Российско-американская кампания.Русская америка
В 1809 году Россия и США обменялись послами, положив начало дипломатическим отношениям. Первым послом США в России стал Джон Куинси Адамс, впоследствии ставший шестым президентом США. Первым послом России в США стал Андрей Дашков.
В XIX веке отношения США и России носили в целом дружественный характер[6], несмотря на проблемы, возникшие в начале века в результате столкновения российских и американских интересов в районе Аляски и тихоокеанского побережья Северной Америки.
5 (17) апреля 1824 года в Санкт-Петербурге была подписана Русско-американская конвенция о дружественных связях, торговле, мореплавании и рыбной ловле, упорядочившая отношения между двумя государствами в северо-западной части Северной Америки. Именно в ходе переговоров, предшествовавших её подписанию, летом 1823 года до российского правительства было доведено намерение США выдвинуть в качестве одного из принципов своей внешней политики тезис «Америка для американцев», впоследствии оформленный в виде Доктрины Монро. Конвенция зафиксировала южную границу владений Российской империи в Аляске на широте 54°40’ с.ш. Согласно конвенции, севернее этой границы обязались не селиться американцы, а южнее — русские. Рыбная ловля и плавание вдоль побережья Тихого океана были объявлены на 10 лет открытыми для судов обеих держав.
В 1832 году между США и Россией был подписан торговый договор, которым стороны на взаимной основе предоставили режим наибольшего благоприятствования товарам и гражданам обеих стран.
В середине века правительство Николая I привлекало американских инженеров к своим проектам модернизации империи. Так, специалисты из США сыграли важнейшую роль в строительстве железной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом и оснащении её подвижным составом, в проведении первых линий телеграфа и перевооружении армии после Крымской войны.
Пиком сближения России и США стали 1860-е гг. — время Гражданской войны в США и Польского восстания 1863—1864 гг. Тогда у России и северных американских штатов имелся общий недруг — Англия, которая поддерживала как южан, так и польских повстанцев. Для противодействия действиям британского флота в 1863 г. в Нью-Йорк прибыла Балтийская эскадра контр-адмирала С. С. Лесовского, а в Сан-Франциско — Тихоокеанская эскадра контр-адмирала А. А. Попова. Базируясь в США, русские моряки должны были, в случае войны, парализовать английскую морскую торговлю.
В 1867 году все российские владения к востоку от Берингова пролива были проданы США за 7,2 миллиона долларов. Кроме самой Аляски к ним относился весь Алеутский архипелаг и некоторые острова в Тихом океане.
В 60-е гг. происходит заметный подъем русско-американских отношений. В апреле 1861 г. в США вспыхнула гражданская война между Севером и Югом. Правительство России склонялось к поддержке северян. Это объяснялось рядом причин, главной из которых было сходство взглядов России и Соединенных Штатов на политику Англии. Американское правительство видело в России противовес действиям Англии и Франции на Американском континенте.
Летом 1863 г. к берегам США были направлены две военные эскадры. Одна из них под командованием контрадмирала А.А. Попова через Тихий океан достигла Сан-Франциско, другая, под командованием контр-адмирала С.С. Лисовского, бросила якорь у восточного побережья Соединенных Штатов.
Рассчитывая на союзнические отношения с США после окончания войны, царское правительство пошло на переговоры о продаже российских владений в Америке. Российская сторона ожидала, что укрепление США на Тихом океане создаст сильный противовес Англии. Кроме того, в обстановке экономической экспансии США на Американском континенте продажа владений России должна была снять возможные территориальные противоречия между странами в будущем. Договор о продаже Русской Америки (Аляска) был подписан 18 марта 1867 г. Территория площадью в 1,5 млн. квадратных километров была продана за незначительную сумму — 11 млн. руб.
Ру́сская Аме́рика — совокупность владений Российской империи в Северной Америке, включавшая Аляску, Алеутские острова, Александровский архипелаги поселения на тихоокеанском побережье современных США (Форт-Росс).
Вопрос 18
30 марта 1917 года Временное правительство России приняло положение «Об автономии Эстляндии», по которому последней отошло 5 из 9 уездов Лифляндии (24178,2 км², или 51,4 % площади, с 546 тыс. чел., или 42 % населения), и сверх того часть Валкского уезда (до раздела: более 6 тыс. км² с 120,6 тыс. чел.). После этой передачи земель территория Эстляндии выросла в 2,5 раза, составив 44424,9 км². Хотя новая граница между Эстляндской и Лифляндской губерниями при Временном правительстве демаркирована не была, её линия навсегда разделила по линии реки уездный город Валк, причём часть железной дороги Петроград-Рига оказалась заходящей на территорию смежной губернии, практически не обслуживая её саму.
К 1915 году Германия оккупировала часть Лифляндской губернии (Курземе), однако Рига, Валмиера, Венден и Двинск оставались в составе России. Уже 7 марта 1917 года был избран первый состав Совета рабочих депутатов в Риге, а к концу месяца Советы возникли и во всех остальных городах и местечках неоккупированной территории. На всех постах губернских и уездных комиссаров края оказались местные социал-демократы. Таким образом, советская власть в Латвии утвердилась за несколько месяцев до Октябрьской революции; её центральным органом стал созданный 30 июля (12 августа) Исколат (Исполком Совета рабочих, солдатских и безземельных депутатов Латвии). Созданный Временным правительством ещё в марте Видземский временный земский совет оказался нежизнеспособен, и в условиях нарастания конфликта с Временным правительством генерал Л. Г. Корнилов предпочёл 21 августа (3 сентября) сдать Ригу без боя немцам, «предпочтя потерю территории потере армии», часть которой он двинул на Петроград.
Решение о вооружённом восстании было принято в Латвии 16 (29) октября — за неделю до Октябрьской революции в Петрограде. К 9 ноября н.ст. латышские стрелки установили контроль в Вендене, через 2 дня в Валмиере и 20 ноября в Валке, откуда 22 ноября была провозглашена советская власть на всей неоккупированной территории Латвии.
29-31 декабря 1917 года по просьбе 2-го съезда Советов рабочих, солдатских и безземельных депутатов (Валмиера) СНК РСФСР удовлетворил просьбу Исполкома Совета Латгалии об отделении «латгальских» уездов от Витебской губернии и о включении их в состав Латвии.
В ходе мирных переговоров в Бресте германская армия вероломно возобновила наступление на Россию, и к февралю 1918 года вся территория Латвии была оккупирована немецкими войсками. После подписания Брестского мира (3 марта 1918 года) сеймы (ландесраты) в Курляндии (8 марта) и Лифляндии (12 апреля) объявили о воссоздании Курляндского и Ливонского герцогств. По плану немецкого командования их предполагалось объединить в буферное «великое герцогство Ливонское», соединённое личной унией с прусской короной. Осенью 1918 года германский император признал независимость прибалтийского герцогства со столицей в Риге. В октябре 1918 года рейхсканцлер Максимилиан Баденский передал управление Прибалтикой от военных гражданскому правительству. На время отсутствия герцога властные полномочия должен был осуществлять образованный в ноябре регентский совет (4 немца, 3 эстонца, 3 латыша), который возглавил барон Адольф Адольфович Пилар-фон-Пильхау.
После поражения Германии (11 ноября 1918 года) немецкие оккупационные войска по указанию Антанты были оставлены в Прибалтике с возложением на них поддержания порядка. В этих условиях через несколько дней, 18 ноября было сформировано правительство и провозглашена независимость Латвии. Выборов и референдумов при этом не производилось. 7 декабря К. Ульманис подписал договор с представителем Германии о сформировании совместного Прибалтийского ландесвера, в состав которого вошли как немецкие, так и бывшие русские офицеры, в основном латышского происхождения.
К концу 1918 года ранее избранные Советы, оказавшиеся в подполье, создали из состава своих представителей временное советское правительство Латвии. 17 декабря от имени этого правительства (председатель П. Стучка) было объявлено о создании Советской Латвии, после чего латышские стрелки вновь овладели Валкой, Валмиерой и Цесисом. 22 декабря 1918 года СНК РСФСР признал независимость Советской Латвии. 2-3 января 1919 года была установлена советская власть в Риге, и к концу января советская власть была установлена повсюду, кроме Лиепаи, где стояла английская эскадра.
Получив дополнительное вооружение на сумму свыше 5 млн долл. и 1,3 млн ф.ст., ландесвер и дивизия Гольца перешли в контрнаступление. В феврале они заняли Вентспилс и Кулдигу, а к марту — большую часть Курземе. С севера при этом наступали эстонские, а с юга — польские войска. 22 мая была взята Рига. Полный контроль над Латвией правительство Ульманиса сумело восстановить лишь к январю 1920 года, когда советское правительство Латвии объявило о самороспуске.
В результате Латвия оказалось в состоянии войны с РСФСР. В целях её прекращения при подписании Рижского договора 11 августа 1920 года РСФСР не востребовало назад территории, ранее переданные РСФСР Советской Латвии (северо-западная часть Витебской губернии, включая уезды Двинский, Лудзенский, Резекненский и часть Дрисского), а также часть Островского уезда Псковской губернии с городом Пыталово — 65,8 тыс.км² с 1,6 млн жителей). Уезды, переданные Временным правительством от Эстляндии, также остались в составе Латвии.
В Эстляндии так же, как и в Курляндии, в октябре 1917 года власть перешла в руки Советов. В январе 1918 года был опубликован проект конституции, по которому Эстония провозглашалась автономной республикой в составе РСФСР. К концу февраля Эстония была полностью оккупирована германскими войсками. 24 февраля 1918 года Комитет спасения, уполномоченный Земским советом (создан при Временном правительстве) провозгласил независимую Эстонскую республику. После поражения Германии 11 ноября 1918 года при содействии британских спецслужб само себя сформировало проантантовское Временное правительство Эстонии, которое повторно провозгласило создание суверенного Эстонского государства. 29 ноября в Нарве была провозглашена Эстляндская трудовая коммуна. Декретом от 7 декабря 1918 года РСФСР признала Эстляндскую Советскую Республику, которой было передано от Петроградской губернии левобережное Принаровье (ныне уезд Восточная Вирумаа) с городами Нарва и Ивангород.
Реакция на создание независимых государств на территории прибалтийских губерний России в мире была неоднозначной. После их признания со стороны РСФСР, в августе 1920 года госсекретарь США Б. Колби заявил, что Госдепартамент «продолжает быть настойчивым в своем отказе признавать прибалтийские государства в качестве независимых от России государств», так как
…американское правительство… не считает полезными какие-либо решения, предложенные какой-либо международной конференцией, если они предполагают признание в качестве независимых государств тех или иных группировок, обладающих той или иной степенью контроля над территориями, являвшимися частью Российской империи.
Только в июле 1922 года его преемник Ч. Хьюз объявил, что США «последовательно настаивали, что расстроенное состояние русских дел не может служить основанием для отчуждения русских территорий, и этот принцип не считается нарушенным из-за признания в данное время правительств Эстонии, Латвии и Литвы, которые были учреждены и поддерживаются туземным населением», что открыло возможность к признанию этих правительств.
Вхождение Эстонии, Латвии и Литвы в состав СССР датируется утверждением VII сессии Верховного Совета СССР решений о принятии в состав Союза Советских Социалистических Республик: Литовской ССР — 3 августа, Латвийской ССР — 5 августа и Эстонской ССР — 6 августа 1940 года, на основании заявлений, ранее поступивших от высших органов власти соответствующих прибалтийских государств.
Это событие принадлежит общему контексту развития международных отношений в Европе на протяжении предшествующих лет, которое, в конечном счёте, привело 1 сентября 1939 года к началу Второй мировой войны. Однако в ретроспективной международно-правовой оценке трёх вышеуказанных двусторонних межгосударственных актов, принятых в августе 1940 года, единого мнения историки и политики не имеют. Современные Эстония, Латвия и Литва считают действия СССР оккупацией с последующей аннексией.
Вопрос 19
Важнейшим направлением внешней политики СССР в первые послевоенные годы являлось формирование прочной системы безопасности страны как в Европе, так и на дальневосточных рубежах.
В результате победы стран антигитлеровской коалиции над державами фашистско-милитаристского блока роль и влияние Советского Союза в международных отношениях неизмеримо возросли. В процессе послевоенного мирного урегулирования в Европе произошли значительные территориальные изменения, в том числе и на западных границах СССР. Была ликвидирована Восточная Пруссия, часть территории которой передана Польше, а города Кенигсберг и Пиллау с прилегающими к ним районами присоединены к СССР и образовали Калининградскую область РСФСР. К Литовской ССР отошла территория Клайпедской области, а также часть территории Белоруссии. К Эстонской ССР была присоединена часть Псковской области РСФСР.
Согласно советско-чехословацкому договору о Закарпатской Украине от 26 июня 1945 г., ее территории были присоединены к Украинской ССР. Граница СССР с Польшей, согласно договору о советско-польской государственной границе от 16 августа 1945 г., была установлена с небольшими изменениями в пользу Польши там же, где она была демаркирована в сентябре 1939 г. между СССР и Германией, и в целом соответствовала "линии Керзона", предложенной странами Антанты в 1920 г.
На Дальнем Востоке в соответствии с договоренностями, достигнутыми на Крымской конференции 1945 г.,
Советскому Союзу был возвращен Сахалин и переданы Курильские острова, включая четыре острова юга Курильской гряды.
До сих пор отсутствует достаточно полное исследование процесса установления границ современной Польши, - объективное, не привязанное к защите идеологических интересов какой-либо страны, опирающееся на комплекс отечественных и зарубежных документальных и архивных источников, а также историографию. Исследователи СССР, затем России, ПНР, затем Республики Польши (ПР) практически всегда придерживались крайностей, не признавая исторических ошибок, допущенных правительствами двух стран в 1939-1945 гг. В целом создается впечатление, что такие работы во многих случаях имели однобокий характер и были тесно связаны с господствовавшими в известное время политическими тенденциями трактовки происходивших событий. Существует также немало изданий, рассчитанных на патриотические эмоции читателей, со стремлением побудить к защите своей родины, и подчас без учета аргументов позиций противоположных сторон.
Предметом исследования является процесс формирования границ РП в контексте советско-польских отношений военного времени; а объектом - польский вопрос в целом, его влияние, значение применительно к событиям на мировой арене и отношениям двух государств как в военный период, так и после него. Польский вопрос в завершенном виде окончательно обозначился в 1943 г. - после разрыва дипломатических отношений между Советским Союзом и польским эмигрантским правительством в Лондоне (ПЭП). Он включал в себя две главные оставляющие - какие границы будет иметь послевоенное польское государство, и что будет представлять собой его правительство — либо ПЭП в неизменном виде, либо новое трансформированное правительство.
Хронологические рамки исследования охватывают 1939-1945 гг., т.е. годы Второй мировой войны, начиная с интервенции германских войск на территорию Польши до окончательного урегулирования польского вопроса на конференции в Потсдаме между лидерами «большой тройки», а затем подписания соответствующих договоров между Советским Союзом и объединенным правительством Польши. Однако, рассмотрение проблемы польских границ невозможно без обращения к предшествующим и последующим периодам истории отношений двух стран.
В советской историографии установление границ дружественной Польши изначально и однозначно рассматривалось как восстановление исторической справедливости - воссоединение западных земель Белоруссии и Украины с БССР и УССР, а также польской Силезии, Поморья и Западной Пруссии с Польшей1. В послевоенный период, в начале 1950-х гг., эта концепция получила обоснование также и в трудах ряда польских историков — Е.Ковальчика и В. Бруса и ряда др. Авторы находились под непосредственным влиянием требований эпохи, и их фразеология пестрит политизированными клише и штампами. Этим работам свойственна интерпретация событий в пользу советского правительства, но категоричность практически не подтверждается ссылками на архивные данные или другие источники, цитаты из которых звучали бы однозначно в пользу позиции СССР. Используется переписка держав антигитлеровской коалиции, газета «Правда» периода войны, материалы Нюрнбергского процесса, интерпретируемые в указанном направлении и т.п. Этот источнико-вый вакуум соответствующие историки стремились компенсировать ссылками на «авторитетные» труды В.И. Ленина, И.В. Сталина, М.И. Калинина и других вождей. В частности, по вопросу о границе утверждается: Советский Союз был не согласен с Рижским договором, но не высказывал претензий, пока в Польше существовало государство и правительство, т.е. соблюдал союзнические обязательства.
Вопрос 20