Типология политической власти
Всоциальной философии существуют различные типологии власти. Так, немецкий социолог М. Вебер считал, что имеются три вида легитимной власти. Первый вид опирается на авторитет нравов, которые неукоснительно следует соблюдать каждому члену общества. Это есть традиционное господство, имевшее место главным образом в патриархальном обществе. Второй вид связан с авторитетом «внеобыденного личного дара (Gnadengabe) (харизма), полная личная преданность и личное доверие, вызываемое наличием качеств вождя у какого-то человека: откровений, героизма и других, — харизматическое господство, как его осуществляет пророк, или - в области политического - избранный князь-военачальник, или плебисцитарный властитель, выдающийся демагог и политиче-
ский партийный вождь»1. Третий вид — это «легальное» господство, для которого характерно подчинение при выполнении установленных правил и норм. Вебер более подробно рассматривает второй вид господства, базирующийся на харизме. Люди проявляют личную преданность своему правителю, так как видят в нем спасителя и оказывают ему полное доверие. Они считают его настоящим лидером, потому что он обладает выдающимися чертами, которых у других нет. «Преданность харизме пророка или вождя на войне, или выдающегося демагога в народном собрании (Ekklesia) или в парламенте как раз и означает, что человек подобного типа считается внутренне «призванным» руководителем людей, что последние подчиняются ему не в силу обычая или установления, но потому что верят в него... Именно к личности вождя и ее качествам относится преданность его сторонников: апостолов, последователей, только ему преданных партийных приверженцев»2.
Можно представить и такую типологию власти. Первый тип — традиционная власть. Она присуща первобытному обществу, где власть не носит политического характера, а осуществляют ее вожди племен, исходя из существующих традиций, обычаев, моральных норм и принципов. Второй тип — это династическая власть, когда власть передается по династии. Она возникла еще в древнюю эпоху и доминировала в феодальном обществе. Остатки династической власти сохранились во многих современных западных странах (Великобритания, Дания, Швеция, Норвегия и др.). Третий тип — это конституционная власть. Субъекты власти избираются в соответствии с конституцией и с другими законодательными актами.
Политические отношения
Эти отношения складываются в процессе совместной деятельности классов и политических партий, социальных групп и индивидов, а также государств. Они проходят определенные этапы становления и формирования, изменяются вместе с изменением способа производства. Политические отношения, например, эпохи рабства, коренным образом отличаются от политических отношений буржуазного общества, хотя функции их в целом сохранились.
Политические отношения делятся на внешние и внутренние. Внутренние политические отношения касаются классов, партий, групп, индивидов политических движений и течений данного общества, и от их стабильности зависит стабильность социума. Они никогда не бывают абсолютно гармоничными, но когда усиливаются противоречия, например, между классами, то происходит социально-политический взрыв, что порою приводит к глубоким изменениям политических отношений.
1 Вебер М. Избр. произв. М, 1990. С. 646. Там же. С. 647.
Внешние политические отношения касаются взаимоотношений государств, которые вовлечены в орбиту международной политики. Наиболее близкие, но отнюдь не всегда дружеские отношения складываются между соседними государствами, так как они имеют больше точек соприкосновения.
Внутренние и внешние политические отношения неразрывно связаны между собой. Но примат принадлежит внутриполитическим отношениям, ибо от их стабильности зависит стабильность внешних политических отношений.
13. Политическая организация или система1
Политическая организация или система есть совокупность организаций, учреждений, институтов, призванных регулировать отношения между классами, группами, индивидами и т. д. для поддержания жизнедеятельности социума. Это прежде всего государство и политические партии. Все остальные многочисленные организации (спортивные, профсоюзные, молодежные, религиозные и др.) не являются политическими организациями, потому что политика непосредственно не входит в сферу их деятельности, хотя она их опосредованно касается.
Политические партии в строгом смысле слова, т. е. партии, профессионально и постоянно занимающиеся политической деятельностью и структурно оформленные как политические партии со своими учреждениями, возникли в эпоху капитализма. В докапиталистических классовых обществах роль таких партий выполняли различные группировки, которые после реализации определенных задач, как правило, распадались. В условиях буржуазных общественных отношений, когда власть разделилась на представительную (законодательную), исполнительную и судебную, когда усложнились классовые взаимоотношения и внутриклассовые различия, объективно возникла необходимость в существовании политических партий, выражающих интересы различных классов, слоев и социальных групп. Один и тот же класс может иметь несколько политических партий. Это связано с тем, что сами классы гетерогенны, и слои, находящиеся внутри класса, имеют не только общие, но и частные интересы, выразителями которых выступают партии.