Принцип национального суверенитета
Без преувеличения можно сказать, что для всего человечества Версальский договор 1783 г. имел не меньшее, а скорее даже большее значение, чем для самих США. Впервые со времени Вестфальского мира 1648 г., обеспечившего международ-
3 - 8970 65
Т1111 |
но-правовое признание Республики Соединенных Провинций, монархические страны признали государство, родившееся в результате не династических комбинаций, а народного восстания. Вопреки династическому праву они санкционировали право граждан на создание государства и выбор той формы правления, которую они пожелали. По сути дела Версальский мирный договор 1783 г. зафиксировал факт капитальной важности: ведущие державы и монархии Европы признали право народа на самоопределение, т.е. его право создавать государство, определять его законы и границы, формировать правительство по своему усмотрению.
Благодаря образованию США в практику международных отношений конца XVIII в. вошел новый принцип — национального суверенитета. Он вытекал из теории национального суверенитета. Ее обосновали и пропагандировали европейские просветители, ею прямо руководствовались колонисты. Суть этой теории заключается в праве самих граждан решать, что плохо или хорошо для их страны, определять законы и порядок управления, наконец, выбирать правительство.
Суверенитет означает: высшая власть. В Средние века суверенами называли монархов, которые в то время и считались носителями высшей власти и источником права. По мере развития и укрепления системы единых и централизованных государств возникло понятие суверенного государства, которым управляет полновластное правительство и законы которого действуют на всей территории. Вестфальский мир 1648 г. признал суверенные государства главными действующими лицами на арене международной политики.
В теории национального суверенитета ключевым является понятие нации, которую просветители определяли как совокупность свободных граждан. Гражданин же, по их определению, — это человек, сознающий как свои права, так и обязанности и не желающий ни поступаться первыми, ни отлынивать от вторых. В представлении просветителей, отличие гражданина от простого подданного какого-либо монарха заключалось в том, что подданный был готов безропотно исполнять свои обязанности, руководствуясь преданностью монарху, и не имел никаких прав, кроме тех, которые по своей милости даровал ему монарх в виде привилегий или «вольностей». Гражданин же сознавал, что права и свободы принадлежат ему по праву рождения, а не по чьей-либо милости, и он исполнял обязанности, повинуясь чувству долга, своим интересам и справедливым законам, которые установил для себя вместе со своими согражданами. Теория национального суверенитета предполагала, что источником высшей власти является нация.
Теория национального суверенитета, выдвинутая просветителями, затрагивала прежде всего сферу отношений между гражданами и государством, т.е. внутреннюю политику. Но из нее прямо вытекало право граждан влиять и на внешнюю политику государства. Из представления о том, что именно нация является источником высшей власти, просветители выводили се право самостоятельно определять свои границы, характер отношений с другими государствами, защищать на международной арене свои интересы, преследовать поставленные цели и т.д.
Образование и международно-правовое признание США грозили перевернуть всю существующую систему международных отношений. Она до сих пор базировалась на балансе сил, торговом и государственном интересе, династическом принципе, на праве правительств и монархов решать все важные вопросы международной жизни. Именно поэтому, например, голландцы почти три четверти столетия ждали, пока другие страны признают Республику Соединенных Провинций в качестве полноценного государства. Они создали государство вопреки общепринятым в то время правилам образования и упразднения государств (вспомним о многочисленных войнах из-за раздела наследства), на основе волеизъявления сословий. Призови они представителя какого-либо королевского дома в качестве нового монарха, возможно, им не пришлось бы так долго дожидаться международно-правового признания. Если английская монархия в XVIII в. сдалась гораздо быстрее, чем испанская в XVI—XVII вв., и признала независимость своих мятежных колоний, то очевидно, причиной тому было Просвещение, идеалы и ценности которого стали достоянием широких общественных слоев. Благодаря деятельности просветителей в Европе сложилось общественное мнение, с которым не могли не считаться правительства и которое оказывало большое влияние на их действия.
Война за независимость британских колоний в Северной Америке и Версальский договор 1783 г. по существу являлись опровержением тех принципов, на которых основывалась Вестфальская система международных отношений. Вслед за Семилетней войной, территориальными переменами в Восточной и Юго-Восточной Европе они еще больше расшатали ту систему международных отношений, которая сложилась в Европе в середине XVII века.