И формирование политической мысли в vii веке

Арабская государственность берет свое начало на Аравийском полуострове, когда в VI веке процесс феодализации в Аравии стал охватывать все больше областей. В основном это были регионы, где отлично развито земледелие, доминирует бродячее скотоводство и родоплеменные дела. Становление земледелия и животноводства ведет к имущественной дифференциации общества, внедрение рабского труда.

Вожди родов и племен строят свою власть не только на обычаях, авторитете и почтении, но и на денежной силе. Племена Аравии были изолированы и имели абсолютную независимость в религиозных делах. Практически любое племя имело свое божество (идола) и не желало признавать иных. Доминировали в основном такие религии, как христианство и иудаизм. К войнам между племенами приводило недостаточность плодородных земель и территорий.

Арабские племена, в основном которые преобладали на Аравийском полуострове, делились по этническому происхождению на йеменские, или южно-арабские, а также северо-арабские. Большинство арабов в VII веке отдавало преимущество кочевникам (так именуемые бедуины «степняки»).[3]

В Аравии существовало довольно-таки больше возможностей для бродячего скотоводства, нежели для земледелия, которое практически всюду носило оазисный нрав. Методами производства в бродячем скотоводческом хозяйстве служили территории (земля), которые были пригодны для летних и зимний пастбищ, и скот.

Социально-экономическое развитие различных областей Аравии было неодинаковым. Следует заявить о предшествующей истории Йемена, которая относится к I тысячелетию до н.э. Появившееся во II веке до н.э. последнее рабовладельческое государство в Йемене – Химьяритское царство , перестало существовать в конце 1-ой четверти VI века.

За основу экономики брали земледелие, так как преобладало большое количество богатых водных источников. Общественность делилась на благородных (знать), купцов, свободных земледельцев, свободных ремесленников и рабов. За долго до этого, по сравнению с остальной Аравией развитие Йемена стимулировалось той посреднической ролью, которую он играл в торговле с Сирией, Египтом и Палестиной, а уже со II века н.э. и всей Индии, Средиземноморья, Эфиопии.

На Западе Аравии был расположен значительный перегрузочный пункт на караванном пути из Йемена в Сирию, который назывался Мекка, процветающий за счет транзитной торговли. В основном местными продуктами, которые имели большой спрос и перевозились данными караванами были кожи, изюм из оазиса Таиф, которые очень ценились за пределами Аравии, а также финики, желтый песок, лекарственные растения, йеменские благовония и серебро в слитках из рудников Аравии. Из Индии перевозились пряности и ароматичные вещества, корица, китайские шелка, а из Африки – рыба, слоновая кость и золото. Так же, мекканские торговцы увозили в Аравию стеклянную посуду, византийские ткани, а также металлические изделия, в том числе орудие, растительное масло и зерно.

Другим крупным городом Аравии считалась Медина (Ястриб), которая тоже была земледельческим центром оазиса, и здесь преобладало кое-какая численность ремесленников и купцов. Но к началу VII века, большая часть арабов, проживавших в центральных и северных областях оставалась кочевниками (бедуины-степняки); в данной части Аравии начали складываться раннефеодальные отношения и шел интенсивный процесс разложения родоплеменного строя. Рабовладельческое же общество Йемена в VI веке переживало острый кризис.

Доисламская арабская вера основывалась на многобожии. У народа было представление о верховном божестве, которого именовали Аллахом (арабское Ал Илах). Происхождение феодальных отношений и разложение родоплеменного строя привели к упадку старой религиозной идеологи. Вторжению в Аравию христианства и иудейства содействовала торговля арабов с примыкающими государствами (с Сирией и Эфиопией, где христианство утвердилось в IV веке). В Аравии в IV веке было замечено перемещение ханифов, которые заимствовали у христианства и иудейства кое-какие верования, которые были общие у этих двух религий и признали единственного бога.

Это движение было ориентировано против племенных и городских культов, за создание единственной религии, признающей единственного бога. В центрах Аравии, где феодальные дела получили большее развитие, появилось это новое учение, а до этого оно преобладало в Йемене и городе Ястрибе. Учением была захвачена и Мекка, где одним из его представителей был купец Мухаммед, который и был основоположником новой религии ислама. В Мекке это учение встретило сопротивление со стороны знати, в итоге чего Мухаммед и его сторонники в 622 г. были обязаны покинуть город и бежать в Ястриб. Так же от этого года проводится мусульманское летосчисление. Город Ястриб стал именоваться Медина, т.е город пророка (так стали именовать Мухаммеда), так же тут была основана мусульманская община как религиозно-военная организация, которая в дальнейшем перевоплотилась в политическую силу и стала центром объединения Аравии в единое государство.[4]

Ислам как религия братства всех мусульман был принят , прежде всего, простым народом , независимо от племенного разделения и который очень давно потерял веру в могущество богов ,которые не защитили их от кровавой родоплеменной резни, разорения и бедствий. В начале аристократия, прежде всего мекканская, не воспринимала ислам и отнеслась к этой религии очень агрессивно, но в дальнейшем она изменила свое отношение к мусульманам, так как политическое объединение Аравии под их управлением и контролем было в их интересах. Религия ислам оставила частную собственность и признала рабство. В 630 году между конфликтующими силами было достигнуто перемирие и согласован договор, в котором говорилось о том, что Мухаммед является пророком и главой Аравии, а ислам – новая религия. В скором времени посредники родоплеменной и торговой знати составляли состав иерархии мусульман.

К концу 630 года большая часть Аравии приняла власть Мухаммеда, и это положило начало образования Арабского государства (халифата). Это так же способствовало объединению оседлых и бродячих арабских племен в единый народ с еденным арабским языком. Положение Арабского государства можно разделить на 3 основных периода по названию правящих династий или по промежутку нахождения главного города.

Мекканский этап – это время правления Мухаммеда и его сторонников (661– 662 гг.). Дамасский этап – правление Омейадов (661-750 гг.) и Багдадский этап – правление династии Аббасидов (750-1055 гг.)

В 632 году, после смерти Мухаммеда устанавливается система правления халифов (заместителей пророка). Первые халифы являлись помощниками пророка и при их власти начались обширные завоевания территорий. Через 8 лет арабы владели практически всей Сирией и Палестиной, но большое количество государств сдались без сопротивления при условии что их собственная свобода,свобода христиан и иудеев не будет захвачена[5]. После этого арабы так же захватили Иран и Египет и в конечном счете, за счет последующих завоеваний создалось большое феодальное государство. Последующая феодализация, которая сопровождалась увеличением власти крупных феодалов и их владений, привела к распаду этого государства, начавшегося уже с конца VIII века.

Эмиры – наместники халифов постепенно добиваются независимости от центральной власти и реорганизуются в суверенных правителей. Почти все завоеванные государства освобождаются от власти халифов. Завершается политический распад Халифата к середине X века, который был ослаблен за счет подъема феодальной раздробленности, восстания этнических масс и борьбы государств Передней и средней Азии. В 945 году, династия Буидов, которая правила в Западном Иране лишила власти халифа, сохранив за ним лишь духовную власть, и захватила Ирак совместно с Багдадом.[6]

Целиком Багдадский халифат был захвачен турками сельджуки в середине XI века.

Таким образом, характерной особенностью формирования государства у арабов была религиозная окраска этого процесса, а именно: тесная связь формирования государственности и возникновения новой религии - ислама.

Ислам, не только объединил разрозненные враждующие арабские племена в единое государство, но и предопределил политико-правовую мысль и систему арабского Востока.

Наши рекомендации