А теперь совместим знание кавказского узла с общим направлением мировой политики.
Нынешний очевидный передел мира явно не нацелен среди прочего на вытеснение России одновременно с Балтийского и Черного морей. Это была цель Германии в обеих мировых войнах, эту цель успешно продолжают США. Им опрометчиво подыгрывает по инерции старушка Европа, значение которой для США уменьшается прямо пропорционально сокращению влияния России, после чего Европа окончательно превратится в тыл для евразийской стратегии Бжезинского.
Кавказ и Черное море неразрывно связаны между собой. Чеченские боевики, подстрекаемые извне, пытаются взорвать Кавказ изнутри, выйти к Причерноморью. Элементом общей мозаики является и рискованная провокационная политика нового грузинского руководства, явно пытающегося угодить своим спонсорам. Южная Осетия – ворота из Закавказья на Северный Кавказ.
Чеченская война имеет не только геополитический аспект. Помимо роли Кавказа для позиций на Черном море, он — объект геоэкономики, ибо основной нефтепровод в России идет через Чечню и Дагестан. Непосредственную выгоду от чеченской войны получали именно англо-американские нефтеконцерны, стремящиеся к полному контролю над путями трубопроводов из Каспийского бассейна.
Россию явно оттесняют от региона мировых ресурсов, который обнимает Аравийский полуостров, Ирак и Иран, Персидский залив, Северный Иран, российское Предкавказье. Северная кривая этого эллипса — это и есть Средиземно– Черноморо-Каспийский регион, являющийся военно-морскими и стратегическими подступами к сырьевой кладовой. Начинаясь от Средиземного моря, эта кривая идет через Черное море, Российское Предкавказье, захватывает Грузию и Закавказье, далее в Среднюю Азию и замыкается в Афганистане.
Южная кривая, начинаясь от того же Средиземного моря и проливов, соединяет Турцию, Персидский залив с Пакистаном и замыкается опять в Афганистане. Афганистан и Ирак были уничтожены, кто следующий — Иран?
Заметим, что северная граница этого эллиптического региона примыкает к Украине, Молдове, Кавказу и Закавказью. Это объясняет стратегию втягивания в атлантическую орбиту территорий от Балтики до Черного моря. Этой стратегии подчинены истерическая травля Белоруссии — недостающей части выкладываемой мозаики, борьба за Украину, вовлечение Грузии в американскую орбиту. Эта же цель определяет и постоянные попытки Запада придать чеченскому уголовному мятежу ореол национально-освободительного движения.
Неслучайно чеченский конфликт из обыкновенного уголовного мятежа превращен в инструмент мирового проекта. Разумеется, в Чечне реализуется и проект радикального нетрадиционного ислама и его террористических центров. Но исламский экспансионистский импульс всегда имел неисламского дирижера, направлявшего его по нужным геополитическим линиям.
Но дудаевский режим со всей очевидностью не только не выражал волю большинства чеченцев, но и вообще не имел в начале характер национального или религиозного явления. Психологический портрет Дудаева, позировавшего не в национальной одежде, а исключительно в парадном генеральском мундире Советской армии, его риторика демонстрировала скорее образ латиноамериканского диктатора, а не выразителя национальных и религиозных чаяний. Переворот генерала Дудаева носил чисто властно-экономический мафиозный, а не религиозный характер, и ничто не угрожало всекавказским сопротивлением при своевременном подавлении.
Но «миротворчество» после первой военной кампании оказалось тем более губительным – оно обессмыслило жертвы, уже понесенные армией и достигнутые немалые успехи, поставило в критическое положение русский и народы Кавказа и отдало в руки бандитов лояльную часть чеченского народа, который был попросту оккупирован бандформированиями и давно готовыми к десанту из международных центров разноплеменными идеологами и наемниками.
Когда террористические акции перекинулись в Дагестан, именно дагестанцы, опровергая миф о всекавказской солидарности с иностранными наемниками и местными бандитами, показали урок подлинного общероссийского гражданского самосознания. Это было предупреждением, что дальнейшее безволие центральных властей приведет к краху российской государственности, если Москва окажется неспособна защитить ни русских, ни народы, связавшие свои судьбы с Россией и осознанно сохраняющие ей верность. Именно попустительство чеченскому уголовному мятежу и его ложная интерпретация позволили ему обрести такие внутренние и международные параметры, которые сделали его инструментом международного давления и терроризма.
После Хасавюртовских соглашений, новые уголовные чеченские авторитеты и их боевики, профессионально подготовленные в афганских и пакистанских лагерях, уже были поставлены вовсе не внутренними силами, а извне, из единой кузницы идеологических кадров и профессиональных террористов. В Центральной Азии, на Кавказе и на Балканах были задействованы новые тайные операции на базе пакистанских военных и разведывательных структур. Ваххабитские миссионеры из Саудовской Аравии были внедрены в мусульманские республики исторического государства Российского.
Й. Бодански, руководитель Рабочей группы Конгресса США по терроризму и нетрадиционным методам войны, утверждал, что нынешняя стадия чеченского конфликта как инструмента международной террористической сети была запланирована на секретном саммите организации Хезболлах Интернэшнл в 1996 году в Могадишо (Сомали), участником которого был Бен-Ладен, который в свое время был поставлен ЦРУ, и высокопоставленные чины пакистанской разведки, которая сыграла ключевую роль в организации банд Шамиля Басаева и Хаттаба. Перед этим в 1994 году Межведомственная разведка (Inter Service Intelligence) Пакистана организовала для Басаева и его доверенных командиров интенсивный курс исламской идеологии и боеподготовки в афганском лагере Амир Муавиа, созданном еще в начале 1980 годов ЦРУ и МВР, после чего Басаева перевели в пакистанский лагерь Марказ-Давар для спецподготовки.
В Пакистане Басаев встречался с тогдашними министром обороны А. Ш. Мирани, министром внутренних дел Н. Бабаром и главой отделения МВР по поддержке исламских движений Дж. Ашрафом. Басаеву было поручено возглавить нападения на федеральные силы в первой чеченской кампании в 1995 году. В Афганистане Басаев установил прочную связь с уроженцем Саудовской Аравии моджахедом-ветераном Аль-Хаттабом. После возвращения Басаева в Грозный в начале 1995 года Хаттаб был приглашен создать базу подготовки боевиков в Чечне.
Этот отряд действия на местах получал финансы и оружие не для того, чтобы жить в независимой и изолированной нищей «Ичкерии». Их цель — через кровавые междоусобицы втянуть весь Кавказ в войну против России, отторгнуть его, Ставрополье и Краснодарский край, который неслучайно именуется в их картах как «исламская республика Адыгея», выйти к Черному морю, взять Крым, Балканы.
Широко применяемый дипломатический тезис – «солидарность в борьбе с международным терроризмом» не должен вводить в заблуждение — цели международного терроризма против США и против России совершенно различны. От США террористы требуют всего лишь невмешательства в дела иных миров, но от России – территории – те самые, за которые в течение трехсот лет шли войны. США воюют с международным терроризмом за интересы, Россия – за жизнь и территориальную целостность своей страны. Странно, что Европа до сих пор не осознает, что из всех явлений, объединяемых сегодня термином терроризм, именно в Чечне и в Косово действует самый опасный терроризм – терроризм как инструмент геополитических планов и перекройки границ.
Запад, который твердит лишь о правах человека и о политическом решении чеченской проблемы, не может не видеть, что в Чечне действует хорошо отрежиссированный сценарий, разработанный далеко от российских границ, и что России угрожает отторжение огромной территории, что дает ей право защищать свою территориальную целостность, подавляя уголовников и террористов.
Вряд ли на Западе не понимают, что во время дудаевского правления в Чечне были нарушены все без исключения положения известных Международных пактов по правам человека ООН (International Covenants on Human Rights). Совет Европы знает, что не российская армия, а боевики являются варварами, освободившими себя не только от этики войны, но и от всякой человеческой этики вообще. И хотя эти варвары режут на пороге III Тысячелетия Рождества Христова головы христиан, «Священная Римская империя» молчит.
В соответствии с основополагающим принципом международного права – уважением территориальной целостности государств — полагается применять общий стандарт для внутренних конфликтов как в Испании, в Ольстере, так и в Чечне. Но «правозащитники» направляют пафос на обличение российской армии, хотя равнодушны к бандитскому геноциду собственного чеченского народа, к русским девочкам, изнасилованным в станице Асиновская, тысячам русских рабов в подвалах чеченских «борцов» за свободу, к изгнанию еще из дудаевской Чечни ограбленными и униженными 300 тыс. русских и более 400 тыс. мирных чеченцев. Полностью игнорированы факты, когда «мирное население» — «семьи», вооруженные приборами ночного видения и системами залпового огня, откровенно признавались перед телекамерой, что «готовили это оружие целых три года». Вооруженные люди, соучаствующие в военных действиях, по международному праву считаются «комбатантами» – «сражающимися» и не относятся к мирному населению. Ясно, что тезис о якобы «массовом нарушении прав человека» во время военных действий муссируется исключительно для обоснования «права на самоопределение».
Дилемма «Россия и Европа» все так же не изжита именно совокупным Западом. Построив свое царство человеческое и рай на земле, Запад так и не избавился от чувства неуверенности перед громадностью и потенциальной самодостаточностью России. И хотя Россия своим сопротивлением переделу мира и радикальным параисламистским стратегиям защищает собой Европу, хотя решительность российского руководства в отношении терактов и в Москве, и на территории Чечни безусловно обессмыслила многие потенциальные теракты против западных стран, «Европа в отношении России», как и во времена Пушкина, — «столь же невежественна, как неблагодарна».
Вопрос 21
Национальное – территориальное размежевания Средней Азии в 1924-1925г. Образования Узбекской ССР.
В течении всего нашего развития, народы Средней Азии таджики узбеки казахи туркмены стали родственными у нас не только менталитет, религия одинаковые но и земля(территория проживания) у нас общая (а за ней и конечно история то есть мы изучая историю Узбекистана изучаем историю невольно Таджикистана, Туркменистана и т.п.) селились все народа вперемешку и сейчас выходит что одна махаля таджиков а рядом узбекская Так как тут можно было разделить на гос-ва справедливо. Впервые прозвучала идея о размежевании по национальному признаку Туркестанские народы 15 января 1920г по инициативе председателя Турккомисии Я. Рудзутак. А в июне тезисы были внесены в проект резолюции ЦК РКП(б)(Центральный Комитет Российской Камуннистической Партии большевиков ) «О задачах партии в Туркестане». Но из-за не довольства народа проводимой ими политикой(особенно размежеванием )и большой размах повстанческого движения решили отложить это на более поздний срок. С образованием БНСР и ХНСР в 1920г стал уже дополнительным фактором к размежеванию но уже не только Туркестан но и БНСР, ХНСР. Сторонники размежевания делали упор на языковых, национальные различия
И наверное самый главная причина что единственно правильный путь разрешения межнациональных конфликтов это является создание национальных гос-в. Но совсем не учитывали экономический фактор кот сейчас сильно обострился это общие водные ресурсы, плотность населения и т.п. Так в 1920г Т.Рыскулов и группа руководителей (конечно) коренной национальности выдвинули тезис в противовес Турккомисии О единстве тюркоязычных народов и ошибочное стремления разделить Туркестан на части. Но в Москве Это предложения назвали проявлением пантюркизма(движении о создании единого Тюркоязычного гос-ва) и панисламизма(единого исламского гос-ва) и буржуазного национализма. Через три года в 1923г группа руководящих работников Туркестана отправило письмо в Москву где говорилось что национальные конфликты вопреки ожиданию не прекращаются а разгораются с новой слой. И предложили другой путь решения этой проблемы это создать области по этническому признаку как например это сделали в Бухарской республики таджикская и туркменская область. А в декабре того же года представители Ферганской долины предложили создать Ферганскую автономную область в составе РСФСР. Было много таких предложений но все их по разным причинам отбраковывали. В Москве уже решили для себя что Среднею Азию будут делить по национальному признаку. Было даже предложения кот выдвинули 10марта на объединенном совете ТуркЦИКа и компартии Туркестана видные деятели С.Хаджаев, С.Асфандияров, Н.Паскуцкий. выступили о создании Среднеазиатской федерации куда бы вошли Туркестан(ТСАР) Бухара(БНСР) и Хорезм(ХНСР). Но 12 июня 1924г в Политбюро РКП(б) Сам Сталин внес предложения приступить к практике к размежеванию «чтобы покончить с конфликтами между нациями». И в короткие сроки было принято решения о размежевании Средней Азии.
Хорезмская республика не была включена в список но 26 июля компартия Хорезма дала согласия на размежевания. После этого началась подготовительная работа. Образованы комиссии подкомиссии в их задачу входило определить примерные границы республик то есть определяли кто живет на той или иной территории(кстати часто было так что многие людей другой национальности приписывали к одной из 5 крупных национальностей это заметно на мелких народах о кот даже в Москве не знали численностью 100т чел в среднем ) живет, выработаны принципы деятельности административного аппарата, планы организации экономики и т п.31 октября 1924г создан Революционный комитет кот приступил к решению политических и юридических вопросов.13 февраля 1925г открылся 1Всеузбекский съезд Советов а 17 февраля принял «Декларацию об образовании Узбекской Советской Социалистической Республикой» первая столица Бухара, с апреля 1925г перенесена в Самарканд, в 1930г в Ташкент. 13мая 1925г вошла в состав СССР. Председателем Совнаркома УзССР стал Файзула Ходжаев. Председателем ЦИК стал Юлдаш Ахунбабаев
Вопрос 22
Монгольская Народная Республика
Основная статья: Монгольская Народная Республика
В 1924 году, после смерти религиозного лидера и монарха Богдо-хана, при поддержке со стороны Советского Союза, была провозглашена Монгольская Народная Республика.
В 1928 году к власти пришёл Хорлогийн Чойбалсан. Он провёл коллективизацию крупного рогатого скота, уничтожение буддийских монастырей и «врагов народа» (в Монголии к 1920 году приблизительно одна треть мужского населения были монахами, и функционировало около 750 монастырей)[8]. Жертвами политических репрессий, имевших место в 1937—1938 годах, стали 36 тысяч человек, больше половины из которых составили буддийские монахи[9]. Религия была запрещена, были уничтожены сотни монастырей и храмов (полностью или частично уцелели только 6 монастырей).
Японский империализм был для Монголии важнейшей внешнеполитической проблемой, особенно после вторжения японцев в соседнюю Маньчжурию в 1931 году. В Советско-японской войне 1939 года совместными действиями советских и монгольских войск на Халхин-Голе была отражена агрессия Японии на территорию республики. Монголия, как союзник СССР, оказала посильную экономическую помощь СССР в годы Великой Отечественной войны, также принимала участие в разгроме японской Квантунской армии в 1945 году.
В августе 1945 года монгольские войска также участвовали в советско-монгольской стратегической наступательной операции во Внутренней Монголии. Угроза воссоединения Внутренней и Внешней Монголии заставила Китай пойти на предложение о референдуме по признанию статус-кво и независимости Монгольской Народной Республики. Референдум состоялся 20 октября 1945 года, и (в соответствии с официальными цифрами) 99,99 % избирателей, внесённых в списки, проголосовали за независимость. После создания КНР, обе страны взаимно признали одна другую 6 октября 1949 года. После признания независимости со стороны Китая Монголию признали другие государства. Китай несколько раз ставил вопрос о «возвращении» Внешней Монголии, но получал категорический отказ со стороны СССР.[10] Последней страной, признавшей независимость Монголии, стала Китайская республика (государство на острове Тайвань) в связи с потерей националистической партией Гоминьдан в 2002 году большинства в парламенте.
26 января 1952 года к власти пришёл Юмжагийн Цэдэнбал, бывший соратник Чойбалсана. В 1956, и вновь в 1962 году, МНРП осудила культ личности Чойбалсана, в стране произошла относительно нерепрессивная коллективизация сельского хозяйства, сопровождавшаяся внедрением в народные массы бесплатной медицины и образования и определённых социальных гарантий. В 1961 году МНР стала членом ООН, в 1962 году — членом возглавляемой СССР организации Совета Экономической Взаимопомощи. На территории Монголии были размещены части 39-ой общевойсковой армии и другие войсковые части Забайкальского военного округа (55 тыс. чел.) СССР, МНР встала на сторону СССР в период обострения советско-китайских отношений. Монголия стала получателем массированной экономической помощи со стороны СССР и ряда стран СЭВ.
В связи с тяжёлой болезнью, в августе 1984 года при непосредственном участии ЦК КПСС Ю. Цэдэнбал был смещён со всех постов, отправлен на пенсию и вплоть до самой смерти в 1991 году находился в Москве. Генеральным секретарём ЦК МНРП, Председателем Президиума Великого Народного Хурала стал Жамбын Батмунх.
Вопрос 23
23. советско-китайские отношения и демаркации советско-китайской границы
Введение
История отношений России с Китаем насчитывает около 400 лет. Более трех столетий шел процесс формирования восточной части границы между двумя государствами. В середине XVII столетия Приамурье было освоено русскими и административно включено в состав России, затем уступлено по Нерчинскому договору 1689г. Китаю. После заключения Айгуньского (1858г.) и Пекинского (1860г.) договоров Приамурье, а затем Приморье были возвращены в состав России.
Заключение русско-китайских договоров по пограничным вопросам в середине XIXв. имело важное значение для обеих стран. Россия окончательно закрепила за собой Приамурье и Приморье, обезопасив свою территорию от агрессии других стран. Китай предотвратил возможное вторжение западных держав с севера, со стороны Амура. Великие страны решили пограничные вопросы мирным путем, что стало основой для дальнейших добрососедских отношений двух государств. Началось освоение и заселение русскими людьми Уссурийского края – территории современного Приморья. Важную роль в освоении Приморского края сыграли китайские иммигранты, чей труд использовался в самых разных отраслях экономики, в большей или меньшей степени вплоть до середины 30-х годов.
В истории российско-китайских и советско-китайских отношений есть и непростые и даже трагические страницы. Период дружественных и даже братских, союзнических отношений двух стран в 50-е гг. сменился периодом резкого ухудшения отношений в 60-70-е гг., отмеченных различными, вплоть до вооруженных пограничных, инцидентов. Одно из самых серьезных столкновений произошло в марте 1969г. на о. Даманском на р. Уссури и повлекло за собой человеческие жертвы с обеих сторон.
Напряженность в приграничном пространстве двух стран к середине 80-ых годов нашего столетия под воздействием внутренних и внешних факторов стало снижаться. Это сопровождалось большой работой по определению прохождения линии границы, направленных на устранение прежних спорных вопросов.
Обстановка, создавшаяся тогда в международных отношениях, была уникальна для Вашингтона. Кризис в советско-китайских взаимоотношениях позволил ему занять место «мудрой обезьяны», наблюдающей с высокой горы за схваткой двух «тигров». Сам Киссинджер, касаясь политики США в отношении Москвы и Пекина, в своем докладе президенту Никсону по итогам визита в КНР в феврале 1973г., перефразируя известную американскую пословицу, отмечал: «…Нам нужно иметь наш «маотай» и пить нашу водку». Суть такой политики заключалась во взвешенном подходе по отношению к двум другим сторонам «треугольника». Киссинджер, как главный архитектор внешней политики США, с самого начала считал, что «геополитическим интересам Соединенных Штатов отвечает обеспечение независимости и территориальной целостности Китая перед лицом советской угрозы. Однако, в то же время, Америка не хотела быть вовлеченной в грубую конфронтационную политику, к которой призывал Пекин».
1. Советско-китайские конфликтах и разногласиях в 60-70гг.
Китайская Народная Республика, провозглашена 1 октября 1949г.
Советский Союз оказывал КНР всестороннюю помощь и поддержку в осуществлении планов развития их народного хозяйства. Успешно развивалось двустороннее сотрудничество во всех областях: политической, экономической, научно-технической, военной и культурной, проводились встречи и переговоры по актуальным вопросам между И.В. Сталиным и Мао Цзэдуном.
14 февраля 1950г. в Москве был подписан сроком на 30 лет советско-китайский Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи
В Пекине резко отрицательно реагировали на согласие Хрущева вывезти, в ходе Карибского кризиса 1962г., советское ракетное оружие с территории Кубы, охарактеризовав эту позицию как капитулянтство под нажимом США.
Как известно, 15 октября 1957г. между СССР и КНР было заключено соглашение о новой оборонной технике, в соответствиями с которым Советский Союз обязался предоставить КНР образцы атомной бомбы и всю необходимую техническую документацию. Однако уже 20 июня 1959г. Москва отказалась от выполнения этого двустороннего соглашения.
Сложность проблем, по которым развернулась полемика между Москвой и Пекином очевидна. В этих условиях умудренному богатым опытом руководству КПСС следовало с самого начала проявлять должное терпение, мудрость и дальновидность, чтобы не допустить необратимого характера осложнения советско-китайских отношений. Однако этого не было сделано. Проигнорировано было и прямое указание И.В. Сталина тем, кто при его жизни непосредственно работал на китайском направлении: «Как угодно, любой ценой сохранить дружеские отношения с Китаем. Наш союз с Китаем обеспечит революционное преобразование мира». Совершенно ясно, что это указание носило стратегический характер. И если бы оно было выполнено, мир сегодня стал бы совершенно иным: мировая система социализма, самой силой своего существования и развития давно привела бы к параличу обреченный историей капиталистический строй.
Между тем безрассудство хрущевских ревизионистов дошло до того, что именно они проявили инициативу в поспешном и ничем не оправданном свертывании экономического и научно-технического сотрудничества СССР с Китаем: в июле 1960г. по личному указанию Хрущева из Китая были отозваны все советские специалисты, работавшие на стройках социализма; соответствующие контракты были односторонне разорваны под глупейшим предлогом о том, что эти специалисты якобы подвергались воздействию антисоветской китайской пропаганды. Все это не помешало однако Москве развернуть впоследствии в СМИ широкую кампанию по осмеянию «большого скачка» и ряда других, не всегда продуманных мер, принятых китайским руководством во многом в поисках выхода из тяжелейшего положения, создавшегося в результате отзыва из Китая советских специалистов.
С середины 60-х годов советско-китайские отношения приобрели открыто враждебный характер. Обе стороны фактически «отлучили» друг друга от социализма. С момента первого вооруженного столкновения на острове Даманском (2 марта 1969г.) и жесткого отпора попытке китайских войск вторгнутся на этот остров (14-15 марта 1969г.) советско-китайская граница превратилась в постоянный очаг напряженности, что подогревалось неоднократными заявлениями китайского руководства о неумеренных и не обоснованных территориальных притязаниях Китая к Советскому Союзу. Началось массированное наращивание советской военной группировки в Монголии и в пограничных с КНР регионах.
В связи с начавшимся развитием сотрудничества СССР с Пакистаном, Китай стал обвинять Советское руководство в стремлении «окружить Китай» системой военных баз. Притчей во-языцах стали исходившие из Пекина заявления о советском «социал-империализме». Китай даже отказался координировать с СССР предоставление военной помощи ДРВ в отражении американской агрессии во Вьетнаме. Вакханалия взаимных обвинений, порою с заведомым и явным искажением смысла тех или иных заявлений противоположной стороны не утихала.
На крайне низком уровне продолжали оставаться советско-китайские отношения и после смерти Мао Цзэдуна (9 сентября 1976г.). 3 апреля 1979г. китайское руководство заявило о своем намерении не продлевать Договор 1950г. о дружбе, союзе и взаимной помощи. В результате Договор, согласно содержавшимся в нем условиям, утратил свою силу с 11 апреля 1980г.
В декабре 1978г. было достигнуто соглашение о взаимном дипломатическом признании КНР и США и установлении между ними с 1 января 1979г. официальных отношений в полном объеме (на уровне посольств).
2. Советско-китайский раскол
Противоречия в отношениях между КПСС и КПК в 1960-1970гг. начали проявляться по целому ряду принципиальных вопросов. Москва выступала за мирное сосуществование, стремилась к устранению угрозы ядерной войны. Пекин выдвигал идею революционной войны. Хорошо известны идеи Мао о том, что «если половина человечества окажется уничтоженной, то еще останется половина, зато империализм будет полностью уничтожен».
В своих мемуарах Н. Хрущев упоминает, что Мао Цзэдун был против его идеи об одновременном роспуске НАТО и Варшавского Договора. Китайский вождь рекомендовал в случае агрессии отступать до Уральских гор, после чего в войну могли бы вступить китайцы. Представления Мао о войне, военной политике и стратегии представлялись Хрущеву «детским лепетом», что не могло не раздражать китайского лидера.
Мао Цзэдун, очевидно, не мог простить СССР нейтральную позицию по отношению к китайско-индийскому конфликту в 1959 и 1962 гг. Москва пыталась убедить Пекин в необходимости сдержанности, чтобы закрепить Индию на позициях неприсоединения. В Китае это вызвало обиду, и Мао Цзэдун обвинил Советский Союз в провоцировании войны.
Другим пунктом противоречий была оценка советского опыта социалистического строительства. Москва считала его универсальным и резко критиковала китайские эксперименты, особенно курс «трех красных знамен» («генеральной линии, большого скачка и народных коммун»). Н. Хрущев заявил китайским коммунистам, что у них нет научного коммунизма, а есть лишь одни лозунги. По свидетельству самого Хрущева, его реакция рассердила Мао, еще больше испортила взаимные отношения.
Серьезные трения возникли между Москвой и Пекином по поводу высказанного Хрущевым предложения разместить в Сибири один миллион китайских рабочих. Мао посчитал это предложение оскорблением и унижением, свидетельствующем об имперских замашках СССР. Когда же позднее Мао Цзэдун согласился с этим предложением, на попятную уже пошла Москва. Хрущев испугался, что в случае реализации такого плана китайцы смогут «оккупировать Сибирь без войны».
По мере обострения идеологических и межпартийных связей между Китаем и СССР, день ото дня ухудшались их межгосударственные взаимоотношения. Еще совсем недавно над обширными просторами Евразии летели слова песни «Москва-Пекин», китайская музыка звучала в нашем радиоэфире, и все были уверены: «русский с китайцем – братья на век». Но вот буквально в одночасье все перевернулось.
В 1960г. в Пекине в центральных печатных органах была опубликована официальная статья «Да здравствует ленинизм!». В ней содержались подробные обвинения в адрес внешнеполитического курса Советского Союза. Критика в адрес СССР и КПСС становилась в Пекине все более массированной и резкой. Ответные меры со стороны СССР не заставили себя долго ждать. В 1960г. неожиданно для китайской стороны Советский Союз отозвал всех своих советников и специалистов. Советская помощь Китаю практически прекратилась. Советское руководство мотивировало это тем, что в КНР развернулась «антисоветская кампания, что условия для наших специалистов в Китае стали невыносимыми».
Уже с лета 1960г. на всей 7520-километровой советско-китайской границе стали возникать инциденты, которые постепенно приобретали все более провокационный характер. Китайские граждане, отдельные военнослужащие и группы военнослужащих демонстративно нарушали границу, ведя себя крайне вызывающе, провоцировали советских пограничников на силовой отпор. В одном только 1962г. на границе было зарегистрировано более 5 тыс. различных нарушений режима границы. Обстановка становилась все более и более взрывоопасной. От советских пограничников в тех условиях требовались огромное мужество и выдержка.
11 апреля 1965г. около 200 китайцев под прикрытием военных вспахали восемью тракторами участок советской территории. Встретив на своем пути заслон советских пограничников, китайские военнослужащие попытались его прорвать, допуская при этом насильственные и оскорбительные действия.
Большой резонанс имели события, происшедшие в Синьцзяне весной 1962г., когда более 60 тысяч уйгуров, казахов и представителей других некитайских национальностей, спасаясь от национальных притеснений со стороны Пекина, вынуждены были бежать из родных мест на территорию советских республик Средней Азии и Казахстана. Советский Союз принял их, предоставил им места проживания, обустроил их жизнь и быт. Это не могло не сказаться резко отрицательно на поведении Пекина. Китайской пропагандой эти события были охарактеризованы как вмешательство во внутренние дела Китая, а Москва была обвинена в инспирировании массового бегства уйгуров из Синьцзяна.
В китайской пропаганде все активнее стали выдвигаться территориальные притязания. В Китае появились материалы о том, что в прошлом в состав Синьцзян-Уйгурского автономного района входили принадлежащие Советскому Союзу Коканд, Казахская республика, Северо-Западный Хорезм и другие районы. Пекин выдвинул тезис о том, что царская Россия захватила более 1,5 млн кв. км «исконно китайских земель».
В июле 1964г. Мао Цзэдун в беседе с японской делегацией заявил: «Примерно сто лет назад район к востоку от Байкала стал территорией России, и с тех пор Владивосток, Хабаровск, Камчатка и другие пункты являются территорией Советского Союза. Мы еще не представляли счета по этому реестру». В том же 1964г. Мао заявил, что СССР «вступил в сговор с США для борьбы за мировое господство», и между двумя державами образовались две «промежуточные зоны». К первой зоне им были отнесены все развивающиеся страны, а ко второй – развитые капиталистические государства.
В середине 60-х гг. Советский Союз был окончательно возведен в статус врага. В пропагандистский обиход вошел термин «угроза с Севера». Когда в октябре 1964г. КНР произвела первое испытание атомной бомбы, было официально заявлено, что это сделано «во имя защиты суверенитета, против угроз США и великодержавности СССР».
13 октября 1964г. в СССР произошла смена высшего политического руководства: Н.С. Хрущев был отправлен в отставку. Советский Союз в одностороннем порядке предпринял целый ряд шагов, которые должны были продемонстрировать Пекину готовность Москвы к нормализации двусторонних отношений. КПСС прекратила публичную полемику с КПК. Однако на состоявшихся встречах партийно-политического руководства двух стран СССР подтвердил свою приверженность политической линии, выработанной на XX-XXII съездах КПСС, в том числе и в отношении Китая.
Это никоим образом не устраивало Мао Цзэдуна. Полемика между КПСС и КПК нарастала, становилась все более и более бескомпромиссной. 28 ноября 1965г. ЦК КПСС обратился к ЦК КПК с письмом, в котором, не вступая в полемику по вопросам идеологических разногласий, изложил программу развития двустороннего экономического сотрудничества. В ответном письме от 7 января 1966г. ЦК КПК заявил, что между КПК и КПСС «существует то, что разъединяет, и нет того, что объединяет». 12 января 1966г. китайский посол в Москве Пань Цзыли официально передал письмо ЦК КПК от 7 января 1966г. советской стороне. В нем было сказано: «Если вы хотите, чтобы мы и все другие марксисты-ленинцы перестали разоблачать вас и вести с вами борьбу, то единственное средство для этого: по-настоящему осознать свои заблуждения, полностью покончить с ревизионистскими и раскольническими ошибками, допущенными вами за период после XX и XXII съездов КПСС и после ухода Хрущева с руководящих постов, и вернуться на путь марксизма-ленинизма и пролетарского интернационализма. Никаким подштопыванием делу не поможешь».
В официальном письме от 22 марта 1966г. ЦК КПК заявил о своем отказе направить свою делегацию на XXIII съезд ЦК КПСС. Это было равнозначно открытому разрыву. Каковы бы ни были разногласия между коммунистическими партиями, не послать свою делегацию на съезд КПСС – на это отваживался не каждый. Своей акцией КПК фактически объявляла о том, что она встает в открытую оппозицию к КПСС.
3. Великая пролетарская культурная революция
1966г. знаменовал собой трагический период в истории Китайской Народной Республики. В августе того года вышло постановление ЦК КПК о «Великой пролетарской культурной революции», целью которой было «разгромить тех, облеченных властью, которые находятся в рядах партии и идут по капиталистическому пути». Повсеместно в Китае стали возникать отряды хунвэйбинов («красных охранников») и цзаофаней («бунтарей»).
Главный удар в ходе обрушившейся на Китай культурной революции наносился по китайской инженерно-технической и творческой интеллигенции, обвиненной в сочувствии к СССР. Вся политическая, культурная и экономическая жизнь в Китае была дезорганизована. На целое десятилетие страна была ввергнута в пучину беззакония, произвола и насилия. С 1967г. началось создание новых антиконституционных органов власти – ревкомов. Летом того же года в стране фактически был установлен военный контроль.
Впоследствии само руководство Китайской компартии назвало тот период «десятилетием смуты», а «сама культурная революция в действительности не могла быть революцией или социальным прогрессом в каком бы то ни было смысле». В документе Китайской компартии «Решение ЦК КПК по некоторым вопросам истории партии со времени образования КНР» (1981г.) отмечалось, что культурная революция «была вызвана начатой сверху по вине руководителей и использованной контрреволюционными группировками смутой, которая принесла серьезные бедствия партии, государству и всему многонациональному народу».
И действительно, число пострадавших в лихолетье культурной революции в Китае достигло, по официальным данным, 100 млн. человек. 20 млн. человек стали безработными. Общие потери государства составили 500 млрд. юаней. Экономика страны была отброшена в своем развитии далеко назад, а 3-й и 4-й пятилетние планы развития КНР были сорваны.
Курс на «углубление культурной революции» внутри страны сопровождался беспрецедентным обострением отношений Китая практически со всеми странами-соседями, и в первую очередь с СССР. Торгово-экономические отношения сократились в 3-4 раза. Торговля между двумя странами в 1959г. оценивалась почти в 2 млрд. рублей, а уже в 1968г. объем торговли составил 86 млн. рублей, в 1969г. – 51 млн. рублей, а в 1970г. – всего 42 млн. рублей, достигнув самой низкой отметки за всю историю советско-китайских связей после образования КНР. Культурные, научные, спортивные обмены между СССР и КНР резко сократились, снизился уровень политических контактов.
Наиболее острая ситуация складыва<