Чересчур стремящийся к победе не победит
ОТАКИ ХИДЕО, 9дан
Десять
Заповедей Го.
Перевод с анг. и редактирование
Шикшина В.Д.
Казань
Оглавление
Введение
1. Чересчур стремящийся к победе не победит .............….1
2.Если вторгся в сферу влияния противника, будь
снисходительнее .......................................................……….2
3. Прежде чем атаковать, оглянись на самого себя ............6
4. Отдав камень, борись дальше ................................……...8
5. Отдай малое, возьми большое ...............................……..10
6. Если грозит опасность, не задумываясь, отдавай...........13
7. Воздержись, не разбрасывайся ..............................……..15
8. Когда противник атакует, непременно отвечай..............18
9. Если противник укрепился, укрепись и сам................…20
10.Если безнадежно изолирован, избери мирный путь......23
Введение.
Считается, что "Десять заповедей Го" разработал китайский
чиновник высшего ранга эпохи То Осэкинин. Предания,
передающие суть Го, которые Осэкинин получил от старой
женщины - мастера Го, того времени, освящены веками
и знамениты.
Сюсаку Хонинбо превратил "Десять заповедей Го" в свое
жизненное правило и продиктовал их игроку Го по имени
Хиросаку Иситами. Они украсили начало сборника игры в Го
"Когёкуёин" мастера Сюсаку , вышедшего в тридцатом году
Мейджин ( 1897 ). Это явилось причиной того, почему "Десять
заповедей Го " стали связывать с именем Сэсаку.
Отаки Хидео
Отдав камень, борись дальше.
Отдав камень, делай следующий ход. Не цепляясь за
пожертвенный камень, оцени всю доску в целом и продолжай
бороться. Вообще - это только слова. Однако,
Диа.7 Диа.8
в партии бывает так, что где-то не доглядишь, и непременно
какая-то группа будет захвачена в плен. Например, такой случай:
Диа. 7. В результате ходов 1-4 черный камень 1 попал в "атари".
Черные решили спасти его ходом 5- В результате вся их группа
после белого б оказалась под атакой.
Диа. 8. Черные не должны цепляться за камень 1. Лучше
защитить всю группу, играя "тоби" 5.
С хема 5
Схема 5. При игре на четырех камнях белые ходом 1 сделали
"кири" черной группе. Итак, что же надо делать?
Правильный ответ - отдать 5 черных камней и соединится
ходом 2. Тем самым дать белым себя окончательно отрезать, но
зато совершить "учикоми" ходом 6.
В нашем случае жертва пяти камней по очкам не превышает
и десяти очков. Напротив, "учикоми" внизу доски, похоже, несет в себе разрушительную силу.
С х е м а б
Схема 6. У тебя окружили лишь одну группу и ты не хочешь с ней расставаться. Однако, на ход черных 2 белые умело отвечают 3 и 5 и
к ходу 9 завершают защиту нижней части доски. Хотелось, чтобы читатель очень хорошо почувствовал разницу между схемами 5 и 6.
ОТАКИ ХИДЕО, 9дан
Десять
Заповедей Го.
Перевод с анг. и редактирование
Шикшина В.Д.
Казань
Оглавление
Введение
1. Чересчур стремящийся к победе не победит .............….1
2.Если вторгся в сферу влияния противника, будь
снисходительнее .......................................................……….2
3. Прежде чем атаковать, оглянись на самого себя ............6
4. Отдав камень, борись дальше ................................……...8
5. Отдай малое, возьми большое ...............................……..10
6. Если грозит опасность, не задумываясь, отдавай...........13
7. Воздержись, не разбрасывайся ..............................……..15
8. Когда противник атакует, непременно отвечай..............18
9. Если противник укрепился, укрепись и сам................…20
10.Если безнадежно изолирован, избери мирный путь......23
Введение.
Считается, что "Десять заповедей Го" разработал китайский
чиновник высшего ранга эпохи То Осэкинин. Предания,
передающие суть Го, которые Осэкинин получил от старой
женщины - мастера Го, того времени, освящены веками
и знамениты.
Сюсаку Хонинбо превратил "Десять заповедей Го" в свое
жизненное правило и продиктовал их игроку Го по имени
Хиросаку Иситами. Они украсили начало сборника игры в Го
"Когёкуёин" мастера Сюсаку , вышедшего в тридцатом году
Мейджин ( 1897 ). Это явилось причиной того, почему "Десять
заповедей Го " стали связывать с именем Сэсаку.
Отаки Хидео
Чересчур стремящийся к победе не победит
Чрезмерные домогательства, претенциозные и жадные ходы
приводят к потере баланса на доске и проигрышу партии.
Наверное, это не требует объяснений. У читателя, по-видимому,
немало собственного опыта, когда он из-за чрезмерного захвата
территории подвергался контратаке, а также терял большую
группу из-за того, что вытягивал окруженные противником камни.
Это объясняется тем, что мысль переконцентрирована на одном
направлении. Если баланс всей доски в целом будет всегда в
центре внимания, то не станет ни претенциозных, ни бесполезных,
ни жадных ходов. Нужно мысленно охватить всю доску в целом.
Диа. 1 Диа. 2
Диа.1 Черные ходом 1 пытаются разрушить белую
территорию. Однако, это жадный ход, который не учитывает
всю доску в целом.
Диа. 2 С учетом сильной позиции белых лучше нападать сверху, делая белую позицию переконцентрированной.
Схема 1. Например, при игре с гандикапом белые ходом 1
вторглись в самом начале партии. По правде говоря, это наводит
на мысль о чрезмерном нетерпении белых. Малодушный игрок,
думающий
только лишь о территории в углах, сделает "оси" (блокирование) ходом черных в пункт "а" и тем самым позволит белым сделать "ханэ" (ход на
голову) в пункт "в". Таким
образом, мы видим, как
бесполезный ход находит отклик, и к чему приводит
потеря здравого смысла.
Схема 1
Схема 2 Сейчас самое важное будущее- двух камней @, поэтому проблемой угла в настоящий момент можно пренебречь.
Сначала сделаем сильный
ход - "сагари" (опускание) 1.
И не важно, что при этом камне белым удается занять угол ходом 10.
Схема 2
Если после этого черные займут важные пункты "а" в центре
или "b", то за ними будет неоспоримая победа. Ход, превращающий претензии белых в пустые претензии, - "сагари" 1.
Необоснованная претенциозность, приносящая положительный
результат, в случае ошибки противника говорит о том, что
правильная дорога еще не найдена.