Индивид, человек, личность: основные черты и особенности

Понятие индивида обозначает принадлежность к человеческому ро­ду. Оно не применимо к животным, так как ни одно животное не являет­ся индивидом. Отсюда следует, что понятие индивида есть социальное понятие. Но оно очень абстрактное, т. е. отвлеченное и слишком общее понятие, так как не указывает на те специфические черты, благодаря ко­торым индивид становится индивидуальностью. Формирование же инди­видуальных черт связано с природными и социальными факторами.

Человек есть биосоциальное существо. Он — часть природы, и его фор­мирование проходит сложный и длительный процесс. Он, как и другие природные существа, подвержен болезням, стареет и умирает. Он посто­янно должен удовлетворять свои потребности, чтобы не умереть от голо­да, должен иметь жилье, одеваться и обуваться, чтобы не умереть от холо­да и жары.

Но человек — не просто биологическое существо, а биосоциальное. Это значит, что он становится человеком только в обществе, только в оп­ределенных социальных условиях. Известны случаи, когда новорожден­ные дети похищались дикими животными. Те их не убивали по каким-то причинам и «воспитывали». Дети принимали повадки животных и остава­лись на их уровне, т. е. они не становились людьми. Ребенок — это чело­век в возможности, и, чтобы возможность была превращена в действи­тельность, он должен находиться среди людей и получить человеческое воспитание. Иначе говоря, он должен стать существом разумным, созна­тельно принимать те или иные решения и действовать целенаправленно.

Человек — существо творческое. Он создает материальные и духов­ные ценности. Он строит великолепные города, дома, мосты, станки, са­молеты и т. д. Он творит художественные произведения, пишет прекрас­ные стихи, создает живопись, занимается философией, историей, наукой, открывает закономерности развития природы и общества. Мы восторга­емся гениальной поэзией Пушкина, творчеством Лермонтова, Гоголя, Толстого, Гете, Бальзака и других великих писателей.

Человек - единственное существо, обладающее внутренним миром. У животных нет никакого внутреннего мира. Они воспроизводят себя как биологические существа. В отличие от животных человек воспроиз­водит не только свое биологическое, но и социальное существо. Поэтому человек должен удовлетворять не только свои материальные, но и духов­ные потребности. А удовлетворение духовных потребностей связано с формированием внутреннего (духовного) мира человека. Для этого че­ловеку необходимо много читать, интересоваться живописью, историей, философией, эстетикой, правом, этикой и другими духовными ценностя-




ми. Человек становится подлинным человеком лишь тогда, когда он обо­гащает себя всеми теми духовными богатствами, которые выработало че­ловечество на протяжении всего своего существования.

Но вне общества нет человека. Поэтому человеку приходится жить и трудиться в коллективе. Но у каждого человека есть свои интересы, ко­торые не всегда совпадают с интересами всего общества. И человек выну­жден бороться за свои интересы, за свое счастье, за свою семью. Иначе говоря, жизнь человека наполнена противоречиями, случайностями, зиг­загами, поворотами и т. д. В связи с этим возникает проблема смысла жизни. Один человек смысл своей жизни видит в том, чтобы жить в рос­кошных условиях, быть очень богатым, путешествовать, гулять, играть в казино, ездить на суперсовременных автомобилях. Одним словом, смысл жизни для него — это наслаждение. Другой человек смыслом сво­ей жизни считает духовное обогащение своего внутреннего мира. Для не­го материальные блага не имеют особого значения. Кто прав? Как всегда, истина находится посередине. Конечно, человек должен есть, пить, оде­ваться, иметь крышу над головой. Иначе он просто не выживет. Но если человек всю свою жизнь посвящает лишь удовлетворению материальных потребностей и совершенно не думает о своем духовном мире, то он.по существу ничем не отличается от животного. С другой стороны, если че­ловек не думает о своем материальном благополучии, а целиком и полно­стью посвящает свою жизнь обогащению своего духовного мира, то он просто-напросто не сможет физически выжить. Поэтому смысл жизни человека заключается в проявлении своих физических и духовных потен­ций. Это значит, что человек должен удовлетворять и материальные и ду­ховные потребности, ставить перед собой высокие цели и стремиться к их реализации.

Если человек — биосоциальное существо, то личность есть только со­циальное существо. Человек становится личностью только в обществе. Всякая личность — человек, но не всякий человек есть личность. Скажем, психически ненормальный человек не есть личность. Чтобы стать лично­стью, надо обладать определенными чертами. Прежде всего, личность должна обладать разумом. Личностью является конкретный человек как носитель разума, сознания. Чем полнее у человека развито сознание и его высшая форма — самосознание, тем ярче и полнее выглядит лич­ность.

Другая черта личности — ориентация в обществе. Она непосредствен­но связана с разумом. Разумный человек не только ориентируется в обще­стве, но и приносит определенную пользу ему. Следующей чертой лично­сти является личное достоинство. Настоящая личность уважает достоин­ство других и требует уважения к себе. Беспринципный человек, постоян­но приспосабливающийся к изменившимся социальным условиям и не имеющий собственного мнения, а повторяющий чужие мысли, собствен­но говоря, не есть подлинная личность. Настоящая личность имеет свое 24

лицо, свои убеждения, принципы и готова их отстаивать в любой ситуа­ции. Еще одна черта личности — способность нести ответственность за свои поступки и действия. Безответственный человек, строго говоря, не есть личность. Подлинная личность чувствует свою ответственность пе­ред семьей, коллективом и обществом.

Все перечисленные черты личности являются атрибутивными свойст­вами любой личности, но они проявляются по-разному в зависимости от конкретно-исторических условий и природных задатков самой личности.

2. Общество как целостное социальное образование: понятие и основные особенности

Универсум вечен во времени и бесконечен в пространстве. В этом ог­ромном мире, наполненном бесчисленным множеством галактик, звезд и солнечных систем, появление человечества на одной из сравнительно небольших планет — явление уникальное и, может быть, неповторимое, хотя все больше пишут о том, что где-то в необозримой Вселенной есть другие цивилизации со своей внутренней организацией и имманентной логикой развития. Конечно, следует допустить возможность обществен­ной жизни на других планетах, находящихся очень далеко от нас, ибо с точки зрения философии Земля не может быть единственным местом обитания homo sapiens (человека разумного). Сам землянин стремится к другим мирам, хочет познакомиться с обитателями иных планет. Но его возможности ограничены как природными, так и социальными условия­ми. Поэтому он ждет в гости к себе инопланетянина, который, как часто утверждают, прилетает на неопознанных объектах, но ни с кем не хочет общаться.

Однако оставим журналистам, любителям сенсаций, и писате­лям-фантастам то, что пока наукой не доказано. Мы еще раз констатиру­ем, что на Земле должны были сложиться специфические природные ус­ловия, породившие социальную форму движения. Об уникальности соци­альной жизни на Земле В. П. Алексеев пишет: «Значительное своеобра­зие Земли как планеты объясняется наличием крупного спутника, вызы­вающего приливные волны, способствовавшие выходу жизни из воды на сушу, принадлежностью центральной звезды — Солнца — к плоской под­системе звезд, не попадающих в области взрывных процессов в Галакти­ке, что предохраняет жизнь на Земле от смертоносного воздействия тер­моядерных реакций, возраст которых заведомо больше времени сущест­вования жизни на Земле. Земля, как местообитание человечества, пред­ставляет собой, следовательно, нетривиальную точку Вселенной, она ха­рактеризуется известной уникальностью и под углом зрения астрофизи­ческих закономерностей»1.

Работами Ж-Бюффона, Ж-Ламарка, а также Э. Зюсса, предложивше­го в 1875 г. термин «биосфера», В. И. Вернадского и многих других было

Алексеев В. П. Становление человечества. М., 1984. С. 17.

доказано, что живые организмы постоянно взаимодействуют и оказыва­ют определенное влияние на геологические процессы. Особенно велика роль В. И. Вернадского в исследовании биосферных явлений. Он писал, что биосфера, обнимающая весь земной шар, состоит из живых веществ и неживых (косных) тел, которые находятся в состоянии постоянного об­мена. «Можно дать, — отмечал выдающийся ученый, — картину эволюции биосферы с альгонгка, резче с кембрия в течение 500—800 млн лет. Био­сфера не раз переходила в новое эволюционное состояние. В ней возник­ли новые геологические проявления, раньше не бывшие. Это было, на­пример, в кембрии, когда появились крупные организмы с кальциевыми скелетами, или в третичное время (может быть, конец мелового), 15—80 млн лет назад, когда создавались наши леса и степи и развилась жизнь крупных млекопитающих. Это переживаем мы и сейчас, за последние 10—20 тыс. лет, когда человек, выработав в социальной среде научную мысль, создает в биосфере новую геологическую силу, в ней не бывшую. Биосфера перешла или, вернее, переходит в новое эволюционное состоя­ние - в ноосферу - перерабатывается научной мыслью социального чело­вечества»1.

В живом веществе наблюдаются резкие изменения. Оно постоянно приспосабливается, меняется в зависимости от внешних и внутренних (самого организма) условий. Но с ходом геологического времени некото­рые организмы вымирали или же вследствие длительных мутационных процессов переходили в иные живые вещества, появлялись и новые орга­низмы. Одним словом, постоянный и непрерывный эволюционный про­цесс природы в конечном итоге привел к возникновению человека и че­ловечества. С этого момента начинается ноосфера (термин был предло­жен Э. Леруа), т. е. сфера разума, когда в мироздании центральное место занял антропос (человек). Но, как писал Тейяр де Шарден, «человек не статический центр мира, как он долго полагал, а ось и вершина эволю­ции, что много прекраснее»2.

Процесс антропогенеза (происхождение человека) и процесс социо-генеза (происхождения общества) представляют единый процесс. Иначе говоря, человек и общество возникли одновременно и нельзя их противо­поставлять друг другу. Формирование человека связано не только с его социализацией, в которой решающую роль сыграл труд (собственно гово­ря, без труда не было бы и человека), но и с изменением и совершенство­ванием его биологической организации.

Общество есть качественно новое образование, имеющее свои законы и имманентную логику. Поэтому при его исследовании необходимо исхо­дить именно из этого качественного отличия, чтобы не скатиться на по-

Вернадский В. И. Научная мысль как планетарное явление. М., 1991. С. 23-24.

Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987. С. 40. 26

зиции натурализма и социального дарвинизма, широко распространенно­го в Х1Хв.

Но что такое общество? На этот вопрос даются самые разные ответы. Приведем некоторые из них. Н. Д. Кондратьев пишет, что «человеческое общество есть реальная совокупность людей»1. Но это не есть определение общества, ибо оно не несет никакой научной и теоретической нагрузки, не раскрывает сущность общества. Совокупностями людей могут быть любые группы людей: студенческие, рабочие, профессиональные, спор­тивные, политические и т. д. и т. п. Но совершенно ясно, что их нельзя назвать обществами в научном смысле слова. Тривиальна истина о том, что нет людей без общества, но и нет общества без людей.

Н. Д. Кондратьев понятие общества применяет к животному и расти­тельному миру. «Может показаться странным, — пишет он, — что мы рас­сматриваем человеческое общество лишь как вид общества в целом наря­ду с обществами животных в тесном смысле и даже с растительными со­обществами. Однако в этом нет ничего ни странного, ни спорного. Если мы желаем понять ту или иную область действительности как она есть. Но это факт, что существуют растительные общества и общества живот­ных в тесном смысле слова»2. На мой взгляд, это ошибочное утвержде­ние. Распространение понятия общества на растительный и животный мир может привести (о чем пишет сам Н. Д. Кондратьев) к исчезновению качественной разницы между человеком и органическим миром. А это абсолютно недопустимо, если хотим адекватно отражать реальную дейст­вительность. Нет общества без сознательной деятельности людей. Ни в растительном, ни в животном мире нет такой сознательной деятельно­сти.

Общество представляет собой совместную форму деятельности людей по производству материальных и духовных ценностей. Оно, как уже отме­чалось, возникло на определенном этапе эволюции природы. В его осно­ве лежит труд, который носит коллективный, т. е. общественный, харак­тер. В процессе совместного производства ценностей люди не могут не взаимодействовать, не могут не вступать в определенные производствен­ные отношения (первобытный человек не мог охотиться в одиночку, нельзя производить в одиночку и современную сложнейшую технику). Поэтому Маркс был абсолютно прав, когда писал, что общество есть про­дукт взаимодействия людей.

В процессе совместной деятельности людей складываются опреде­ленные материальные и духовные отношения, без которых ни одно обще­ство не может существовать. Поэтому общество еще можно определить как совокупность материальных и духовных отношений. Конечно, дан-

Кондратьев Н. Д. Основные проблемы экономической статики и динамики // Со­циология. М,. 1991. Вып. 1. Общество и сферы смысла. С. 73.

Там же.

ные отношения меняются на протяжении всего исторического процесса. С их изменением изменяется и общество.

Общество не есть механический агрегат, оно представляет собой сис­тему, в которой все элементы связаны между собой и постоянно взаимо­действуют. Общество есть самодостаточная система. Это значит, что для своего развития оно не нуждается ни в каких внешних толчках или си­лах.

Таким образом, общество коренным образом отличается от природы, и было бы неверно редуцировать его к природным процессам и феноме­нам. Но было бы неверно также игнорирование влияния природы на формирование общественных отношений. Природа и общество — две стороны единой медали, и потому изучение общества без анализа при­родных явлений, без выяснения их влияния на развитие и функциониро­вание социума (общества) немыслимо, ибо хотя человечество в процессе своего развития как бы постоянно отдаляется от природы, тем не менее оно всегда должно помнить, что в основании его лежат природные фак­торы и что природа для него всегда будет alma mater. Поэтому правомер­но было бы говорить о социоестественной истории, т. е. о такой истории, которая включает в себя не только чисто социальные, но и природные факторы.

На формирование общественных отношений огромное влияние ока­зывали (и оказывают) природные условия. Люди селились в местах, при­годных для жизни, их хозяйственная деятельность во многом определя­лась географической средой. Так, жители берегов рек и морей занима­лись рыболовством, тогда как в степных районах — скотоводством, земле­делием и т. д. А в жизни горских народов центральное место отводилось охоте и скотоводству, так как горные районы почти не были пригодны для земледелия, но зато диких животных было в изобилии.

На Востоке (Китай, Индия), как известно, не было частной собствен­ности на землю, что объяснялось в первую очередь климатическими ус­ловиями. Земледелие нуждалось в оросительных системах, а частные ли­ца не имели ни средств, ни сил для строительства крупных каналов. По­этому государство сосредоточивало в своих руках всю собственность на землю. Оно поддерживало в хорошем состоянии старые ирригационные системы и вместе с тем всячески стремилось к строительству новых. По­ливное рисоводство средневекового Востока привело к экономическому превосходству над Западом.

Природные условия оказывают влияние и на формирование куль­туры, традиций, обычаев и т. д. У горских народов, например, традиции и обычаи (уважение к старшим, к женщинам, резкая реакция на оскорби­тельные выпады кого-нибудь, кровная месть и т. д.) во многом складыва­лись под влиянием тяжелых природных условий.

Итак, природа является естественным фактором развития человечест­ва, и ее законы всегда будут проявляться в той или иной форме в собст-

венно социальной организации людей. Но вместе с тем, как уже отмеча­лось, переход к социуму есть качественный скачок к иной форме движе­ния - к социальной форме, несводимой к низшим формам движения ма­терии.

Общество и его законы

Законы общества и законы природы отличаются друг от друга как по характеру действий, так и по диапазону. Во-первых, законы природы бо­лее долговечны, чем законы общества. Во-вторых, законы природы есть законы стихийных сил, тогда как законы общества есть законы созна­тельной деятельности людей. Специфика их состоит в том, что они про­являются как законы-тенденции, пробивают себе дорогу через множество случайностей и массовых явлений. Кстати сказать, отсюда и трудности их изучения и исследования.

Общество, как я уже писал, имеет свои законы развития и функцио­нирования (например, закон о решающей роли материального производ­ства в общественном развитии, закон о соотношении производства и по­требления, закон стоимости, закон о производстве и воспроизводстве в общественной жизни и т. д.), которые, с одной стороны, существуют не­зависимо от воли и желаний людей, но с другой — являются продуктом сознательной деятельности людей. Эти законы могут быть всеобщими, действующими на протяжении всей человеческой истории; частными — действующими на определенном отрезке времени исторического процес­са, или специфическими — проявляющимися в том или ином конкретном социальном организме.

Общественные законы делятся на общие, частные и единичные. Об­щие законы действуют на протяжении всей человеческой истории (ска­жем, закон о решающей роли материального производства), частные ох­ватывают определенные общественно-экономические формации (напри­мер, закон стоимости), единичные законы действуют на протяжении од­ной формации (закон промышленной резервной армии).

Наши рекомендации