Статья 6. Полномочия органов внутренних дел
1. Органы внутренних дел в пределах своей компетенции обязаны:
1) защищать жизнь, здоровье, права и свободы человека и гражданина от противоправных посягательств;
2) принимать, регистрировать и рассматривать заявления или сообщения о происшествии, совершенном или готовящемся уголовном или административном правонарушении, информировать заявителя о принятом решении в установленном законодательством порядке;
3) оказывать помощь физическим лицам, пострадавшим от противоправных посягательств, происшествий и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для их жизни и здоровья;
4) осуществлять общие, специальные и индивидуальные меры профилактики правонарушений;
5) осуществлять патрулирование;
6) осуществлять контроль за соблюдением правил дорожного движения и нормативов, относящихся к обеспечению безопасности дорожного движения, регулировать дорожное движение;
7) осуществлять выдачу водительских удостоверений, государственную регистрацию транспортных средств по идентификационному номеру и их учет;
8) выявлять и пресекать административные правонарушения, осуществлять производство по делам об административных правонарушениях;
9) доставлять в медицинские организации или органы внутренних дел лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность;
10) осуществлять поиск, задерживать и доставлять в специальные медицинские учреждения лиц, уклоняющихся от назначенных решением суда принудительных мер медицинского характера;
11) доставлять в центры адаптации несовершеннолетних безнадзорных детей в возрасте от трех до восемнадцати лет, а также детей, оставшихся без попечения родителей или лиц, их заменяющих;
12) обеспечивать охрану общественного порядка при проведении массовых мероприятий;
13) пресекать массовые беспорядки, групповые неповиновения;
14) осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и гражданской обороны, обеспечению режима чрезвычайного или военного положения;
15) осуществлять государственный контроль за субъектами, занимающимися охранной деятельностью, монтажом, наладкой и техническим обслуживанием средств охранной сигнализации, и за деятельностью специализированных учебных центров по подготовке и повышению квалификации работников, занимающих должности руководителя и охранника в частной охранной организации;
16) осуществлять охрану физических лиц и объектов, подлежащих государственной охране;
17) производить досмотр лиц, их вещей, транспортных средств при обеспечении пропускного режима на объектах, подлежащих государственной охране;
18) выдавать удостоверение личности и паспорт гражданина Республики Казахстан, вид на жительство иностранца в Республике Казахстан, удостоверение лица без гражданства, формировать индивидуальные идентификационные номера и вести Национальный реестр индивидуальных идентификационных номеров;
19) обеспечивать оформление материалов гражданства, определять принадлежность (непринадлежность) к гражданству Республики Казахстан;
20) осуществлять учет граждан Республики Казахстан, их регистрацию и снятие с регистрации по месту жительства, оформление документов на выезд за пределы Республики Казахстан на постоянное место жительства;
21) принимать меры по пресечению незаконной иммиграции, учету и регистрации иностранцев и лиц без гражданства, контролировать соблюдение ими установленных правил въезда, выезда, пребывания в Республике Казахстан и транзитного проезда через территорию Республики Казахстан;
Примечание РЦПИ!
Подпункт 22) предусмотрен в редакции Закона РК от 30.12.2016 № 41-VI (вводится в действие с 01.01.2021).
22) осуществлять дактилоскопирование, фотографирование трудовых иммигрантов и формировать их учет;
23) выдавать иностранцам и лицам без гражданства визы на выезд из Республики Казахстан, разрешения на временное пребывание и постоянное проживание в Республике Казахстан;
24) осуществлять процедуры присвоения, продления, лишения и прекращения статуса беженца, выдачу удостоверения беженца, проездного документа, свидетельства лица, ищущего убежище;
25) осуществлять контроль в форме проверок и иных формах за соблюдением физическими и юридическими лицами установленных правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему, гражданских пиротехнических веществ и изделий с их применением, наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
26) выдавать:
направления:
физическим лицам на комиссионную продажу гражданского оружия и патронов к нему;
юридическим лицам на комиссионную продажу гражданского и служебного оружия и патронов к нему;
заключения:
физическим лицам на ввоз на территорию Республики Казахстан, вывоз с территории Республики Казахстан, а также транзит через территорию Республики Казахстан единичных экземпляров гражданского оружия и патронов к нему;
юридическим лицам на:
соответствие гражданского и служебного оружия и патронов к нему криминалистическим требованиям;
ввоз на территорию Республики Казахстан, вывоз с территории Республики Казахстан и транзит через территорию Республики Казахстан гражданского и служебного оружия и патронов к нему;
разрешения:
физическим лицам на приобретение, хранение, хранение и ношение, перевозку гражданского оружия и патронов к нему;
юридическим лицам на:
приобретение, хранение гражданских пиротехнических веществ и изделий с их применением;
приобретение, хранение, хранение и ношение, перевозку гражданского и служебного оружия и патронов к нему;
открытие и функционирование стрелковых тиров (стрельбищ) и стендов;
ввоз на территорию Республики Казахстан, вывоз с территории Республики Казахстан и транзит через территорию Республики Казахстан наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
27) принимать меры по обезвреживанию и уничтожению обнаруженных взрывчатых материалов, боеприпасов и взрывных устройств;
28) контролировать состояние антитеррористической защищенности объектов, уязвимых в террористическом отношении, за исключением объектов Республики Казахстан, охраняемых Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями Республики Казахстан, а также специальными государственными органами, и исполнение их руководителями требований, предусмотренных Законом Республики Казахстан "О противодействии терроризму";
29) принимать участие в проведении антитеррористических операций и охранных мероприятий;
30) выявлять, предотвращать, пресекать и раскрывать уголовные правонарушения, в том числе путем проведения оперативно-розыскных мероприятий;
31) задерживать лиц, совершающих уголовные или административные правонарушения;
32) устанавливать причины и условия, способствующие совершению уголовных правонарушений, принимать меры, направленные на их устранение;
33) осуществлять досудебное производство по уголовным делам;
34) проводить розыск лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения и отбытия уголовного наказания и иных мер уголовно-правового воздействия, исполнения решения суда, пропавших без вести;
35) исполнять судебные акты, требования судей, постановления, предписания и требования прокурора, а также письменные поручения следователя, дознавателя в ходе досудебного производства по уголовным делам;
36) оказывать содействие судебным исполнителям в принудительном исполнении исполнительных документов;
37) принимать меры безопасности в целях защиты жизни и здоровья лиц, подлежащих государственной защите, и их имущества;
38) содержать лиц в специальных учреждениях органов внутренних дел, обеспечивать их охрану и конвоирование;
39) исполнять приговоры и постановления суда в отношении осужденных, обеспечивать соблюдение порядка и условий отбывания наказаний, охрану учреждений уголовно-исполнительной системы;
40) обеспечивать санитарно-эпидемиологическое благополучие и охрану здоровья лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы и специальных учреждениях органов внутренних дел;
41) требовать от лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, а также состоящих на учете служб пробации, исполнения обязанностей, возложенных на них законом и судом;
42) обеспечивать законность, правопорядок в учреждениях уголовно-исполнительной системы;
43) обеспечивать собственную безопасность;
44) обеспечивать защиту сведений, составляющих государственные секреты, и ведомственный контроль за соблюдением режима секретности;
45) обеспечивать соблюдение требований информационной безопасности;
46) обеспечивать защиту персональных данных;
47) обеспечивать накопление, сохранность и учет документов Национального архивного фонда Республики Казахстан и иных документальных материалов о деятельности органов внутренних дел, выдавать физическим и юридическим лицам архивные справки;
48) представлять по запросу уполномоченного органа по финансовому мониторингу сведения из собственных информационных систем в соответствии с законодательством Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
49) представлять по запросам уполномоченного органа в области реабилитации и банкротства сведения по находящимся в производстве уголовным делам, возбужденным по преступлениям против собственности в отношении должников, признанных в установленном законом порядке банкротом или в отношении которых применена реабилитационная процедура;
50) осуществлять межведомственную координацию деятельности по обеспечению общественной безопасности;
51) осуществлять иные обязанности, предусмотренные законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
2. Органы внутренних дел в пределах своей компетенции имеют право:
1) требовать от физических и юридических лиц соблюдения законодательства Республики Казахстан, прекращения противоправных действий, а в случае невыполнения этих требований применять соответствующие меры принуждения;
2) проверять у физических лиц документы, удостоверяющие их личность, а также другие документы, необходимые для проверки соблюдения установленных правил, контроль за выполнением которых возложен на органы внутренних дел;
3) вызывать в органы внутренних дел физических лиц и представителей юридических лиц по находящимся в производстве материалам и делам, получать от них объяснения и показания, документы, их копии, а при неявке подвергать в установленном порядке приводу;
4) запрашивать у руководителей или иных должностных лиц объектов, уязвимых в террористическом отношении, независимо от форм собственности сведения об исполнении ими требований, предусмотренных Законом Республики Казахстан "О противодействии терроризму";
5) запрашивать у субъектов охранной деятельности информацию об исполнении ими требований, предусмотренных Законом Республики Казахстан "Об охранной деятельности";
6) вносить физическим и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания, представления об устранении причин и условий, способствующих совершению уголовных или административных правонарушений;
7) устанавливать сотрудничество на гласной и негласной основе с гражданами для реализации задач, возложенных на органы внутренних дел;
8) поощрять граждан, отличившихся в охране общественного порядка;
9) пресекать незаконные формы выражения общественных, групповых или личных интересов и протеста;
10) проводить освидетельствование лиц на предмет установления факта употребления психоактивного вещества и состояния опьянения, а при невозможности – доставлять в медицинские учреждения для освидетельствования;
11) останавливать и досматривать транспортные средства, отстранять от управления транспортными средствами лиц, запрещать эксплуатацию транспортных средств, временно ограничивать или запрещать движение транспортных средств и пешеходов;
12) производить оцепление участков местности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, проведении антитеррористической операции, охранных, массовых, карантинных мероприятий, задержании разыскиваемых лиц, освобождении заложников, преследовании лиц, подозреваемых в совершении уголовных или административных правонарушений, проверке сведений об обнаружении взрывчатых материалов, боеприпасов и взрывных устройств, ядовитых и радиоактивных веществ, пресечении массовых беспорядков и иных групповых действий, угрожающих безопасности физических лиц, жизнедеятельности объектов инфраструктуры, нарушающих общественный порядок;
13) производить при входе (въезде) в места проведения охранных, массовых мероприятий досмотр физических лиц, их вещей, транспортных средств и провозимых грузов, в том числе с применением технических средств, не допускать в места их проведения лиц и транспортные средства с запрещенными предметами и вещами;
14) устанавливать контрольно-пропускные пункты при проведении оперативно-профилактических, розыскных и иных специальных мероприятий;
15) принимать участие в карантинных, санитарно-противоэпидемических и природоохранных мероприятиях;
16) привлекать для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций силы и средства противопожарных и аварийно-спасательных служб, транспортные и другие материально-технические средства, средства связи и химической защиты организаций, при необходимости отдавать распоряжения на эвакуацию людей, материальных ценностей из опасной зоны, приостанавливать работу цехов и объектов на период ликвидации чрезвычайных ситуаций;
17) использовать любой вид транспорта (кроме транспортных средств представительств иностранных государств и международных организаций, обладающих дипломатическим иммунитетом) для преследования лиц, подозреваемых в совершении уголовного правонарушения, прибытия к месту происшествия, в период действия чрезвычайного или военного положения, в условиях вооруженного конфликта, при ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также для доставления лиц, нуждающихся в экстренной медицинской помощи, в медицинские организации, если промедление может создать реальную угрозу жизни или здоровью людей, с возмещением материального ущерба собственникам в случае его причинения в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан;
18) проводить проверки мест разработки, производства, ремонта, хранения, использования, уничтожения, торговли, коллекционирования и экспонирования гражданского и служебного оружия и патронов к нему, их основных составных частей, гражданских пиротехнических веществ и изделий с их применением;
19) использовать технические средства для фиксации фактов совершения уголовных или административных правонарушений и действий сотрудников органов внутренних дел;
20) проводить мероприятия по задержанию лиц, совершивших уголовные или административные правонарушения, уклоняющихся от исполнения и отбытия уголовного наказания и иных мер уголовно-правового воздействия;
21) доставлять в органы внутренних дел физических лиц за совершение административного правонарушения;
22) задерживать военнослужащих, совершивших уголовные или административные правонарушения, и передавать их органам военной полиции, командирам воинских частей или начальникам местных органов военного управления;
23) изымать оружие, боеприпасы, наркотические средства, психотропные вещества и прекурсоры, а также иные запрещенные предметы и вещества;
24) проводить специальные операции по обнаружению, блокированию, обезвреживанию и задержанию преступников и лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, членов организованных преступных групп (сообществ), а также по освобождению заложников;
25) входить беспрепятственно, осматривать жилые и иные помещения, территории и земельные участки (кроме представительств иностранных государств и международных организаций, обладающих дипломатическим иммунитетом) при преследовании подозреваемых в совершении уголовных или административных правонарушений, уклоняющихся от исполнения и отбытия уголовного наказания и иных мер уголовно-правового воздействия, угрожающих безопасности физических лиц, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается уголовное или административное правонарушение, произошел несчастный случай, для обеспечения личной безопасности физических лиц и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках;
25-1) в целях обеспечения наблюдения и контроля за лицами, состоящими на учете органов внутренних дел, проверки наличия и целостности электронных средств слежения беспрепятственно входить в жилые помещения, где они проживают, на территории и земельные участки (кроме представительств иностранных государств и международных организаций, обладающих дипломатическим иммунитетом), в производственные и иные помещения организаций независимо от форм собственности по месту их работы или учебы;
26) ограничивать, временно запрещать физическим лицам доступ или пребывание в жилищах, в определенных участках местности, если их нахождение создает угрозу жизни и здоровью человека, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспортных средств и пешеходов, а также в случаях проведения оперативно-розыскных мероприятий, следственных действий и массовых мероприятий;
27) использовать документы других государственных органов и организаций для зашифровки конспиративных организаций, помещений, транспортных средств, личности сотрудников и их ведомственной принадлежности;
28) проводить научно-технические и иные исследования;
29) создавать, использовать и совершенствовать ведомственные и оперативные учеты;
30) для постановки на криминалистические учеты подозреваемых, обвиняемых, лиц, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, содержащихся в специальных учреждениях органов внутренних дел, поставленных на профилактический учет, фотографировать, дактилоскопировать, производить звукозапись, кино- и видеосъемку, отбирать биологические, одорологические и другие образцы;
31) создавать, использовать и совершенствовать информационные системы, информационно-коммуникационные и телекоммуникационные сети, сети связи;
32) задерживать на территории, прилегающей к учреждению уголовно-исполнительной системы, и доставлять в органы внутренних дел лиц, совершивших деяния, подпадающие под действие административного или уголовного законодательства, осуществлять их личный досмотр;
33) производить досмотр лиц, их вещей, транспортных средств, находящихся на территории учреждения уголовно-исполнительной системы и прилегающей к нему территории, на которой установлены режимные требования, а также изымать запрещенные вещи и документы, перечень которых устанавливается законодательством Республики Казахстан;
34) проводить освидетельствование лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, на предмет установления факта употребления психоактивного вещества и состояния опьянения, а при невозможности – доставлять в медицинские учреждения для освидетельствования;
35) временно ограничивать или запрещать движение транспортных средств, не допускать граждан на территорию учреждения уголовно-исполнительной системы и прилегающую к нему территорию или обязывать их остаться либо покинуть ее при введении режима особых условий;
36) привлекать общественные и религиозные объединения к деятельности уголовно-исполнительной системы в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
37) отказывать в оказании государственных услуг в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
38) привлекать средства массовой информации для освещения деятельности органов внутренних дел;
39) на безвозмездное аэронавигационное обслуживание воздушных судов органов внутренних дел;
40) осуществлять сбор и обработку персональных данных;
41) осуществлять иные права, предусмотренные законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
3. В случае нарушения сотрудниками, военнослужащими и работниками органов внутренних дел при исполнении служебных обязанностей прав, и свобод человека и гражданина, а также законных интересов физических и юридических лиц органы внутренних дел обязаны восстановить эти права, возместить нанесенный ущерб, обеспечить привлечение виновных к ответственности в соответствии с законами Республики Казахстан.
Сноска. Статья 6 с изменениями, внесенными законами РК от 29.09.2014 № 239-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 29.12.2014 № 269-V (вводится в действие с 01.01.2015); от 02.08.2015 № 343-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 29.03.2016 № 479-V (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования); от 18.04.2017 № 58-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Глава 3. СИСТЕМА И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ