Государственного управления
Павел I пытался «исправить» все, что, по его мнению, было приведено в беспорядок матерью, действуя в том же русле абсолютистского управления. Он стремился укрепить и возвысить принцип самодержавия, единоличную власть по прусским государственным образцам, внедрить в российское управление идеи почитаемого им родственника — короля Пруссии Фридриха: 1. Актом 5 апреля 1797 г. был установлен порядок престолонаследия от отца к старшему сыну по закону, гарантирующий престол от случайной узурпации и воцарения женской особы; учреждавший императорскую фамилию и право императора определять супружеские браки ее членов, что закрепило на российском престоле династическую линию потомков голштин-готторпских герцогов[47].
2. Укрепил самодержавную власть, ослабил значение Сената, но усилил надзор генерал-прокурора Сената за органами центрального управления и местных прокуроров за губернаторами, другими чиновниками. Учредил военные губернаторства в столице и Москве. Упразднил ряд наместничеств, где генерал-губернаторы проявляли самостоятельность.
3. По линии централизации управления он воссоздал Мануфактур-, Камер-, Берг- и некоторые другие коллегии, поставил во главе их директоров, наделил правом личного доклада царю, самостоятельностью действий от членов коллегий. Главу Коммерц-коллегии В.А. Гагарина именовал министром. Казначею А.И. Васильеву подчинил казначейские экспедиции Сената, выделенные из ведения генерал-прокурора. В самостоятельное центральное учреждение выделен из Сената Почтовый департамент. Самостоятельным стал и Департамент водяных коммуникаций. Для управления землями и крестьянами царской фамилии создано центральное ведомство во главе с департаментом уделов, который возглавил министр Уделов. Павел I составил записку «Об устройстве разных частей государственного управления», где содержался план учреждения министерств вместо коллегий.
4. Павел отказался от курса матери с ее опорой на «просвещенное» дворянство, приостановил действие многих статей жалованной грамоты дворянства, ограничил дворянские привилегии, права и льготы, решил восстановить «блеск самодержавия», уменьшить влияние дворян на царское управление, обязал их вновь служить, восстановил для них телесные наказания, ввел сборы с дворян на содержание губернской администрации, упразднил губернские и ограничил уездные дворянские собрания, расширил сферу вмешательства губернатора в дворянские выборы, сократил впятеро количество дворян-избирателей.
5. В стремлении оградить Россию от влияния Французской революции ужесточил цензуру, запретил частные типографии, употребление слов «граждане», «отчество», «общество» и др., поездки во Францию, импорт французской литературы, пользование французским языком и т.д.
6.Перетряхнул местное управление, перекроил губернское, уездное деление[48], уменьшил число губерний и соответственно их учреждений, закрыл приказы общественного призрения, возвратил окраинам прежние структуры и формы управления.
7. Изменил радикально городское управление на немецкий манер, объединил с полицейскими органами слабое сословное управление в городах. Упразднил в губернских городах думы, управы благочиния, учредил ратгаузы во главе с назначенными императором президентами, которые контролировались губернаторами и Сенатом, имели в своем составе чиновников, как назначаемых Сенатом, так и избираемых горожанами и утверждаемых императором. Объединены административные, полицейские, финансовые, хозяйственные и частично судебные функции. Ратгаузам подчинены магистраты, ратуши. Уменьшено число сословных судебных структур. В 1799 г. в губернских и уездных городах созданы ордонансгаузы во главе с полицмейстером, городничим или комендантом. Новые военно-полицейские органы ведали и военным судом, тюрьмами.
8. Проявил стремление опереться на бюрократию, увеличил число чиновников в центральном и местном аппарате, провел ряд мер по укреплению служебной дисциплины. Павел I централизовал до крайности управление, усилил его деспотическую форму, вмешивался лично во все детали управления через собственную канцелярию, Сенат, Синод, коллегии, укреплял единоначалие, роль бюрократии, углубляя кризисное состояние системы абсолютистского правления, которая не смогла избавить Россию от нового обострения противоречий, антикрепостнических выступлений на рубеже XVIII—XIX вв., кровавой смены верховной власти весной 1801 г.
* * *
Государственное управление во второй половине XVIII в. было направлено на укрепление власти абсолютного монарха, еще более централизовано и бюрократизировано.
Умножены и укреплены органы на местах, которым переданы некоторые функции центрального управления; широкие полномочия предоставлены губернаторам и генерал-губернаторам, возвышен институт губернаторства. Учреждены наместничества.
Усовершенствовано общественное сословное управление. Дворянству, городам жалованы права самоуправления, корпоративной организации, функционирования на основе законов империи, под контролем царской администрации. Изменено, ужесточено государственное управление духовенством, крестьянством, казачеством.
Осуществлена полицеизация управления, особенно местного, уездного, во главе которого поставлены полицейские чины, созданы специальные полицейские управы благочиния.
Система государственного управления реформирована чисто императорско-административными методами. Проигнорированы прогрессивные идеи западных и отечественных мыслителей-просветителей, депутатов Уложенной комиссии, зарубежный опыт организации управления, движения к гражданскому обществу, конституции, всесословному представительному управлению.
Реформы управления не ослабили остроты внутренних социальных противоречий, не обеспечили любезных монархам тишины и спокойствия, не избавили империю от потрясений, вызванных разложением средневековых институтов и стремлением спасти их, не останавливающимся перед применением исполнительно-деспотического давления, превратившего Россию в «царство страха», в условиях которого стал возможен еще один кровавый дворцовый переворот. Павловская контрперестройка обнаружила неустойчивость самодержавно-абсолютистского государственного управления, чередование в нем «просвещенных» и деспотических начал, организационную слабость его звеньев, усиление крайней бюрократической централизации, вмешательство монарха во все сферы, уровни, детали управления, жесткую регламентацию в организации и деятельности управленческих структур.
Усилия Екатерины II и Павла I в сфере управления носили ярко выраженный охранительно-традиционалистский характер, укрепляли феодальные устои, консерватизм системы государственного управления, отдаляли Россию от Запада, где распространялись и утверждались реформистскими и революционными способами демократические процессы; создавали предпосылки для дальнейшего отставания страны, неадекватно отражали назревавшие объективные потребности XVIII в. На эти процессы, на Французскую революцию Екатерина II отреагировала жестко. Преследовалось свободомыслие, были сурово наказаны российские просветители, активизирован полицейский сыск, ужесточены наказания за преступления. Забыты либеральные высказывания, сброшена маска просвещенной императрицы, «просвещенный» абсолютизм заменен режимом «военной и полицейской диктатуры»[49]. По свидетельству В.О. Ключевского, иностранцы, путешествующие по России в 1790-е гг. с целью ознакомления на месте с итогами екатерининского правления, пророчили, что рано или поздно эти преобразования непременно приведут к великой революции в России.
Вопросы для самопроверки
1. Предпосылки и условия изменения государственного управления во второй половине XVIII в.
2. Реорганизация функций, органов высшего и центрального управления в 60—90-е гг.
3. Реформа местного управления на основе «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» 7 ноября 1775 г.
4. Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства (21 апреля 1785 г.) и формирование сословного дворянского управления.
5. Становление государственного и общественного управления в соответствии с грамотой на права и выгоды городам Российской империи (21 апреля 1785 г.).
6. Усиление государственных начал в церковном, крестьянском, казачьем управлении.
7. Социальная направленность, основные черты и уроки реформирования государственного управления во второй половине XVIII в.
Рекомендуемая литература
Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVIII — в первой половине XIX века. М., 1994.
Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства. 21.04.1785 г. // Политическая история России. Хрестоматия. М., 1996.
Медушевский А.Н. Утверждение абсолютизма в России. М., 1994.
Наказ императрицы Екатерины II, данный комиссии о сочинении проекта нового уложения. // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 1999. № 3.
Наставление губернаторам. 21.04.1764 г. // Учреждения государственного управления в России: опыт формирования и эволюция. Документы повествуют... Нижний Новгород, 1994.
Об учреждении в Сенате, в Юстиц-, Вотчинной и Ревизион-коллегиях департаментов, о разделении по оным дел. Манифест 15.12.1763 г. // Учреждения государственного управления в России: опыт формирования и эволюция. Документы повествуют... Нижний Новгород, 1994.
Отечественная история с древнейших времен до 1917 г. Энциклопедия. А-Д. М., 1994.
Платонов С.Ф. Учебник русской истории. СПб., 1993.
Российская государственность: исторический аспект. М., 1995.
Учреждение для управления губерний... 7.11.1755 г. // Политическая история России. Хрестоматия. М., 1996.
[1] Броневский С.М. Исторические выписки о сношениях России с Персиею, Грузиею и вообще с горскими народами, в Кавказе обитающими, со времен Ивана Васильевича доныне. СПб., 1996. С. 49—50.
[2] Абсолютизм — абсолютная монархия — форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть. При абсолютизме феодальное государство достигает наивысшей степени централизации, создаются разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия и полиция, деятельность органов сословного представительства, как правило, прекращается. Расцвет абсолютизма в странах Западной Европы — это XVII — начало XVIII в. В России абсолютизм существовал в XVIII — начале XX в. Ликвидирован в большинстве стран буржуазными революциями.
[3] Меркантилизм(от итал. — торговец, купец) — экономическое учение и экономическая политика, отражавшая интересы торгового капитала эпохи, предшествующей промышленному капиталу. Меркантилисты добивались преобладания вывоза товаров за границу над ввозом их в страну для накопления в стране денег (золота и серебра). Протекционизм (лат. — покровительство кому-нибудь в устройстве его дел) — экономическая политика государства, направленная на ограждение национальной экономики от иностранной конкуренции. Реализуется посредством поощрения отечественной промышленности, стимулирования экспорта и ограничения импорта.
[4] Скрынников Р.Г. История российская IX—XVII вв. М., 1997. С. 465.
[5] Платонов С.Ф. Учебник русской истории. СПб., 1997. С. 242.
[6] См. подробнее: Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. Учебник для вузов. М., 1997. С. 104—105.
[7] Государственная служба в России. Документы повествуют: Нижний Новгород, 1994. С. 3—6; История государственной службы в России XVIII — XX веков. М., 1999. С. 15—20; Понеделков А.В. Элита. Ростов н/Д, 1995. С. 114-122; и др.
[8] См.: Понеделков А.В. Элита. С. 114-122; и др.
[9] Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1983. С. 77-78.
[10] Государственные учреждения в России. Документы повествуют. Н.Н., 1994. С. 18.
[11] Имеется первый опыт периодизации династии Романовых: I период: 1613-1725 гг. –бояре Романовы на русском престоле; II период: 1725-1796 – обновление династии Романовых; III риод: 1796-1018 – герцоги Голштинские – русские цари «Романовы»; IV период: 1917 – начало XXI в. – Голштейн-Готторп «Романовы» в изгнании. См.: Чашков В.Н. Романовы: кто они? //Отечественная история. 1998. № 1. С. 167-176.
[12] См.: Быстренко В.И. История государственного управления и самоуправления в России. Учебное пособие. Новосибирск – Москва, 1997. С. 37 и др.
[13] Таблица составлена по данным Советской исторической энциклопедии. Т. 7, 11. М., 1965. С. 482; 1968. С. 559—566; Советского энциклопедического словаря. М., 1990. С. 608, 1070. Берг-, Мануфактур-, Коммерц-коллегии и Главный магистрат стали органами государственного регулирования национальной экономики, органами осуществления торгово-промышленной политики самодержавия на основе меркантилизма. До конца первого десятилетия XVIII в., т.е. до перелома в политике, Россия не знала органов управления торговлей и промышленностью.
[14] Кизеветтер А.А. Местное самоуправление в России. М., 1910. С. 97—98.
[15] Кизеветтер А.А. Указ. соч. С. 98—103.
[16] Александров В.А. Сельская община в России (XVII — начале XIX в.). М., 1976. С. 178—179. Глубокий трагизм скрывают полуграмотные строки мирских приговоров, санкционировавших денежную компенсацию одиноким матерям и женам рекрутов.
[17] Бурмистерская палата (Московская ратуша) просуществовала до 1720 г., когда был создан такой орган, как Московский магистрат.
[18] Писарькова Л. Ф. Развитие местного самоуправления в России до великих реформ: обычай, повинность, право // Отечественная история. 2001. № 2. С. 18—23.
[19] Кизеветтер А.А. Указ. соч. С. 113—114.
[20] Мунчаев Ш. М., Устинов В. История России. Учебник для вузов. М., 1997. С. 108.
[21] Сахаров А.Н. Конституционные проекты и цивилизационные суды России // Отечественная история. 2000. № 5. С. 11—18.
[22] М.М. Щербатов пытался реализовать свои идеи, возглавляя дворянских депутатов в Уложенной комиссии 1767—1768гг. См.: Коваленко В. И. Михаил Михайлович Щербатов // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 1999. № 1. С. 70—79.
[23] В управлении при Екатерине сочетались черты сословного и полицейского государства во имя укрепления ее власти и мощи империи. См.: Рэгсдейл X. Просвещенный абсолютизм и внешняя политика в России в 1762—1815 гг. // Отеч. история. 2001. № 3. С. 4.
[24] См.: Рэгсдейл Х. Указ. соч. С. 4.
[25] Ключевский В.О. Соч.: В 9 т. Т. 5. Курс русской истории. М., 1989. С. 105. См. также: Минаева Н.В. Никита Иванович Панин // Вопросы истории. 2001. № 7. С. 74.
[26] См.: Учреждения государственного управления в России: опыт формирования и эволюция. Документы повествуют... Н. Н., 1994. С. 31-33.
[27] Учреждения государственного управления в России... С. 84,85. Уезд представлял собой издавна сложившийся округ, состоял из земель, волостей, тянувшихся географически к городу, стал территориальной, административной, финансовой единицей. Уезды, губернии, провинции отличались ранее по количеству земли, жителей. Увеличение числа уездов по указу Екатерины II потребовало превращения многих сел, деревень, слобод в уездные города. См.: Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М., 1993. С. 273.
[28] В работные дома собирали нищих, людей, которые «праздно шатались». В смирительные дома помещики сдавали непокорных крепостных, родители — неповиновавшихся детей. Там существовал полутюремный режим, принудительный труд, телесные наказания. По сути это были тюремные учреждения.
[29] См.: Из учреждений для управления губернией. 7 ноября 1775 г. // Политическая история России. Хрестоматия. М., 1996. С. 201—207.
[30] Совестный суд правил дела малолетних, безумных преступников, разбирал жалобы в порядке примирения, рассматривал дела не по формальному указанию законов, а по естественной справедливости. См.: Платонов С.Ф. Указ. соч. С. 284.
[31] Институт наместников усовершенствован в XIX в., возрожден своеобразно в конце XX в. Указом «О полномочном представителе Президента Российской Федерации» (13.05.2000) учреждено 7 федеральных округов. По версии газеты «Крестьянин» (18—24.05.2000. №20. С. 1), полпреды главы государства «наделяются беспрецедентными генерал-губернаторскими полномочиями», станут «фактически его наместниками».
[32] 23 октября 1762 г. разрешено всем сословиям создавать мануфактуры. Позволено в 60-е гг. создавать текстильное производство без регистрации. 17 марта 1775 г. предоставлено «всем любезно-подданным» право устраивать любые промышленные предприятия. Активизировались банки. Дворянский банк приобрел в 1786 г. статус государственного заемного. Создан в связи с выпуском ассигнаций Государственный ассигнационный банк. За 10 лет (1775— 1785 гг.) удвоилось число городов. См.: Паппс Р. Россия при старом режиме. М., 1993. С. 285.
[33] Манифестом от 14 декабря 1766 г. о созыве Уложенной комиссии введены новое понятие «город» как тяглая и юридическая единица, выборные городские головы, баллотировка шарами, известная в России начиная с эпохи Петра I при принятии коллективных решений в учреждениях.
[34] См.: Грамота на права и выгоды городам Российской империи. 21 апреля 1875г. // Политическая история России. Хрестоматия. М., 1996. С.244-311.
[35] 1. Владельцы домов, земель, иной недвижимости в городе — «настоящие городские обыватели». 2. Купцы трех гильдий. 3. Цеховые ремесленники. 4. Иногородние и иностранные гости (торговцы). 5. Именитые граждане: а) выборные должностные лица, получившие звание степенных, похвалу за службу заседателем губернского магистрата, совестного суда, бургомистром, городским головой и другую городскую службу; б) профессиональные дипломированные ученые; в) архитекторы, живописцы, скульпторы, «музыку учинители»; г) состоятельные капиталисты, объявившие свои капиталы свыше 50 тыс. руб.; д) банкиры; е) оптовые торговцы; ж) кораблевладельцы. 6. Посадские-цеховые, имеющие капитал, занятые ремеслом, рукоделием, — самый многочисленный разряд.
[36] Ключевский В.О. Указ. соч. С. 112.
[37] Платонов С.Ф. Указ. соч. С. 286.
[38] В петровское время употреблялся термин «шляхетство» для обозначения служилого сословия, замененный «дворянством» в условиях оформления сословия и утверждения абсолютизма. В 1736 г. срок обязательной службы дворян сокращен до 25 лет. При Елизавете он стал еще короче, подготовлен проект о полном освобождении дворян от обязательной службы.
[39] В документе 4 раздела и 92 статьи. См.: Политическая история России. Хрестоматия. М., 1996. С. 208—243.
[40] «Бесправное при Петре Великом шляхетство облегчило несколько свои тяготы при императрице Анне, замкнулось в благородное сословие при Елизавете, освобождено от обязательной службы при Петре III, при Екатерине II обращено в привилегированное сословие с широким сословным самоуправлением и с большими административными полномочиями». Платонов С.Ф. Указ .соч. С. 286.
[41] Политическая история России. Хрестоматия. М., 1996. С. 208.
[42] Ключевский В.О. Указ. соч. С. 166.
[43] Государство стало выдавать монастырям сначала до 30 десятин, архиерейским домам — 6—9 десятин земли, а в 1797 г. увеличило наделы для монастырей до 60 десятин и для архиерейских домов — до 30 десятин.
[44] Подробно см.: Писарькова Л.Ф. Развитие местного самоуправления в России до великих реформ: обычай, повинность, право // Отечественная история. 2001, № 3. С. 29.
[45] В 1782 г. крепость св. Димитрия Ростовского, посад, возникший недавно г. Нахичевань-на-Дону причислены к Таганрогскому уезду, который в 1784 г. в составе Азовской губернии стал частью Екатеринославского наместничества, а в 1796 г. — Новороссийской губернии, но уже в составе Мариупольского уезда. 17 августа 1797 г. крепость св. Димитрия Ростовского с поселением преобразована в уездный центр, канцелярия которого размещалась в Таганроге.
[46] В 1797 г. восстановлена на Дону войсковая канцелярия. Павел I в 1801 г. заменил войсковое правительство Черноморского казачьего войска тоже войсковой канцелярией, которая имела шесть структурных экспедиций и в своем штате особое должностное лицо, назначавшееся государем.
[47] Брак Павла I с вюртембергской принцессой Софией-Доротеей-Луизой (в православном крещении Марией Федоровной) и рождение сыновей Александра, Константина и Николая упрочили немецкую этническую линию на российском престоле.
[48] Указом от 28 августа 1797 г. «О назначении границ Новороссийской губернии и о разделении ее на уезды» образован в составе губернии Ростовский уезд с центром в крепости св. Димитрия Ростовского. 8 октября 1802 г. уезд с центром в Ростове отошел к Екатеринославской губернии.
[49] См.: Ерошкин Н.П. Государственные учреждения дореволюционной России. М., 1983. С. 114.