные для него как бы не существуют. Но без взаимодействия с другими нельзя добиться своей цели. Поэтому они используются как средство. Очевидно, Гегель имеет в виду буржуазное общество.

В гражданском обществе, отмечает Гегель, исчезают прежние формы отношений между людьми, когда традиции и обычаи выступали в роли правового механизма решения вопросов. В нем, скажем, проблемы собст­венности решаются посредством договоров и выполнения формально­стей, которые порою кое-кому кажутся излишними. Но с этим надо счи­таться, так как формальности и договоры фиксируют волю индивида, ко­торая должна быть признана другими индивидами. В этом Гегель видит позитивный элемент гражданского общества. Здесь же суд обретает свой действительный смысл, когда член гражданского общества имеет права и обязанности перед судом. Но он должен знать законы, потому что в противном случае право ему ничем не поможет.

Маркс много писал о гражданском обществе, но придавал этому тер­мину совершенно другой смысл. Он под гражданским обществом подра­зумевал производственные отношения. В «Немецкой идеологии» вместо понятия производственных отношений употребляется понятие формы общения. Вот что Маркс говорит о гражданском обществе: «Форма обще­ния, на всех существовавших до сих пор исторических ступенях обуслов­ливаемая производительными силами и в свою очередь их обусловливаю­щая, есть гражданское общество...»2 Оно «обнимает все материальное об­щение индивидов в рамках определенной ступени развития производи­тельных сил. Оно обнимает всю торговую и промышленную жизнь дан­ной ступени и постольку выходит за пределы государства и нации, хотя, с другой стороны, оно опять-таки должно выступать вовне в виде нацио-

1 Гегель В. Ф. Философия права. М, 1990. С. 228. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 35.

нальности и строиться внутри в виде государства. Выражение «граждан­ское общество» возникло в XVIII в., когда отношения собственности уже высвободились из античной и средневековой общности (Gemeinwesen). Буржуазное общество (burgerliche Gesellschaft) как таковое развивается только вместе с буржуазией; однако тем же именем всегда обозначалась развивающаяся непосредственно из производства и общения обществен­ная организация, которая во все времена образует базис государства и всякой иной идеалистической надстройки»1. Как видно, немецкий тер­мин «burgerliche Gesellschaft» обозначает как буржуазное общество, так и гражданское общество.

Поскольку Маркс вместо понятия формы общения начал применять категорию производственных отношений, он под гражданским общест­вом подразумевал буржуазное общество, т. е. общество, в котором следует различать bourgeois (буржуа) — члена гражданского общества и citoyen — гражданина государства. Буржуа как члена гражданского общества не следует путать с буржуем, т. е. человеком, эксплуатирующим другого чело­века.

Таким образом, гражданское общество формируется вместе с капита­листическим способом производства. Почему? Потому что именно при капитализме человек получает возможность действовать свободно в рам­ках существующих законов, выражать свои позиции по тем или иным во­просам, создавать политические партии, профессиональные союзы и ор­ганизации, различного рода движения (молодежные, женские, спортив­ные и др.) и т. д. Иначе говоря, капитализм предполагает наличие не только официальных структур и институтов, но и неофициальных. Не­официальные структуры автономны, они функционируют в соответствии с принятыми в государстве законами. Они могут формировать общест­венное мнение. С ними считаются официальные органы власти. Такое общество потому и называется гражданским,что все граждане государст­ва могут проявлять себя, могут открыто выражать свое отношение к тем или иным действиям официальных властей, могут протестовать против тех или иных решений государственных органов. И нередко под влияни­ем неофициальных структур официальные структуры вынуждены пере­сматривать свои решения.

Нельзя не отметить, что в классическом виде гражданское общество может существовать только в демократических государствах. Понятно, что в диктаторских капиталистических государствах не приходится гово­рить о гражданском обществе, хотя формально в таких государствах мо­гут существовать и неофициальные структуры. Но они существуют в ос­новном для внешнего потребления или подпольно. Само собой разумеет­ся, формирование гражданского общества немыслимо в имперских госу­дарствах, т. е. в государствах, где доминирует политическое насилие. Кро-

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 35. 60

ме того, гражданское общество не формируется там, где доминируют ес­тественные (кровнородственные) и личные, а не социальные связи.

Таким образом, гражданское общество — это такое общество, в кото­ром наряду с официальными существуют неофициальные структуры в виде различных политических партий, организаций, движений, комите­тов, ассоциаций, обществ, собраний и т. д., действующие в рамках суще­ствующих законов и оказывающие заметное влияние на официальные ор­ганы власти.

Наши рекомендации