Теория коллективного политического насилия и ее понимание
Цель данного исследования заключается в применении основной теории коллективного политического насилия к этнополитическим конфликтам на юге России. Теории коллективного политического насилия состоят из объяснений тому, что вызывает такие феномены, как мятежи, гражданские войны, бурные демонстрации, и так далее, а также что определяет причины и затрагиваемые отношения.
Коллективное насилие подразделяется на социальное, политическое и экономическое насилие. Подкатегории коллективного насилия предлагают возможные мотивы насилия, совершенного большими группами лиц или государствами. Коллективное насилие, которое стремится к продвижению конкретной социальной программы, включает в себя, например, преступления на почве ненависти, совершенные организованными группировками, террористические акты и самосуд. Политическое насилие включает в себя войну и связанные с ней насильственные конфликты, государственное насилие и другие подобные действия, осуществляемые большими группами. Экономическое насилие включает в себя нападения крупных групп на почве экономической выгоды - например, нападений, совершенных с целью подрыва экономической активности, отказ в доступе к основным услугам, а также создание экономического разрыва и фрагментации. Очевидно, что действия, совершенные большими группами могут иметь несколько мотивов[36].
Коллективное насилие может быть определено как инструментальное использование насилия со стороны людей, которые идентифицируют себя в качестве членов группы – является ли эта группа кратковременной или имеет более постоянную идентичность - против другой группы или набора лиц, для достижения политических, экономических или социальных целей[37]. Были признаны различные формы коллективного насилия, в том числе: (1) войны, терроризм и другие насильственные политические конфликты, которые происходят внутри или между государствами; (2) насилие, совершенное государством, такие как геноцид, репрессии, исчезновения, пытки и другие нарушения прав человека; (3) организованные насильственные преступления, такие как бандитизм и бандитские разборки[38].
Из книги, написанной Тед Герром "Почему мужчины бунтуют", мы можем подвести итог, что: (1) коллективное политическое насилие является одной из форм агрессии; (2) агрессия – результат гнева, поддерживаемого разочарованием; (3) основной причиной чувства разочарования является дисбаланс между тем, что кто-то получает то, что не дополучает другой: на языке Гурра, "несоответствие между величиной человеческого ожидания и величиной его возможностей"[39].
Чарльз Тилли, ведущий исторический социолог, считает, что имеются шаблоны для коллективного насилия, которые претерпевают различные формы - драки в барах, крестьянские бунты, забастовки, этнические конфликты, гражданские войны, и даже межгосударственные войны. Хотя Тилли опирается на жаргон и абстракции в его стремлении к объединительной основе, чтобы понять смысл этих различных видов насилия, преданный читатель обнаружит некоторые интересные результаты. Тилли утверждает, что активация скрытых политических идентичностей, которые разделяют людей на "мы" и "они" часто вызывает насилие. Но насилие возникает реже от ранее существовавшей ненависти, чаще - от резких неопределенностей и изменяющихся социальных условий, в частности, сокращение возможностей власти обеспечивать соблюдение соглашений или ограничения полиции. Тилли поддерживает это утверждение, делая полезный вывод о том, что характер и интенсивность коллективного насилия сильно зависит от типа правительства и его возможностей. Демократические режимы, как правило, испытывают меньше группового насилия, чем авторитарные из-за более широкого участия и более широкого спектра прав и институтов, и, таким образом, он приходит к выводу, что они являются лучшим лекарством от коллективного насилия[40].
В своей книге, Тилли подчеркивает, что насилие во всех его проявлениях является коллективным поведением - политически мотивированным и воспринятым взаимодействием между группами. Его утверждение не устанавливает никаких ограничений на рассматриваемые виды насилия. Он классифицирует, сравнивает и анализирует их, к примеру, как они варьируются от смертельной перестрелки между играющими в карты американскими ковбоями до геноцида в Руанде[41]. Исторически обоснованный социологический анализ эндемической проблемы коллективного насилия является, своего рода, облегчением.
Коллективное насилие характеризуется по крайней мере этими следующими постулатами[42]: (1) сразу же наносит физический ущерб лицам и / или объектам (ущерб включает в себя насильственный захват людей или предметов под принуждением или при сопротивлении); (2) включает в себя по меньшей мере двух виновников ущерба; и (3) исходит, по меньшей мере, частично от действий людей, выполняющих разрушительные действия.
При изучении коллективного насилия существуют четыре весьма разных общих подходов к объяснению насилия[43]: .[44]:(1) когнитивно-бихевиоральный, принимающий во внимание отдельные познания, эмоции, убеждения и ограничения, которые влияют на участие в коллективном насилии; (2) этнографический подход, который определяет насильственные практики и отношения в рамках их социальных и культурных условий; (3) организационный процесс, определяет зарождение насилия в качестве компонента или как результат организованного социального взаимодействия;(4) эпидемиологический подход связывает распространенность насильственных действий или событий с характеристиками их установок.
Коллективное насилие подразумевает такие разные формы, как террористическая деятельность, потасовки, погромы, массовые беспорядки, общественные нападения, насилие линчевателя, принудительная высылка, восстания, гражданские войны, революции и геноцид[45]. Со временем, люди также причислили к нему спонсируемый государством террор и межгосударственные войны.
Коллективы, участвующие в совершении коллективного насилия, кроме того, могут существенно различаться: небольшие сети или организации лиц, менее формально организованные толпы и собрания, слабо связанные между собой военизированные формирования, армии с разной степенью дисциплины, правительственная бюрократия[46]. Иногда члены доминирующих групп или государственных агентов наносят урон членам подчиненных групп. Иногда члены подчиненных групп инициируют насилие в отношении доминирующих групп или государства. Тем не менее, в обоих случаях, две группы акторов стремятся нанести ущерб друг другу.
В дополнение к многообразию форм и участвующих акторов, возникают проблемы истолкования коллективного насилия, его разнообразных форм и степени тяжести. Коллективное насилие может представлять собой относительно краткое событие, внедренное в большую цепь социального взаимодействия (это обычно происходит в террористической деятельности) или длительную серию насильственных действий, которые связаны в течение длительного периода времени (как в гражданской войне или геноциде)[47].
И степень тяжести насилия, применяемого в этих актах, существенно варьируется от одного случая к другому, начиная от незначительного повреждения имущества до разрушения тысяч и даже миллионов жизней[48]. Все эти вопросы требуют от исследователя серьезного внимания и квалификации.
С помощью приведенных выше объяснений, мы можем сделать вывод в определении коллективного политического насилия. В первую очередь, мы должны начать с самого понятия насилия. Насилие представляет собой прямое или косвенное применение силы, с целью нанесения физического вреда здоровью людей или материального ущерба имуществу. Коллективное действие относится к любому действию, которое направлено на улучшение положения, укрепление власти или влияние на целую группу, а не одного или нескольких лиц. И, конечно же, коллективные действия производятся организованными группами. Например, в данном случае (этнополитические конфликты)- этническими группами. Коллективное политическое насилие, поэтому может быть определено как насильственное коллективное действие, направленное на достижение желаемых группой политических целей в структуре социально-политической системы общества.