Глава 5 начало работы государственной думы. порядок проведения заседаний государственной думы
Статья 45
Выступающий в Государственной Думе не вправе нарушать правила депутатской этики - употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству депутатов Государственной Думы и других лиц, допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес, использовать заведомо ложную информацию, призывать к незаконным действиям. В случае нарушения указанных правил председательствующий предупреждает выступающего, а в случае повторного нарушения лишает его права выступления в течение всего дня заседания. В случае нарушения указанных правил депутат может быть также лишен права выступления на срок до одного месяца решением палаты, принимаемым большинством от общего числа депутатов.
Обязанность соблюдения депутатом Государственной Думы этических норм предусмотрена статьей 9 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", согласно которой ответственность за нарушение депутатом Государственной Думы указанных норм устанавливается Регламентом Государственной Думы.
По смыслу данной регламентной нормы под "выступающим", который не вправе нарушать правила депутатской этики, следует понимать депутата Государственной Думы. При этом лишению депутата Государственной Думы права выступления на заседании Государственной Думы должно предшествовать предупреждение председательствующего на заседании Государственной Думы о нарушении депутатом указанных правил депутатской этики. О принятом председательствующим решении о лишении депутата права выступления на заседании Государственной Думы в течение всего дня заседания в связи с повторным нарушением им правил депутатской этики указывается в стенограмме заседания Государственной Думы.
Вопрос о лишении депутата Государственной Думы, повторно, после указанного предупреждения председательствующего, нарушившего правила депутатской этики, права выступления на заседаниях Государственной Думы на срок до одного месяца может быть поставлен вне зависимости от принятия председательствующим решения о лишении этого депутата права выступления в течение всего дня заседания Государственной Думы. При этом под "общим числом депутатов" в данной регламентной норме следует понимать число депутатов Государственной Думы, установленное статьей 95 (часть 3) Конституции Российской Федерации, - 450 депутатов (смотри комментарий к статье 95 Регламента Государственной Думы). Решение Государственной Думы о лишении депутата Государственной Думы права выступления на заседаниях Государственной Думы на срок до одного месяца не оформляется постановлением Государственной Думы, а об этом решении указывается в стенограмме заседания Государственной Думы.
Согласно разъяснению Комитета Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы "решение о лишении депутата Государственной Думы права выступления, принятое в порядке, предусмотренном статьей 45 Регламента Государственной Думы, действует на весь срок и на все случаи выступлений на заседании палаты без исключения".
Статья 48
Депутаты Государственной Думы своевременно извещаются о вопросах, вносимых на рассмотрение палаты. Проекты документов и другие необходимые материалы предоставляются депутатам не позднее чем за три дня до их рассмотрения на заседании палаты.
Согласно "Разъяснению порядка исчисления установленного статьей 48 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации трехдневного срока предоставления депутатам Государственной Думы проектов документов и других необходимых материалов перед их рассмотрением на заседании палаты", данному Комитетом Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы, день направления проектов документов и других необходимых материалов по соответствующему вопросу депутатам Государственной Думы, а также день заседания палаты, на котором рассматривается данный вопрос, не входят в трехдневный срок, установленный статьей 48 Регламента Государственной Думы. В указанный срок также не входят праздничные и выходные дни, время работы депутатов Государственной Думы с избирателями и ежегодный оплачиваемый отпуск депутатов.
По смыслу данной регламентной нормы депутаты Государственной Думы могут извещаться о вопросах, вносимых на рассмотрение палаты, не только Советом Государственной Думы, который в соответствии с пунктом "г" части первой статьи 14 Регламента Государственной Думы формирует проект порядка работы Государственной Думы на очередное заседание. Комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе вправе заблаговременно самостоятельно организовать рассылку депутатам Государственной Думы соответствующих материалов еще до внесения этих материалов в Совет Государственной Думы для решения вопроса об их включении в проект порядка работы Государственной Думы на очередное заседание, в случае, когда данные материалы подготовлены к рассмотрению на заседании Совета Государственной Думы во вторник или в четверг, а рассмотрение этих материалов на заседании Государственной Думы предполагается в среду или пятницу. Такая практика широко распространена в деятельности Государственной Думы и отвечает требованиям данной регламентной нормы.
Статья 50
1. Заседания Государственной Думы проводятся в соответствии с разработанной Советом Государственной Думы и заблаговременно разосланной депутатам Государственной Думы примерной программой законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию, утверждаемой на одном из ее первых заседаний, с календарем рассмотрения вопросов на очередной месяц, составленным Советом Государственной Думы по предложениям депутатских объединений, комитетов и комиссий Государственной Думы, и с порядком работы Государственной Думы на очередное заседание, утверждаемыми Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов палаты.
2. Проект календаря рассмотрения вопросов Государственной Думой и формируемый на его основе проект порядка работы очередного заседания Государственной Думы составляются, как правило, исходя из последовательности поступления законопроектов в Государственную Думу. В проект порядка работы Государственной Думы законопроекты включаются в следующей последовательности:
а) законопроекты, рассматриваемые в третьем чтении;
б) законопроекты, рассматриваемые во втором чтении;
в) законопроекты, рассматриваемые в первом чтении.
3. Предложения о внесении изменений в календарь рассмотрения вопросов предварительно представляются в Совет Государственной Думы в письменной форме комитетами, комиссиями, депутатскими объединениями, группами депутатов или отдельными депутатами. Совет Государственной Думы принимает решение о внесении изменений в календарь рассмотрения вопросов или об отклонении данного предложения. В случае отклонения Советом Государственной Думы указанного предложения инициатор предложения вправе внести его непосредственно на заседании Государственной Думы, при этом первым предоставляется слово представителям депутатских объединений.
4. При внесении предложения об изменении порядка работы Государственной Думы депутат вправе мотивировать свое предложение только при постановке его предложения на голосование. Преимущественное право вносить предложения в порядок работы Государственной Думы предоставляется представителям депутатских объединений.
5. На обсуждение изменений и дополнений, вносимых в порядок работы пленарного заседания Государственной Думы, отводится не более 30 минут. Это время может быть продлено решением палаты, принятым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
6. В случае, если на заседании Государственной Думы порядок работы пленарного заседания был рассмотрен не в полном объеме, Совет Государственной Думы при формировании проекта порядка работы следующего заседания палаты включает эти вопросы в качестве первоочередных в соответствии с последовательностью, установленной статьями 50 и 51 настоящего Регламента.
Согласно "Разъяснению Комитета Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы о голосовании по изменению очередности рассмотрения вопроса на заседании палаты" решение по изменению очередности рассмотрения вопроса на заседании палаты принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. При этом при принятии данного решения под "общим числом депутатов Государственной Думы" в указанном Разъяснении Комитета Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы, а также под "общим числом депутатов палаты" в частях первой и пятой данной регламентной нормы следует понимать число депутатов Государственной Думы, установленное статьей 95 (часть 3) Конституции Российской Федерации, - 450 депутатов (смотри комментарий к статье 95 Регламента Государственной Думы).
Под "представителями депутатских объединений" в частях третьей и четвертой статьи 50 Регламента Государственной Думы следует понимать депутатов Государственной Думы - членов депутатских объединений в Государственной Думе, уполномоченных решениями депутатских объединений выступать от имени депутатских объединений и представлять их на заседаниях палаты (пункт "в" части первой и пункт "б" части второй статьи 17 Регламента Государственной Думы).
В соответствии со статьей 51 Регламента Государственной Думы внеочередному рассмотрению на заседании Государственной Думы подлежат: а) послания и обращения Президента Российской Федерации; б) законопроекты, внесенные в качестве срочных Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации; в) проекты федеральных законов о федеральном бюджете на очередной год и о бюджетной системе; г) федеральные конституционные законы и федеральные законы, возвращенные в Государственную Думу на повторное рассмотрение в порядке, предусмотренном статьями 105 и 107 Конституции Российской Федерации; д) нормативные правовые акты Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, имеющие статус законодательной рекомендации Союза; е) проекты федеральных законов о ратификации международных договоров Российской Федерации; ж) проекты постановлений о направлении представителей Государственной Думы в Конституционный Суд Российской Федерации; з) проекты постановлений Государственной Думы по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации к ведению Государственной Думы; и) проекты Регламента Государственной Думы и постановлений Государственной Думы о внесении в него изменений и дополнений. Иные законопроекты и вопросы могут рассматриваться во внеочередном порядке только по решению палаты, принятому большинством голосов от общего числа депутатов палаты.
Кроме того, в соответствии со статьей 80 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" рассмотрению Государственной Думой во внеочередном порядке подлежат законопроекты, внесенные Правительством Российской Федерации в связи с решением Конституционного Суда Российской Федерации о признании федерального закона или федерального конституционного закона не соответствующим Конституции Российской Федерации полностью или частично, либо в связи с тем, что из решения Конституционного Суда Российской Федерации вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании.
С помощью команды менюФайл ® Сохранить как запишите созданный документ на собственный Флеш_диск, а затем в папку ТЕКУЩИЕ ФАЙЛЫ с именем Лаб_1№(где № – номер варианта).
3) Загрузите текстовый процессор Microsoft Word. Введите в документ текст.